Асуры и девы

Автор: Альфир и Ульяна Ситдиковы вкл. .

В 16 главе Бхагавад-гиты Кришна говорит, что «сотворенные живые существа» по своим качествам делятся на сампадам-даивим (живые существа божественной природы) и сампадам-асурим (живые существа природы асурической). Надо сказать, что часто санскритское слово "асура" переводят как "демоны". Но такой перевод имеет некую ораниченность, которую мы и хотим показать в нашей статье.

 


Такая (двойственная) природа живых существ становится явной на уровне 6 й чакры. Так, на уровне 6 й чакры некоторые ясновидящие определяют такую принадлежность в «черно-белой» гамме, как: «темные», «светлые», «потемневшие светлые» («серые») или «посветлевшие темные» и «черно-белые» (как своего рода гибрид). Такая принадлежность может определяться так называемой «генеалогией души», прослеживаемой как раз на уровне 6 й чакры. Пример подобного разделения можно увидеть у Даниила Андреева («божественные монады», «демонические монады»). А Шримад-Бхагаватам изобилует описаниями подобной генеалогии душ. Однако познавательнее всего проследить собственную генеалогию такого рода самому, опытным путем (например, в регрессии и т. п.). Эти качества культивируются душой из рождения в рождения, так, что можно отследить определенную личную историю развития души. Так же следует отметить, что эта «природа» не является «штампом». Так «светлые» души могут «темнеть» (становясь «серыми») и наоборот. Это связано с тем, что такая «природа» не является «неотъемлемым» свойством, а, скорее, частью «выбора» души и полученной в результате оного «наработки».


Сам же выбор происходит на уровне 7 й чакры: какую природу проявить, в зависимости от отношения к Единому, как к Личности или Безличному. Сводится этот выбор, главным образом, к тому, принимать ли свою божественную природу или свою связь с Богом, или мнить себя «отдельным» от Бога. Если мы считаем себя «отдельным» от Бога, то для нас «возвышение» или «просветление» или, если угодно «освобождение» — это «воссоединение с Богом», в буквальном смысле, как слияние с Ним воедино. То есть, «асурические натуры» рассматривают как совершенство «слияние воедино с Богом», или «становление Богом». Поскольку «место Бога» уже занято, то стать Им можно только «присоединившись к Нему» или «слившись с Ним воедино». В этом случае индивидуум отдает свое тождество, если можно так выразиться, в пользу того, чтобы отождествиться со Всевышним. По большому счету, довольно сложно сказать, что происходит с индивидуальностью, потому что в таком состоянии то, как «я» воспринимает самое себя, совершенно не уложится в опыт нашего обычного самовосприятия — ведь сознание индивидуальной сути как бы «гасится» сознанием Всеобщего Бытия. Индивидуальная суть в таком состоянии отождествляет себя со Всеобщим Бытием как с наивысшей формой Бытия. Так она может считать себя Богом, не обманываясь при этом, ведь, по большому счету, божественность сути всегда при ней, и ощущение единения со Всеобщим Бытием может укрепить «я» в осознании таковой своей природы.
С другой стороны, «божественные натуры» (девы) и так уже сознают божественность своего бытия и свою неотдельность от Бога. Поэтому для них соединение с Богом не является целью. Их представление о духовном совершенстве связано со взаимоотношениями с Божественным в контексте индивидуальностей: то есть, в личных отношениях с Богом.


Кришна в Бхагавад-гите описывает качества «божественных» и «демонических» натур. Мы склонны соотносить эти качества с тем, как проявляют себя индивидуумы уже в преломлении к остальным шести чакрам (от шестой к первой) в зависимости от того, каков выбор, сделанный на уровне 7 й чакры.

