Бог
В этой статье мы будем обсуждать понятие о Боге (Всевышнем, Абсолюте). Возможно, некоторые термины будут непонятны читателю, на этот случай мы многие слова снабдили гиперссылкой, по которой читатель может прочитать подробнее об этом термине из других источников. Для многих духовных и религиозных людей темы о Боге довольнго сокровенны, поэтому мы сразу просим прощения, если в чем то можем задеть ваши чувства.
Мы сделали статью достаточно ёмкой, поэтому, многие понятия обсуждаются довольно сжато. Это сделано для того, чтобы, с одной стороны, обсуждение основной темы было достаточно целостным, и, с другой стороны, уменьшить объем статьи. И, как было упомянуто выше, чтобы раскрыть отдельные темы статьи: гиперссылки и интернет вам в помощь. Отдельные темы мы постарались раскрыть на страницах этого сайта, соответственно гиперссылки идут на статьи нашего сайта.
Те, кто называют себя духовными мистиками (не путать с магами и колдунами :) могут начать чтение с последней главы.
Под термином Бог разные люди понимали и понимают разное. Одни подразумевают под ним некую Личность, создавшую и контролирующую нас. А другие — что-то имперсональное и бесформенное. Некоторые говорят, что мы сами Бог, только забыли. Есть и такие, которые говорят, что Бога выдумали для удобства.
- Этимология слова
- Ведические писания о Боге
- Атман - субъект
- Таттва - Истина
- Брахман - Абсолют
- Параматма - Сверхдуша
- Бхагаван - Верховная Личность
- Ишвара
- Ачинтья бхеда-абхеда таттва
- Аватара
- Резюме
- Хари о Всевышнем
Этимология слова БОГ [бох]
Согласно Философской энциклопедии В. Кемерова слово «Бог» имеет общеарийское происхождение от слова «баха», которое имеет значения «благо», «одарение», «наделение».
Митрополит Антоний Сурожский также высказывает мнение, что «Русское слово Бог, насколько нам известно, происходит от санскритского слова бхага, которое значит богатый…»
Слово Бог похоже на слово Баш [бош] — голова (на татарском языке и некоторых других, "баш" = голова), то есть эти слова, возможно, имеют одни корни.
Вот, что говорят словари:
БОГ — высшее, создающее и устраивающее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон. (ВИКИПЕДИЯ)
БОГ — верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им (Ушаков)
БОГ — сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. (Философский словарь)
БОГ — абсолютное существо, не зависящее ни от каких причин, но причина всего существующего (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
БОГ — Аллах, Бхагаван, Вишну, Всевышний, Вседержитель, Всемогущий, Господь, Единый, Иегова, Кришна, Нараяна, Небо, Один, Предвечный, Ра, Рама, Род, Саваоф, Сварог, Создатель, Сущий, Сый, Творец, God, Gott, Dio, Dios, Dieu, Deity, … (словарь синонимов).
Понятие Бога в Ведических писаниях:
В этой статье мы постараемся взглянуть на Бога максимально целостно и не привязываясь к какой- то узкой религиозной традиции. Тем не менее, для выражения целостного видения Бога мы используем термины на санскрите и цитаты из различных священных писаний. Так как, на наш взгляд, из всех традиционных религий в индуизме тема Бога наиболее полно раскрыта, то мы в основном использовали концепции и цитаты из ведических писаний.
Под Ведическими писаниями традиционно понимают четыре Веды. Но мы здесь под Ведами понимаем более широкий список писаний индуизма. И основные понятия о Боге взяты из «Бхагавата Пураны», которая является комментарием к «Веданта-сутрам» и «Бхагавад-гиты», которая является частью «Махабхараты» - пятой Веды.
Сначала небольшое отступление, для определения терминов:
По Ведам, все сущее подразделяется на 2 класса миров ("высший" и "низший"):
- пара — субъектный, точнее, мир субъектов, духовный мир единства (субъектов и объектов).
