• Дорога
  • Хари
  • Оран
  • Сати
  • Альфир
  • Аня
  • Бахули
  • Джасмухин
  • Кунпэнлинг
  • Елена
  • Шалыго
  • Люба
  • Кусум саровара
  • Махащаю
  • Дельфины
  • Сарвадева
  • Море
  • Саша
  • Синди Дейл
  • Альфир
  • Лес
  • Бахули
  • Лес
  • Дорога
  • Завтрак в персиковом саду
  • Рамбхору
  • Лес
  • Сати
  • Дорога
  • Харарата
  • Лес
  • Нанда
  • Нурова
  • Лес
  • Нурова
  • Сита
  • Таня
  • Лес
  • Лотос
  • Шалыго
  • Лотос

02. Свадхистхана чакра

Автор: Альфир и Ульяна Ситдиковы вкл. .

Вторая область сознания, которую мы рассмотрим — свадхистхана чакра (на санскрите сва — «собственный», адхистхана — «жильё»; буквально — «собственное жильё»). Это название связано с тем, что в древней ведической традиции свадхистхана чакру ассоциируют с «домом» лингама в йони (половыми органами). Ч. Ледбитер, на основе исследований оккультистов Запада конца XIX начала XX вв., 2‑ю чакру расположил в области селезенки, так как считал, что пробуждение центра свадхистхана крайне нежелательно, ибо это таит в себе опасности. Мы рассмотрим 2‑ю чакру как обширную область в брюшной полости. У женщин центр 2‑й чакры находится внутри матки и служит «центром женской силы». Эта чакра светится оранжевым цветом.

Чувства

Посредством 2‑й чакры мы чувствуем и получаем удовольствие от жизни. Чисто эмоциональная экспрессия является порождением второй чакры. Чувства, относящиеся больше к первой чакре, порождают «первобытные» инстинкты — животный страх, ярость или необузданную страсть. Чувства, зарождающиеся в самой второй чакре, «мягче» и «текуче», что более свойственно женской природе. А ближе к 3‑й чакре чувства становятся более осмысленными, такими как радость.

Ощущения на уровне 2‑я чакры переменчивы и нестабильны подобно волне на поверхности воды. Поэтому они постоянно меняются, в отличие, скажем от ощущений на уровне 10‑й чакры (смотрите соответствующую главу), которые стабильны. Развитая 2‑я чакра помогает «воплотиться» и раскрыть свое сознание на уровне сознания 10‑й чакры. Пример текучести чувств на уровне 2-й чакры: женский флирт и кокетство.

2‑я чакра позволяет нам получать удовольствие от жизни, смаковать, ощущать и упиваться тем, что производят другие чакры: «первобытными» чувствами корневой чакры, физическими ощущениями, мыслями, взаимоотношениями, возможностями, воображением, и даже тишиной. В отличие от первой чакры, вторая чакра — «двумерна». Мультики, которые так любят дети, воспринимаются на уровне второй чакры. В «мире второй чакры» все легко и просто, как в мультике про «Тома и Джерри», но при этом полно увлекательных переживаний. Это в случае, если 2‑я чакра «здорова». В противном случае человек может просто «застрять» в собственных эмоциях, что достаточно мучительно.

Эмоции

Вторая чакра категорична. Люди, живущие преимущественно сознанием этой чакры, любят делить мир на «черное и белое», влекомые эмоциональной стороной жизни. Эти люди любят плыть на волнах страсти и упиваться своими переживаниями, особенно яркими эмоциями ликования от побед и горечью от потерь. В своем здоровом состоянии такие люди обладают недюжинной «астральной» силой — не чем иным, как силой своих собственных эмоций, способных свалить наповал носорога и воскресить завядшего от тоски человека.

Чувства 2‑й чакры, соединяясь с мыслеформами 3‑й чакры, порождают эмоции. Если такие соединения энергии 2‑й и 3‑й чакры не распадаются после выражения эмоции, то могут породить эмоциональные блоки. Тогда определенная «проверенная эмоция» становится своего рода шаблоном, поскольку существует как программа в виде застывшего сочетания убеждений и чувств и применяется неосознанно и чаще всего «против нас самих». В основном травмы случаются с нами, когда во время переживания определенного эмоционального состояния мы испытываем ту или иную степень потери собственной целостности. В определенном смысле мы не можем утратить целостность, поскольку она является неотъемлемой характеристикой нас как духовной сути. Но парадокс обретения жизненного опыта заключается именно в состоянии мнимой утраты этой самой целостности. Все наши страхи зиждутся на этом основном, корневом страхе — потерять самих себя.

