Четыре типа религий
Все люди верят во что-то: в Бога, в ангелов, Нирвану, в материю и законы природы, в то, что нет Бога, в демонов, в магию, в себя, ... Существуют различные религии, секты, философии.
Самые многочисленные религии современного мира это:
И конечно атеизм, основанный на достижениях современной науки. Атеизм мы включили в наш список, потому что утверждение, что нет Личностного Бога - это постулат, принимаемый на веру и недоказуем с помощью восприятия мира физическими органами чувств или с помощью логики.
Давайте попробуем классифицировать различные верования людей в рамках Ведической концепции Абсолютной Истины.
В Ведах описывается, что Единого Всевышнего можно познать в трех аспектах: как высшую Личность Бхагаван, как Высшую душу каждого Параматму и как неописуемое безличное сияние Брахмана. Подробнее смотрите нашу статью Бог. По аналогии можно привести пример из Христианства: Бог-отец, Бог в сердце и Святой Дух. Грубая аналогия с человеком: душа - субъект - "я" человека, его сознание (тонкое тело) и физическое тело.
Аспект Бхагавана (Вишну) вечно проявлен в духовном мире (Вайкунтхе) в бесчисленных формах. Как один Бог может проявить бесчисленные формы? Аналогично тому, как человек дома, на работе, в санатории, то есть в разных местах, а также с разными людьми может играть разные роли. Прибавьте к этому также что все ваше время - настоящее время, иначе говоря, вы можете играть эти разные роли одновременно.
Мы рассмотрим четыре формы Бога, связанные с проявлением материального мира (чатур-вьюха): Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Материальный мир, состоящий из множества Вселенных находиться то в непроявленном состоянии, то проявляется (твориться, поддерживается и уничтожается),
- Васудева в форме Нараяны явялется прибежищем непроявленной совокупной материи. Он является источником единого сознания (читтам, см. Шримад-Бхагаватам 1.26). Нараяна означает "прибежище". Материальный мир в непроявленном состоянии покоиться в Нараяне.
- Санкаршана в форме Каранодакашайи Вишну (Маха-Вишну), проявляет всю совокупность материальной энергии в виде множества Вселенных. Санкаршана является источником эго (аханкарах). Карана означает - "причина". Каранодакашайи значит "Возлежащий в причинном океане".
Также Санкаршана является источником Шивы. Шиву часто изображают с полумесяцем на голове и четкой из рудракши на руках и пребывающего в медитации на своего Господа Санкаршану.
- Прадьюмна в форме Гарбходакашайи Вишну, входит во все Вселенные и создаёт разнообразие жизни в них. Пральюмна является источником разума (буддхих). Также Прадьюмна является источником Брахмы (Творца). Гарбха означает - "зародыш". Гарбходакашайи значит "возлежащий в океане Гарбха".
- Анируддха в форме Кширодакашайи Вишну, распространяет себя как вездесущая Параматма (Сверхдуша) во всех душах и в каждом атоме Вселенной. Анируддха является источником ума (манах). Кшира означает - "молоко". Кширодакашайи значит "возлежащий в молочном океане".
Анируддха также является объектом медитации йогов-мистиков.
Рассмотрим классификацию современных мировых верований (христианство, ислам, индуизм, будизм, магия, эзотеризм, атеизм и других) в вышеописанном контексте. Приведенная ниже таблица - примерная классификация современных верований по двум вышеизложенным "координатам". Она примерная, так как здесь конечно представлены не все верования, и те религии, которые представлены - довольно сложные организации, состоящие из различных течений, сект и направлений, и их конечно нельзя "разложить по полочкам" однозначно:
Причина всех причин, Начало всех начал, Наивысший Владыка | ||||
Чатур-вьюха | Васудева | Санкаршана | Прадьюмна | Анируддха |
Формы Вишну | Нараяана | Маха-Вишну (Каранодакашайи Вишну) |
Гарбходакашайи Вишну | Кширодакашайи Вишну |
Формы сознания | Единое сознание | Эго | Разум | Ум |
Бхагаван (Высшая Личность) |
Вайшнавизм | Ислам, Шиваизм, Шактизм | Христианство, Иудаизм | Аштанга-йога |
Параматма (Высшая Душа) |
Духовеный мистицизм, Даосизм | Суфии, Агхори, Тантра | Каббала, Христианский мистицизм |
Западный мистицизм |
Брахман (Неописуемое сияние) |
Буддизм, Дзен | Адвайта | Западный эзотеризм | Современные виды йоги |
Физически мир |
Восточный (ведический) материализм | Атеизм | Наука теоретическая | Наука экспериментальная |
Традиционные религии: христианство, ислам и индуизм объединяют поклоняющихся личностному аспекту Всевышнего (Бхагавану) в различных Его формах. Буддизм делает основной акцент на безличный аспект Всевышнего (сияние Брахмана). Эзотерики, акцентируя на внутренний аспект религий, более терпимы к различным традициям и акцентируют на аспект Брахмана и Параматмы. Приверженцы магии акцентируют внимание на тонкой материи. Атеисты - в основном современные ученые, уверенные в том, что личностного аспекта Бога нет и почитают безличностную основу мира (законы природы, теории, построенные с помощью ума и разума). Верить в то что Бога (личностного Бога) нет и истина только то, что мы познаем с помощью своих чувств и разума - это тоже вера. поэтому мы их тоже рассматриваем в этой статье. Таким образом, атеисты почитают безличностный аспект Бога (Брахман), которая проявляется перед нами как проявленная материальная Вселенная, доступная нашим глазам.