- апара — объектный, точнее, мир объектов, материальный (включая "тонкоматериальный") мир двойственности (субъекты отделены от объектов и друг от друга).
Духовную часть мира (субъектный мир, мир «души», я или атмана (санскр. — субъект) описывают тремя основными качествами: сат, чит и ананда:
- Сат — "Бытие".
"Я — Есть" (сравните: "Сущий — Я есмь, Который есмь", Библия Исход, 3.14). Указывает на аспект существования Атмана вне пространства и времени, иначе говоря, "вечности" Атмана. - Чит — "Знание".
"Я — Сознаю". Способность Атмана познавать объективные и субъективные миры, себя и других. - Ананада — "Чувство".
"Я — чувствую" (санскр. ананда — «счастье, блаженство, радость»). Способность атмана чувствовать, которая в мире единства проявляется как блаженство, а в двойственном мире поляризуется как наслаждение и боль.
Атман — "субъект"
Атман — более широкое понятие, чем человеческая душа или наше «Я». Атман может относиться к любым субъектам: человеку, Богу или любым другим существам. Человеческое «Я» — называют Джива-атман, дживатма или джива.— «живое существо».
Слово «джива» происходит от санскритского дживас, с корнем джив — «дышать». Оно имеет тот же самый индоевропейский корень "жив", что и латинское слово vivus и русское слово живой.
Таттва - "истина". Абсолютная Истина.
ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж джнанам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате
«Те, кто познал Абсолютную Истину, говорят об этой Недвойственной Истине как о Брахмане, Параматме или Бхагаване.»
Несомненно, Бог - Един, но в то же время Он парадоксально примиряет в Себе, казалось бы, противоположные качества и понятия как, Личность и Безличное, добро и зло, единство и разнообразие, что и отражено в этом стихе на санскрите. Далее мы рассмотрим три качества Бога, описанного в стихе более подробно:
Брахман - "Абсолют"
(санскр. брах — «расти, нарастать» и ман — «отражать, верить, мыслить, разум») — понятие, обозначающее безличный, бесформенный, аспект Абсолютной Истины, первооснову всех вещей и феноменов. Брахману не может быть дано никакое позитивное определение, дать ему характеристику можно только через отрицание: бесконечный, неизменный, неподвижный. Брахман — соответствует качеству САТ. Похоже на то, как в физике понятие физического вакуума (не пустоты, а совокупности рождающихся и умирающих виртуальных элементарных частиц) принимается как первооснова всего. Хотя, понятие Брахмана гораздо глубже понятия физического вакуума.
В мировоззрении многих последователей других традиционных и современных религиозных традиций понятие Бога близка к понятию Брахмана. В Буддизме аналог Брахмана — это Нирвана. В Исламе, например, это отражается в отрицании формы Аллаха. В течении Адвайта, Бог и душа сливаются в одном понятии Брахмана.
Пророки, святые и другие духовные искатели опысывая свое общение с Богом описывают Его как Свет.
Когда Мухаммеда (мир ему) спросили, видел ли он Аллаха в своем ночном путешествии, он ответил: «Я видел свет и сейчас его вижу». Мусульманский праздник мирадж связан с ночным путешествием Мухаммеда. И Аллах предстает в Коране без всяких цветов, а лишь как: «Аллах – свет небес и земли. Он Сам является Светом и Он скрыт за светом.»(Коран 24:35)
Вот как Рамана Махарши (один из учителей современного движения адвайта) в книге «Весть Истины и Прямой Путь к Себе» описывает видение Бога в образе яркого света в храме: «Обнаружив храм (а это был храм Атуланатха Ишвары), он вошел в него и сел при тусклом свете одной чуть мерцающей лампады. Будучи поглощенным самадхи, он вдруг обнаружил чистое пространство, заполненное ярким светом. С изумлением юный преданный смотрел в направлении гарбха гриха (сокровенной святыни), чтобы увидеть, откуда появляется свет. Но источник света найти не удалось, так как свет быстро исчез. На месте, где видение открылось юному Свами, прославленный святой Тируджнянасамбандар некогда имел видение Господа Аруначалы и тоже в форме света. Здесь он установил лингам Господа Аруначалы, почитаемый живой традицией и поныне».
