03. Манипура чакра

Автор: Альфир и Ульяна Ситдиковы вкл. .

3‑я чакра — это способность «я» воспринимать и создавать объектный мир, то есть — мир отдельных объектов в трехмерном пространстве. Тот самый мир, который мы видим глазами и слышим ушами. 3‑я чакра — переводчик между нашим внутренним миром и внешним объектным миром.

Голограмма

Сознание на уровне третьей чакры действует подобно голографическому преобразователю. Голограмма создается таким образом: трехмерный объект с помощью лазерной системы из двух когерентных источников света, записывается на фотопленку, и на фотопленке получается сложная картина из концентрических кругов (интерференционная картинка) — волновое представление этого трехмерного объекта или голограмма. Причем, в каждом участке голограммы содержится целостная информация о трехмерном объекте, за счет того, что любая часть трехмерного предмета отражена в каждой точке фотопленки, так что, если разделить полученную голограмму на части, то из каждой части можно будет восстановить целый трехмерный объект.

Голографическая природа восприятия также рассматривается наукой. О голографической модели мира хорошо написано в книге «Голографическая Вселенная. Новая теория реальности» Майкла Талбота. В этой книге глубинный (внутренний) уровень реальности называется импликативным (то есть «скрытым») порядком, в то время как внешний (объектный) уровень существования определяется как экспликативный, или раскрытый порядок.

С математической точки зрения, голограмма получается путем «преобразования Фурье», которая преобразует волновой «голографический мир» в привычный нам объектный мир и обратно. В физике это используется, например, в Фурье-оптике. Подобно этому и 3‑я чакра создает внутреннюю «проекцию» объектного мира и проецирует наш внутренний «голографичекский» мир вовне, являя тем самым пред нами воспринимаемый мир, объектный. 3‑я чакра, работая совместно с головным мозгом, преобразует внешний мир, который мы воспринимаем через наши глаза, уши и другие органы чувств в наше представление о нем как об отдельных объектах. С точки зрения современной физики материальный мир состоит из взаимодействующих элементарных частиц и полей, которые математически можно описать с помощью волновой функции. Но, глядя на мир, мы видим отдельные объекты: дома, машины, людей, животных и прочее. Такое наше восприятие позволяет нам манипулировать этими объектами. С метафизической точки зрения 3‑я чакра, являясь тем, что стоит между нами и миром, позволяет нам влиять на внешний мир непосредственно. Например, так, как описывает К. Кастанеда, говоря о способностях магов-толтеков.

Ментальный центр

Объектное восприятие мира позволяет нам понимать его, упрощая сложный мир в довольно простое представление о нем. А это — основа работы нашего мышления. Мы воспринимаем этот мир с помощью ума, являющегося центром всех пяти органов чувств, связанного с большими полушариями мозга. С помощью 3‑й чакры мы воспринимаем мир и мыслим в 3‑х измерениях (ширина, длина и высота), поэтому на этом уровне у нас «трехмерное мышление».

Также, в области 3‑й чакры находится наше подсознание, которое управляет нашим телом автоматически, поэтому эту чакру также можно назвать соматическим (телесным) умом.

На санскрите третью чакру называют: Манипурой (мани — «драгоценность», пура — «город»). Возможно, это связано с алхимией, так как с помощью манипура-чакрыдревние йоги изучали трансформацию металлов и получение золота. Но, скорее всего, этот термин относится именно к нашей собственной драгоценной самости. В ведической традиции тело человека вместе с чувствами представляли как город с девятью вратами (Шримад-Бхагаватам 4.25.37, 47). Поэтому манипура означает «город ума, или самости человека», поскольку ум является центром, куда сходится информация со всех чувств.

Эта часть сознания отвечает за наши размышления о повседневных (практических) делах. 3‑я чакра является источником «мирских» убеждений, мыслей, понимания и различения. Она является источником организаторских способностей.

3‑я чакра связана с ментальной ясностью: когда все ясно и понятно (гьяна). Любые переживания и ощущения на всех прочих чакрах могут полностью стать ясны нам, когда они формулируются на уровне 3‑й чакры, иначе говоря, когда они интерпретируется в трехмерном мире.

Самость

3‑я чакра является основой нашего убеждения об отделенности нашего существования от других, нашей самости (самооценки, самоуважения, самоопределения). Здесь мы думаем о себе как о мужчине или женщине, поваре или ученом… То есть, мы определяем себя в объектном мире.

Чувство эгоизма[1] тоже исходит от осознания себя на уровне 3‑й чакры — когда мы ограничены только осознанием своего «низшего Я» (первые 3 чакры) и не осознаем себя на более высоких чакрах, например, хотя бы на уровне 4‑й чакры.

Наше современное образование ведется в основном, на уровне 3‑й чакры. На этом уровне построена наша техническая цивилизация, основанная на науке. Наука, в практическом применении, работает с трехмерными объектами. Поэтому можно сказать, что западная цивилизация в особенности, уповающая на технический прогресс, построена на базисе 3‑й чакры.