Так иногда нам может казаться, что мы проявляем себя не так, как нам того хотелось бы, или не так, как мы чувствуем. В этом случае, если разобраться, окажется, что мы пытаемся оценить переживаемый нами опыт в ключе заданных ранее установок или программ. Некое давнее разочарование может эхом отозваться и окрасить наше переживание самым неожиданным образом, тем самым в определенном смысле исказив «действительность». Разумеется, последнее весьма условно, поскольку переживания и действительность — две противоположные стороны одного и того же. Задаваясь вопросом о том, каким на самом деле является мир, в котором живем, мы не сможем прийти к иному выводу, кроме как к тому, который смогли уже сами осознать в результате пережитого нами опыта. А опыт, как известно, всегда основан на чувствах (даже если этот опыт мы усвоили в результате сопереживания). Мы чувствуем — значит, мы живы, по крайней мере, для самих себя.

Что же касается травм, полученных нами от других, то они, по своей сути являются продолжением или «наслоением» к нашим собственным «драматическим» установкам.

Единственный верный способ исцеления и недопущения травмирования на уровне эмоций и переживаний — приятие самого себя, безусловное, бескорыстное и постоянное. И в этом мастерство.

Иногда люди сетуют на то, что жизнь приносит им сплошные огорчения или разочарования. Но зачастую тут как раз срабатывают такого рода программы, закрепленные на неосознаваемых эмоциях. (Чаще всего такие программы распознаются в том, что мы реагируем однотипно на схожего рода ситуации). Эта тема подробно рассматривается в работах многих современных психологов, и мы не станем останавливаться на этом более подробно. Подчеркнем лишь то, что каждый из нас в состоянии научиться различать действие таких программ в своей жизни и со временем — выйти из под их контроля, открывая для себя новые грани свободы своей личности.

Вторая чакра по своему состоянию похожа на море и может быть спокойной как во время штиля, или же бурлящей, когда в ней происходят «штормы». Поэтому человек, в чьем сознании преобладает данная чакра, выглядит и действует весьма непредсказуемо и порой очень импульсивно. Ему следует научиться осознавать свои эмоции, чтобы овладеть собственной силой. Такие люди необычайно творческие, поскольку 2‑я чакра является центром чувств и творческой потенции, связанной с зарождением и созреванием чего-либо (детей, бизнеса, идей и проектов).

Энергия 2-й чакры

Во Введении мы уже приводили свое понимание энергии в контексте чакр. Но говоря об энергии второй чакры, мы имеем в виду конкретно ту ее часть, которая в психологии именуется «степенью внимания». Так, скажем, почему сексуальная энергия считается столь могущественной: она собирает в себе, аккумулирует очень много внимания. В данном ключе можно сказать, что энергия второй чакры — это энергия «аккумулированного внимания».

Когда мы встречаем что-то необычное, например, вы плывете на лодке и перед вами выпрыгивает дельфин, ваше внимание полностью охватывается этим переживанием. Вы чувствуете сильное удивление. Все ваше внимание собирается в одном переживании, и вы запоминаете этот случай до конца жизни. Это пример энергии «аккумулированного внимания». Может случиться, что вы переживаете горе. Ваше внимание тоже аккумулируется на переживании этой эмоции. Но если вы отвергнете горе, не желая его переживать, то ваша аккумулированная энергия внимания может надолго застрять в эмоции горя. И вы даже можете забыть об этом случае, но ваша застрявшая энергия не будет доступна, и, соответственно, останется меньше энергии для сознательного внимания. И третий пример: когда юноша и девушка влюбляются друг в друга, их внимание тоже собирается в переживании любви. Это пример «аккумулированного внимания» сексуальной энергии.

Сексуальная энергия признана одной из мощнейших сил. Она движет прогрессом. Если разобраться, то именно эта энергия — сочетание инь и ян, борьба противоположностей, если угодно, лежит в основе мироздания. Стремясь к воссоединению к собственной сутью, как бы парадоксально не звучало это — ведь мы сами сутью и являемся, мы обязательно стремимся приобщиться к собственной противоположности. Именно этим обусловлен поиск своей возможной «половинки». Разумеется, рассуждать о правомерности гипотезы «половинок» можно долго и пространно, но тут мы лишь хотим отметить, что для приятия собственной целостности человеку необходимо ощутить энергетическую целостность в единении с партнером. И такое единение может быть возможно, когда есть полное приятие, характеризующееся полноценным функционированием всех чакр. Такого рода переживание можно сравнить с «распадом личности», поскольку в состоянии полного энергетического единения, сопровождающего полноценный сексуальный взаимообмен, то, что мы привыкли считать своей личностью — наши самоопределения, диктуемые мыслями о себе, своими убеждениями, основанными на опыте и прочими внешними факторами — теряют свою ценность. Остается только само ощущение своего безусловного бытия, исполненного самоценности и ликования. Состояние «недумания» или «остановки мира», к которым стремятся буддисты и маги — есть состояние энергетического оргазма в целостном единении. Это состояние сродни самадхи — в последнем йог испытывает экстатическое единение со своей Высшей божественной сутью.