Джасмухин, автор книг по праническому питанию, описывает, что в молодости у нее было внезапное озарение ослепительно белым светом.
В ведической традиции аспект Брахмана, постигают гьяна-йогой (философское постижение Истины).
В Бхагавад-гите (18.54) осознание Брахмана описыватеся так:
брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самаx сарвешу бхeтешу ...
Тот, кто познает Брахман исполняется радости. Он ни о чем не скорбит и ничего не алчет. Он одинаково расположен ко всем живым существам.
Такого человека называют еще "атмарама" - "кто черпает радость (наслаждение) в атме (в своей духовной сущности)
Состояние (бытия) осознания Брахмана называют еще "мукти", или "освобождение".
Параматма - "Сверхдуша"
(санскр. парам — «верховный» и «наивысший», и атман — «душа, Я, субъект») — соответствует качеству ЧИТ. Параматма — Верховный Дух, «Сверхдуша», «Высшее Единое Я» всех живых существ. Параматма, в отличие от дживатмы, осознает одновременно бесчисленные тела всех живых существ. В Ведах (упанишадах) человеческую душу и Сверхдушу (дживатму и Параматму) сравнивают с двумя птицами, сидящими на дереве тела. При этом джива вкушает сладкие и горькие плоды дерева, а Параматма является Свидетелем (Совесть, "Бог в сердце").
Параматму можно сравнить с понятием мировой души в западной философии или "Богом в сердце" в Христианстве.
Параматме близко понятие Бога в Концепции общественной безопасности, разговаривающим языком жизненных обстоятельств.
Параматму можно описать также следующими качествами: Вездесущий, Всемогущий и Всезнающий. В контексте разделения "всего что есть" на реальность и иллюзию, Параматма - Тот, Кто не разделяет Сущее (по сути Себя) на реальность и иллюзию. То есть, Его восприятие безгранично и включает в себя все возможные варианты. Могущество Параматмы можно увидеть в том, как великие мистические йоги, пророки и святые, проявляет чудеса, такие как, хождение по воде, материализация, ясновидение, управление погодой и прочие. По сути, любое чудо - это проявление Параматмы. Параматма разделяет свое могущество с человеком, который осознает Его в какой то степени.
В ведической традиции аспект Параматмы постигают с помощью аштанга-йоги (восьми-ступенчатой мистической йоги), азы которого сейчас называют хатха-йогой. Йоги, осознавшие аспект Бога - Параматму, как описано в Ведах, обладают ашта-сиддхи - восемью мистическикими силами, такие как, анима, махима, ...
Бхагаван - "Верховная Личность"
(санскр. бхага — достояния, богатства, ван — обладать, в буквальном переводе означает «удачливый, благословенный, процветающий, обладатель достояний») — соответствует качеству Ананда — Обозначает Личностный аспект Абсолютной Истины, Верховную Личность Бога. Аспект Бхагавана от других аспектов Бога отличает взаимоотношения с другими. Эта личностная концепция Бхагавана более или менее соответствует общему понятию Бога в христианстве. Также и в других традициях, когда обращаются к Богу лично, то обращаются к Бхагавану.
В западной религиозной культуре принято общаться с Богом как с господином: "Ты - мой Господь, я - твой раб" или же как с Отцом - "Бог-Отец". Хотя некоторые современные учения предполагают и другое отношение Богу, например - дружба с Богом. В индуизме известны и другие виды взаимоотношения с Богом.
В Брахма-самхите (5.1) дается следующее следующее определение Бога:
ишвара парама кришна
сат-чит-ананда виграха
анадир адир говинда
сарва карана каранам
«Бог, известный как Кришна ("Всепривлекающий") или Говинда ("Источник и Повелитель чувств"), является Верховным Господом всех живых существ (парама ишвара).