MeruMilk Ocian1


«Асуры» считают, что, в конечном счете, Абсолютная Истина Безлична (необъяснима и не может быть ограничена личностью), поэтому выделение какой либо одной личности в качестве Бога считают несправедливым, то есть они по своему мировоззрению «демократы». Так они выступают против девов в том, чтобы выделять одну личность и ставить ее выше остальных. Так как первопричина мира с их тоски зрения безлична, то они считают, что сами являются хозяевами мира. Или же, правителем может стать тот, кто своими качествами или деяниями стал достоин этого. И так как этот статус правителя, в их представлении, не закреплен вечно за конкретной личностью, то можно его всегда оспорить.

MeruMilk Ocian2


С другой стороны девы в качестве Абсолютной Истины принимают Личность Бога и безличное считают подчиненным аспектом, то есть, единение с Богом они ставят как бы на «второе место» в «разряде совершенствования». Это также имеет свои негативные аспекты, поскольку зачастую приводит к пренебрежительному отношению к Единству с Богом. Практически это проявляется в том, что девы также деградируют, когда начинают смотреть свысока как на тех, кто ищет единения с Абсолютом, так и на тех, кто проявляет «демоническую природу» в более «приземленных ее аспектах». Такое отношение с их стороны само по себе уже выявляет гордыню и служит основой к тому, что они сами забывают о божественной природе своей сути.


Надо сказать, что разделение на «божественные» и «асурические» натуры не обязательно связано с разделением людей на «хороших» и «плохих», как в контексте религиозных традиций или в социальном смысле, так и в общечеловеческом смысле. В обычной жизни среди «хороших» и «плохих» могут быть и «божественные» и «демонические» натуры. Как ни странно, «божественные» и «демонические» натуры могут быть на верхушке практически всех религиозных организаций, не говоря уж о политике. Но также, «божественные» и «демонические» натуры встречаются и среди признанных святых (такие личности в своем духовном росте вышли за пределы ограниченности своей « божественной» или «демонической» натурой). Это разделение также необязательно связано с тем, какую они философию исповедуют, какой религии принадлежат, и во что верят. Это связано с их «глубинным мировоззрением», которое проявляется в их качествах и деятельности, даже если они исповедуют философию, противоположную своей природе. Примеры тому существуют и весьма распространены. Так «асур» может призывать исповедовать некую религию с поклонением Богу, и поскольку в этом изменяет себе, то и его последователи будут введены в заблуждение. С другой стороны, носитель божественной природы может так далеко уйти от себя, что станет ревностным поклонником Адвайты или иного пути Просветления, имеющего целью воссоединение с Абсолютом. При этом он будет глубинно несчастен, поскольку добровольно лишает себя радости собственной природы в отношениях со Всевышним. Авторы считают, что духовный прогресс и «просветление» одинаково открыты как «божественным», так и «демоническим» натурам, но возможно, разными путями. И на этом пути, на каком-то его этапе, мы можем осознать свою «натуру». Такое осознание не препятствует духовному росту, а напротив, является его неотъемлемой частью в процессе обретения нами личностной целостности.


Итак, разделение на «божественные» и «асурические» натуры можно считать еще одним проявлением концепции двойственности (и появляется оно уже от 6 й чакры включительно — по «нисходящей»). На уровне души (от 7 й чакры и выше) такое разделение не прослеживается, поскольку тут «я» сознает и принимает как свое единство с Божественным, так и свое отличие как индивидуума.

 

PS.

Мы осознаем тот факт, что в этой статье мы дали немного расширенное определение термина «асуры» чем в ведической традиции, где асуры определяются как «противники» Дева Индры (Зевса, Перуна), а Суры, соответственно, - «сторонники Индры». А в культуре асуров принято считать сторонников Индры как демоны, а асуров – богами. Например, в культуре зороастризма «Дэвы» - считаются «плохими», а асуры (ахуры) – «хорошими».
Но в этой статье мы касаемся не исторического толкования терминов, а сути отношения разной группы существ к Абсолютной истине.


Обсуждение варианта статьи в форуме