Духовный опыт человека начинается с переживания такого целостного единения. Именно сексуальная энергия подталкивает нас к самовыражению, принимающему в дальнейшем его развитии все более и более высокие и изысканные формы.

Также здесь уместно поговорить о состоянии единения с собственными чувствами. Когда человек принимает без редактирования или самоосуждения то, что ощущает и переживает, его потенциал обретает шанс на максимальную реализацию. Современные люди, перегружаясь рассудочными программами и эмоциональными травмами, накапливаемыми с самого раннего возраста, зачастую предосудительно относятся к такому безусловному приятию собственных чувств, не говоря уже о переживаемых ощущениях и, тем более — эмоциях! Но, откроем вам прописную истину духовного мистицизма — именно такое безусловное приятие себя в своих чувствах, ощущениях и переживаниях служит ключом к овладению собственной энергией и собственной жизнью. Когда мы способны непосредственно переживать свой опыт, без умственной и прочей его редакции, мы обретаем силу настоящего момента и стоим на пороге духовного мира, существующего вне времени.

В китайской традиции энергию 2‑й чакры называют «ци» (жизненная сила). Энергия 2‑й чакры находится непосредственно «над» энергией 1‑й чакры, поэтому с помощью энергии 2‑й чакры можно напрямую управлять физическим телом. Что как раз и используется в энергетическом целительстве, пранотерапие и у хиллеров.

А в боевых искусствах мастера показывают необычайную быстроту и силу, благодаря тому, что «аккумулируют» свою «энергетическую» силу в области на 4 пальца ниже пупка и на 4 пальца внутрь низа живота, где находится центр силы, используемый в боевых искусствах (кунг‑фу). Японские воины эту энергию называют Хара, шаманы же называют ее Тумо, которая особо характеризуется взрывной силой.

В славянских традициях эта энергия имела название «Жи» (иногда ее путают с «Хи») — или энергия жизни. Она связана с плавным течением жизненной силы в теле, и отсюда происходит «гимнастика»: умение владеть плавностью своего тела. Этот корень дает русский «живот» и, собственно «жизнь», «жилье» (адхистхана).

Эту же самую энергию в психологии именуют психической, или, как у К. Г. Юнга — либидо. В данном свете становится очевидно, что сексуальность — лишь одно из множества возможных проявлений этой энергии, но не специфическая ее разновидность.

Особую силу эта энергия обретает, когда человек развивает осознанность в отношении динамики его эмоциональных проявлений или как у Юнга «потребность найти конкретную форму для сознаваемого им динамизма психических событий». Научиться (или, вспомнить заново навык того, как) осознавать собственные эмоции и переживания — необыкновенно сильная духовная дисциплина. Духовность ее не в религиозной обрядовости. Отнюдь. Приятие себя как духовной сути подразумевает приятие собственных переживаний, в том числе и эмоциональных. Нет необходимости отождествлять себя с эмоциями, которые мы испытываем. Достаточно просто принимать свое достоинство при любых переживаниях. Эмоции не могут характеризовать нас в качественном отношении. Они являются частью нашего опыта, подобно оттенкам в палитре на живописном холсте. Но нельзя назвать картину плохой или недостойной только оттого, что какие-то из оттенков кому-то лично не по вкусу. Если мы можем переживать свой опыт не теряя себя в эмоциях, сознавая, что они лишь — часть его, то нам будет удаваться воспринимать картину собственной жизни более цельно и масштабно, и открывать для себя все новые и новые горизонты и глубины.

Оттого что эмоции — лишь составная часть опыта, они не являются менее значимыми, чем любая другая его составляющая. Эмоции и переживания идут рука об руку. И отслеживание своих переживаний лежит в основе сознательного отношения к собственной энергетике.