Его духовное тело исполнено вечного бытия, безграничного сознания и блаженства (сат-чит ананда виграха).
Являясь началом всего, Сам Он не имеет начала (анадир адир).
Он есть изначальная причина всех причин (сарва карана каранам)»
В современном мире широко распространена концепция имперсонализма, например, современные движения в составе Нью-Эйдж (как движение адвайта), так и традиционные течения недвойственного восприятия мира (такие как монизм, солипсизм, буддизм и прочие), поэтому многие люди не могут допустить, что Бог может быть личностью. Они думают, что Бог как личность – это сказки бабушек о «старике с белой бородой на облаках».
Но здесь сказано: «Он есть изначальная причина всех причин». То есть также причина нашей личности, желаний, воли, свободы, способности любить, индивидуальности, чувств, способности воспринимать, познавать и размышлять. А не только причина Вселенной, звезд, планет, атомов, пространства и времени. Сарва карана каранам – Причина Всех причин.
При этом Бхагаван может проявлять свою личность неограниченным образом без потерь для личностной целостности. Он может принимать бесчисленное количество форм одновременно, и все они вечны.
Говорится, что Верховная Личность Бога, Бхагаван, обладает бесчисленными духовными качествами, из которых принято выделять шесть основных:
- Гьяна — «Знание»
- Вайрагья — «Отрешённость»
- Яшаса — «Слава»
- Вирья — «Сила»
- Айшварья — «Богатство»
- Шри — «Красота»
Риши Парашара перечисляет их в «Вишну-пуране» (6.5.79):
айшварьясья самаграсья вирьясья яшаса шрия
гьяна-вайрагьяйош чайва шанна бхага итингана
Гаудия-вайшнавский философ Джива Госвами объясняет этот стих в своих трудах «Гопала-чампу» (Пурва 15.73) и «Бхагавата-сандарбха» (46.10):
гьяна-шакти-балайшварья-вирья-теджамсй
ашешата бхагавач-чхабда-вачьяни вина хейаир гунадибхи
Атрибутами Бхагавана (без примеси неблагоприятных качеств) являются безграничное:
- Гьяна — «Знание»
- Шакти — «Энергия»
- Бала — «Сила»
- Айшварья — «Богатство»
- Вирья — «Мужество»
- Теджас — «Величие»
В ведической традиции аспект Бхагавана постигают с помощью бхакти-йоги (процесс раскрытия любви к Богу).
Есть еще один термин, относящий к Богу (Бхагавану) и богам (Девам):
Ишвара - Верховный управляющий
На санскрите ишвара — «господь, повелитель, управляющий».
Аспект Бога как Верховного управлющего хорошо описан в КОБ: Бог — надмирная реальность, осуществляющая Иерархически Наивысшее Всеобъемлющее Управление (ИНВОУ) в тварном Мироздании.
Логика достаточно общей теории управления такова, что неизбежно приводит к появлению термина «иерархически наивысшее всеобъемлющее управление».
Если называть всё своими именами, то иерархически наивысшее всеобъемлющее управление — это деятельность Бога — Творца и Вседержителя, одним словом это — Вседержительность.
Единство Живого существа и Бога
В согласии с философии Шри Чайтаньи Махапрабху — ачинтья-бхеда-абхеда таттва
Живое существо (дживатма) и Бог (Брахман, Параматма, Бхагаван) — одновременно Едины и Различны. И это непостижимо для разума.
Это можно понять на примере голограммы:
Бога можно представить как Целую голограмму, а живые существа — частицы голограммы. Таким образом, Живое существо подобно Богу.
Вот термин, относящийся к Бхагавану, и часто неправильно толкуемый:
Аватара - Явление
Аватара (санскр. «нисхождение») — нисхождение, явление, проявление (воплощение) Бога в аспекте Бхагавана. В христианском богословии, Бог буквально воплощается «во плоти», тогда как аватары Бога в индуизме являются вечными формами или ипостасями Бога, которые нисходят в материальный мир сохраняя свою всецело духовную природу. Существует различные виды «Аватар», по их целям и функциям.