Третьей "координатой", по которому можно разделить почитателей Бога, это - мужской и женский аспект Истины, Инь и Ян. В индуизме принято поклонение Божественной Паре: Радха-Кришне, Сита-Раме, Лакшми-Вишну, Брахме и Сарасвати, Шиве и Парвати. Есть еще поклоняющиеся различным проявлениям Парвати (Кали, Дурга, Чанди,Тара, Сати, ) - шактизм.
Последователи Шивы также поклоняются его воплощениям, таким как Хануман или Шанкара, и его сыновьям (Ганеше и Сканде).
Четвертая "координата" почитания Всевышнего - это степень осознания человека, который поклоняется. Всевышнему можно поклоняться и косвенно. Есть люди которые поклоняются различным девам, асурам, ангелам, демонам, стихиям природы, великим людям, привидениям и другим могущественным существам, не осознавая их связь с Единым Целым. Здесь от степени осознания, того что все существа связаны со Всевышним и исходят из Него, а также того, что в сердце каждого существе пребывает Сверхдуша, определяет их положение в этой шкале. Если грубо сравнивать Бога с человеческим телом, то Бог - это все тело, а различные вышеперечисленные существа - это различные члены этого тела. С этой точки зрения мы осознаем, что палец - часть тела. Таким же образом различные могущественные существа являются неотъемлимой частью и представителями Всевышнего. Отдавая дань уважения всем могущественным существам, мы осознаем их связь с Всевышним. Нектороые религиозные люди признают только Единого Бога и не особо проявляют уважение могущественым существам, считая это многобожием. Другие же почитают и поклоняются разным могущественным существам, как Девы и ангелы. Об этом хорошо написано в 9-ой главе Бхагавад-гиты. "О Каунтея! Даже те, которые преданно чтят других богов, поклоняются только Мне, хотя и косвенно." (Бхагавад-гита 9.23). Сравните аналогичные высказывания из Корана: "Нет божества кроме Аллаха!" и Библии "Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим."
Таким образом, верования людей можно причислить к почитанию (прямому или косвенному) различных аспектов (личностных или безличных) четырех форм Всевышнего:
1. Васудеве в различных формах (Вишну, Нараяна, Кришна, ...) поклоняются вайшнавы, являющиеся частью индуизма.
2. Санкаршане в различных формах (Рама, Санкаршана, Шеша, Шива, Аллах, ...) поклоняются мусульмане, последователи Шанкары и шиваиты.
3. Прадьюмне в различных формах (Бог-отец, Иегова, Саваох, Брахма, Высший разум, ...) поклоняются христиане и ученые. Ученые же поклоняются косвенно принимая за Истину то что можно постичь разумом.
4. Анируддхе в различных формах поклоняются йоги-мистики и ученые. Йоги мистики в самадхи созерцают форму Анируддхи в своем сердце. Ученые же поклоняются Анируддхе косвенно почитая современную науку, основанную на законах логики (ума).
Если рассмотреть различие в почитании Истины глубже. то можем говорить о различных взаимоотношениях каждой индивидуальности (в частности человека) и Абсолютной Истины (Первоисточника, Первопричины и Полного Целого). Наши уникальные взаимоотношения с Полным Целым обусловлены расой - нашим самым сокровенным "вкусом" (выбором), который мы осознаем и чувствуем, когда связаны со своей "вневременной и внепространственной" частью - нашей сварупой.