Баланс мужского и женского в духовных традициях

В господствующих мировых религиях последние несколько тысяч лет Богу поклонялись только как мужчине. Мужчина почитался, а женщине всегда отводилась вторая роль, если не подавлялась, что породило у людей множество блоков, связанных с серьезными искажениями в области сознания 2‑й чакры и блоки, создавшие «разрывы» между 1‑й и 2‑й, а также 2‑й и 3‑й чакрами, что не могло не возыметь весьма плачевных последствий для всего человечества. Наши чувства, живущие в каждом из нас как естественная часть нас самих, лишили поддержки жизненных сил 1‑й чакры и осуждались убеждениями 3‑й чакры. Это привело к охоте на ведьм, осуждению мистики, чувственности, и породило перекос в системе образования, когда превозносилось «мужское» знание — наука, логика и философия 3‑й чакры, а женское «знание» — мистическое знание, идущее от чувств, подвергалось осуждению и репрессиям. Это социальное давление влияло на женщин, побуждая их развивать мужские качества — 3‑ю чакру в ущерб 2‑й — «женской чакре». Таким образом женщины оставались на второстепенных ролях, так как опирались не на собственный «центр силы» — 2‑ю чакру, а на мужской «центр силы» — 3‑ю чакру. Об этом можно прочитать у Флоринды Доннер в ее книге «Жизнь в сновидении»: «... Дело в том, что в наше время знание выведено из достижений только на пути разума. Но у женщин иной путь, никогда даже не принимающийся во внимание. Этот путь может дополнить знание, но это должен быть такой вклад, который ничего общего не имеет с путем разума... Она объяснила, что мужчины, стремясь к господству, добились успеха, уменьшая таинственную силу женщины, превращая ее матку в чисто биологический орган, единственной функцией которого является воспроизводство, вынашивание мужского семени...» Смысл данной цитаты в том, что современная наука опирается в своем развитии на знания, полученные с помощью интеллекта (рассудка), контролируемого энергиями мужского характера и левого полушария головного мозга. Интуитивная же часть личности каждого человека связана с правым полушарием мозга и с женской энергией. Женская энергия познает мир во многом менее рационально, но зато более непосредственно (нет редакции рассудком). В этом смысле такой путь познания можно счесть загадочным – ведь он не поддается анализу рациональным умом, поскольку зачастую превосходит способности последнего. Именно в непосредственной интуитивной силе заключается мистическое могущество женской энергии. Но это вовсе не означает, что мужчинам такого рода энергия не доступна. В каждом человеке сочетается и мужское и женское, и потому как женщина, так и мужчина при полноценном раскрытии собственного энергетического потенциала и умении его балансировать, способны владеть таинственной силой интуиции.

Деградация «мировых религий» в значительной мере стала следствием такого перекоса «мужской» и «женской» энергий. Без достаточной поддержки женской силы одна только патриархальная система обречена на крушение, как жесткий скелет без мышечной массы, поддерживающей его своей эластичной прочностью. Именно женская энергия позволяет как мужчинам, так и женщинам проникать в самые глубины духовных переживаний и сокровенного духовного знания. Баланс мужского и женского — это залог здоровья, как для каждого отдельного индивида, так и для общества в целом.

В последнее время этот перекос постепенно устраняется, что позволяет нам более гармонично и целостно проявлять себя. С точки зрения авторов, этому процессу реабилитации женской энергии человечество во многом обязано великой личности — Шри Чайтанье Махапрабху, олицетворяющему Собой совокупность мужского и женского в Личности Бога. Эта мистическая личность называется «скрытой аватарой», поскольку о его пребывании на Земле знал лишь довольно небольшой круг его приближенных. Он жил в конце XV — начале XVI века в Западной Бенгалии, Индия — и не случайно это время совпало с возрождением западной культуры: эпохой Ренессанса и путешествиями Колумба. Для большинства своих современников он был лишь блестящим философом и удивительным вайшнавом, который проповедовал любовь к Богу как к целостному сочетанию мужской и женской энергии — к Радхе-Кришне. Но его появление было предсказано за многие тысячелетия до этого в текстах древних индийских Пуран. В настоящее время энергия Чайтаньи — совокупная энергия любви мужского и женского в Абсолютной форме проникает во все уголки и закоулки этого мира, вкрадываясь в сознание людей и преображая каждого отдельно, и мир в целом.