Аватара Всевышнего позволяет живым существам проявить свои различные взаимоотношения с Бхагаваном, находясь в этом мире.
В современном истории многие могущественные личности объявляют или объявляли себя Бхагаваном, Богом или Аватарой, не являясь им в действительности, и вводя тем самым в заблуждение простых людей. Чтобы понять где истина, достаточно рассмотреть их реальные качества.
Резюме:
Таким образом, Единая Абсолютная Истина (Бог) — есть причина всех субъектов и объектов.
Для понимания разумом!, мы можем рассматривать Бога с трех различных точек зрения:
- Брахман — Единая, Бесформенная, Неопределяемая Изначальная Аксиома. Основа всех полевых структур и вакуума, своеобразный экран, на котором разыгрывается вся космическая сцена бытия.
- Параматма — Единый Субъект, Высшая Душа, вездесущий Свидететь, осознающий все объекты и субъекты, основа сознания.
- Бхагаван — Индивидуализированный Высший Субъект, обладатель бесчисленных личностных и безличных атрибутов, с соответствующими именами. Аспект Бхагавана позволяет Богу отделить Себя от «других» Себя, «частей» и «частиц» Себя для любовного обмена или взаимоотношений. При этом, Всевышний может проявлять свою Личность неограниченным образом (в бесчисленных формах) без потерь для личностной целостности
Различные аспекта Бога можно грубо сравнить с аспектами человека: Тело (аналог Брахмана), Сознание (аналог Параматмы) и Я (аналог Бхагавана) человека.
С точки зрения языка мы в современном нам мировоззрении оперируем 6‑ю личными местоимениями, которые, если углубиться в их метафизическую суть, определяют наши отношения с Богом...
Нужно понимать, что осознание (познание) Бога - это целостный процесс, и это обеспечивается целостностью познающего. А целостность познающего идет от его целостной духовной сути.
В зависимости от естественных предпочтений, познающие Бога делятся на:
- Имперсоналистов, или брахмавади - тех, кто основное внимание уделяют аспекту Брахман;
- Персоналистов, или бхакт (преданных Бога, верующих в Личность Бога) - тех, кто основное внимание уделяют аспекту Бхагаван.
При этом, если имперсоналисты вообще игнорируют аспект Бхагавана, то их называют майавади. Они считают, что реален только Брахман, все остальное - иллюзия.
Те же персоналисты, которые не принимают аспект Брахмана, имеют "нечистые мотивы", то есть хотят получить от Бога что-то взамен своей любви или служения.
Тех, кто на своем духовном пути концентрируется на мистическом могуществе, которое исходит из Параматмы, но игноруют аспекты Брахмана и Бхагавана, можно назвать мистиками, магами, чародеями или колдунами. Они используют тонкую энергию для управления грубой материей, но при этом игнорируют свою духовную суть.
Бог - парадоксален. И кто не принимает это - атеист, так как, не принимает Его как есть, и пытается Его ограничить.
В зависимости от предпочтений по аспектам Бога можно классифицировать религиозные учения и религии. Смотрите об этом в нашей статье "Четыре типа религий"
Также, Неправильно понимать, что Бог — это только Мужское начало. Он (Она) женское начало также, поэтому неправильно говорить о Боге как только об Отце, Почему — не Мать? В некоторых религиях это в какой-то степени понимают и говорят о Боге и Богине. Например, Радха-Кришна, Сита-Рама:
Лакшми - Вишну - Санкаршана
Сита - Рама - Лакшман - Хануман
Мы до сих пор обсуждали философский аспект познания Бога. Для балансировки наших аналитических рассуждений целостным восприятием, далее мы публикуем высказывание нашего учителя Роберта Каманьолы о Всевышнем.
ХАРИ (РОБЕРТ КАМПАНЬОЛА) О ВСЕВЫШНЕМ
«Бог есть Бог. Очень мало пользы от заявления того, что Бог – это Всевышний. Можем ли мы сделать Бога Всевышним, просто заявив об этом? Или это утверждение предназначено для того, чтоб убедить кого-то что Бог является Всевышним? Убеждение других – это удел теологов. Для меня же, в моей повседневной жизни, знание о Боге как о Всевышнем не имеет большого значения. Что из того, если я скажу что Личность, стоящая над всеми остальными является Высшей?
Я и так это знаю, и Бог это знает. Если мы рассмотрим это утверждение в контексте определения себя как низших и падших, то Бог – это великая высшая сила, а мы низшая сила. Эта высшая сила всё время над нами и мы не должны об этом забывать. И чтоб быть уверенными в том, что мы не забудем это, мы должны сравнить нашу высшую силу с чьей-то другой высшей силой и заявить отважно, раз и навсегда, что наш Бог – это лучший Бог. Такие мысли и делают религии тем, что они из себя представляют. Идея о том, что Бог является Всевышним - не плоха, но она не может реально улучшить нашу жизнь. Иногда она даже приводит к конфликтам и войнам.
Философам нужны какие-то концепции для дискуссий и споров. Если ты философ, то для тебя важно составить список различных форм Бога, о которых ты знаешь и структурировать их. Это то, чем философы занимаются. Если же ты мистик, то ты найдешь Бога, где бы Он ни проявился и примешь это Его проявление, когда бы ты его не нашел. И тебя не будет беспокоить, что Божества в твоем храме кажутся меньше чем настоящий Бог на небе (где-то там, наверху). Ты принимаешь энергию Божеств, их любовь, заботу, свою связь с ними. Ты принимаешь Их. Шакти шактиман абхеда (санскр.) – энергия и источник энергии не отличны.
Где бы ты ни нашел Бога, прими это. Ни секунды не переживай о том, что Бог, которого ты нашел – не высшая из высших форм и не выглядит так, как нам говорят или как нарисовано на картинках. Чувствуй Бога! Это лучше чем помнить определения Бога. Опыт всегда превосходит знание, так как нет лучшего способа узнать о ком-то, как почувствовать его энергию. Чувство не зависит от верования, и традиции к нему имеют слабое отношение. Но в то же время беседы о Боге помогают нам сфокусировать внимание на божественном. И чем предметнее обсуждение, тем сильнее становится ощущение Бога. Такое чувствование уверенно создает сильнейшую связь с Богом.
Можно ли сказать, что бог это Он или Она или может быть Оно? Или может лучше остановиться и перестать классифицировать тех, кого мы любим всем сердцем и душой и просто видеть их такими, какие они есть, чувствовать их такими, как они есть, любить их такими, как они есть. Как они любят нас такими, какие мы есть».
......
«Всевышний, как и мы — индивидуальность, с собственными личностными особенностями. Разница в том, что Всевышний может проявлять свою личность неограниченным образом без потерь для личностной целостности.
И поскольку Всевышний — это суть, охватывающая все индивидуализированные сути, даже притом, что те могут считать себя отдельными от Всевышнего, для его целостности вполне естественно относиться к каждому индивидууму в соответствии с тем, чего тот ожидает или желает; иначе говоря, в соответствии с тем, кем каждый является.
В своем оптимальном состоянии индивидуализированное бытие осознает себя и Всевышнего, и одновременно с этим воспринимает взаимосвязь всего сущего в матрице, и видит, что мы все — единое целое. Для такого индивидуализированного бытия не существует отделенности от Всевышнего. И любое, возникающее у него желание, будет совместимо с желанием Всевышнего, ведь Всевышний находится «на одной волне» с духовной сутью этого существа.
Другими словами, поскольку Всевышний и так уже «на нашей волне», то наша задача — настроиться на Всевышнего. Когда это происходит, наши желания совпадают с желаниями Всевышнего. Такое единение на уровне желаний не является каким-то компромиссом или подчинением воли одного воле другого; оно — результат осознания нашей единой сути».
(Из книги Хари «Сознательная эволюция или руководство для утоления духовного голода»).