Следует отметить, что из жизнеописаний Чайтаньи его современниками мы можем узнать, что сам он был настоящим гурманом и ценителем красок жизни с большой буквы. Его эмоциональные проявления и переживания в любви с Богом — это шедевриальный пример проявления 2‑й чакры на духовном уровне во всей своей красе. И хотя Махапрабху, являясь Скрытой Аватарой, не отличается большой личной популярностью у человеческого населения современной Земли, Его влияние распространяется вне зависимости от того, знают ли люди о том, какова суть Его божественного вмешательства. В этом смысле становится более понятно значение термина «скрытая аватара» — Его личностный аспект малодоступен, но влияние энергии повсеместно.

Разумеется, Божий промысел имеет очень разнообразные формы и осуществляется через многочисленных агентов. В этом смысле нельзя преуменьшать заслуги и других проводников гармонизирующих энергий Золотого[1] века, характеризуемого усилением влияния женской энергии.

Очищение второй чакры

Вторая чакра связана с ощущением вкуса. Вкусы (на санскрите — раса) бывают шести основных видов: сладкий, горький, соленый, кислый, вяжущий и острый. Чтобы придавать пище определенный вкус можно пользоваться различными специями. Приготовление вкусной пищи, со сбалансированными вкусами — большое искусство. Процесс готовки и потребление такой пищи — помогает балансировать вторую чакру и поддерживать здоровье и вкус к жизни.

Как мы уже говорили, 2‑я чакра текуча и подобна морю, поэтому и специфические методы очищения второй чакры связаны со стихией воды: омовение тела (каждодневный душ, принятие теплой ванной с морской солью, купание в чистых водоемах), питье чистой воды. Все жидкости тела («жи») — это непосредственное продолжение энергии 2‑й чакры, а задержка жидкости в организме — показатель нарушений по 2‑й чакре. Также положительно влияет на вторую чакру употребление вкусной пищи, положительные эмоции, смехотерапия и приятные, полные хороших эмоций, впечатления. Наша потребность в пище в значительной степени определяется эмоциональным голодом. Особенно хорошо эмоции очищаются от хороших впечатлений в путешествиях, при купании в море или океане. Интенсивные эмоциональные переживания, носящие конструктивный характер, не только насыщают вторую чакру, но и позволяют балансировать энергии всех остальных чакр. Очищенная вторая чакра позволяет в полной мере наслаждаться жизнью во всей ее эмоциональной палитре.

Характеристики

Здоровая вторая чакра реализуется через ощущение вкуса, в чем ей «помогают» стихия Воды и такие органы в теле, как язык. Одна из непосредственных ее функций также реализуется гениталиями. В аурическом поле человека она занимает так называемое «тело чувств». При его полноценном развитии оно наделяет человека экстраспособностью к эмпатии и здоровому сочувствию, а также дает ее обладателю необычайную силу, такую как у мастеров боевых искусств, быстроту реакции, грациозность и плавность (как в кунг‑фу). Энергия этой чакры — осознаваемые нами наши собственные чувства — являются топливом для реализации любой мистической силы. И тут мы говорим о мистической силе в целом, поскольку приятие собственного эмоционального и чувственного потенциала как такового является основой для приятия собственной силы в принципе. Без такого приятия невозможно культивирование собственных способностей. Отрекаясь от собственного чувственного опыта, человек кастрирует себя энергетически, и тогда его развитие (в том числе и на духовном поприще) может быть не иначе как умствованием.

В теле эту чакру «отслеживает» так называемый «мозг млекопитающего» или лимбическая система и гормональные железы: гонады — яичники, яички — простата и лимфатическая система. Тыльная сторона 2‑й чакры служит в качестве трафаретной основы наших чувств. Человека со 2‑й «ведущей» или основной чакрой называют — «Чувствующий» (его описание смотрите в книгах Синди Дейл).

Мистическая цивилизация Атлантов[2], жившая на Земле до нашей истории была основана на второй чакре, брала и хранила силу эмоций, в отличие от Лемурийцев (живших до Атлантов), берущих силу от первой чакры. Наша сегодняшняя цивилизация построена на силе третьей чакры — логики и огня. Народные сказки — скорее всего — отголоски остатков мощи цивилизации Атлантов, поскольку сказочная энергия — ни что иное, как соединение силы чувства и сердца.

Музыка

Музыка второй чакры будит чувственность и романтизм. Она бурная и текучая. Она насыщена простыми эмоциями, как большинство эстрадной музыки. Она ориентирована на то, чтобы приносить удовольствие.

 


[1]              В Ведической литературе упоминается, что явление Золотой Аватары (Чайтаньи Махапрабху), знаменует собой начало эпохи духовного возрождения, именуемой Золотым веком. В известной нам западной истории этот период совпадает с началом Ренессанса.

[2]              См. работы Г. Бореева и Друнвало Мельхисидека