Жизнерадостность

Одна из важнейших функций третей чакры — внутреннего солнца, нашей самости — ощущение беспричинной радости бытия. Ощущение себя собой — тем, кем мы являемся, приносит эту радость. Омрачается она обычно травмами, основанными на ущербной самооценке в сфере делать и являться (то есть — в самоопределении за счет деятельности или некой нашей функциональности). То есть, в своем здоровом состоянии мы способны испытывать радость жизни безусловно и как раз таки благодаря третей чакре. Третья чакра центрирует личность, выраженную в мире объектов. Соотнося себя с этим миром, мы даем себе определение именно на этом уровне. И чем мы целостнее, тем полноценнее будет такое самоопределение, и тем больше радости принесет нам ощущения себя в нем.

Цельную личность с сильной третей чакрой можно легко распознать по ее «излучению». Желто-золотистый свет словно источается из такого человека на окружающий его мир. Так, будто изнутри   него светит солнце. Рядом с таким человеком заряжаешься оптимизмом. А поскольку третья чакра также связана с глазами, то и они у такого человека лучатся внутренним светом радости.

Радость вообще  — это естественное состояние здоровья. Если что-то в нас ее омрачает, значит пришло время возвращать себе целостность. И центрирование в третьей чакре — один из ключевых элементов в этом. Здесь мы по-настоящему празднуем личную независимоть: свободу от необходимости в одобрении нашей самости и нашего самоопределения.

Переваривание

3‑я чакра позволяет преобразовывать грубые виды энергий в более тонкие виды и наоборот. Она связана с перевариванием и усвоением энергий физического мира — поступающей пищи, эмоций и информации от физических чувств. И обратно, 3‑я чакра позволяет объяснять информацию с более высоких чакр в понятных нам категориях. Таким образом, на информационном уровне 3‑я чакра — центр понимания, а на физическом уровне — позволяет переваривать и усваивать пищу.

3‑я чакра позволяет восприятие других чакр (более высоких) объяснять в объектных категориях. Трехмерное восприятие объектов привычно для человека, поэтому современный язык главным образом кодирует понятия, находящиеся в трехмерном варианте (за исключением четырехмерных, включающих временной фактор, и тех, что мы называем «явлениями» — их мерность превосходит уровень объектов). Таким образом, мы конкретизируем свой опыт на уровне «объективности». Это позволяет людям оперировать более-менее общими сегментами реальности и развивать и поддерживать ее совместно на этом уровне.

С другой стороны, для того, чтобы преобразовывать плотную энергию сознания в более тонкие, мы ограничиваем свою деятельность в объектном мире. Это позволяет нам освободить внимание для более тонкого восприятия, и переносит нас в более «высокие» вибрации.

Ра

Стихия, которая отвечает за преобразование материи и связана с 3‑й чакрой — «огонь». Общение с живым огнем (свечи, костер) позволяет очищать и гармонизировать стихию «огня». Оздоровительные посты также способствуют очищению 3‑й чакрыи накоплению «огня» (для аккумулирования и хранения этой энергии ее рекомендуется опускать ниже, ко второй чакре).

3‑я чакра является нашим личным «Солнцем» — Ра. Недаром йоги связывали ее со слогом «Рам». Эта чакра на границе со 2‑й чакрой является источником радости — «Ра-Дость — то, что дает Ра». Йоги говорят, что медитация на 3‑ю чакру дает потала-сиддхи (постоянное счастье). Крик Ур-Ра, тоже связан с Ра. Созерцание кРАсивых форм гармонизирует третью чакру.

МанипуРа — чакра радости. Радость — это сияние личного солнца. Каждый из нас — такое солнце. И в нашем здоровом состоянии (духовном + физическом с центром на манипуре) мы испытываем беспричинное и безусловное состояние Радости. Когда свет манипуры чист, прозрачен и беспримесен, энергия радости лучится из человека и распространяется вокруг, освещая его мир и привнося в жизнь всех, кто его окружает, эту радость. Соприкасаясь с таким человеком, мы невольно заражаемся его легким и радостным расположением духа. Когда третья чакра сильна и чиста, ее сила позволяет человеку с радостью и легкостью проявлять себя в мире трехмерных объектов и манипулировать ими играючи. В этом и есть мастерство Воли.

Воля

В ведической традиции 3‑я чакра ассоциируется с понятием тапас (на санскрите тапа — нагревать). Тапа еще интерпретируют как «аскеза» или «воля», что означает — самоопределение; подтверждение того, каким способом «Я» проявляет себя; подтверждение снова и снова своего выбора. Таким образом, 3‑я чакра — является одним из центров «мужской силы» — воли.

Такое подтверждение своего выбора — является добровольным ограничением для души и поэтому называется аскезой. Но аскеза необязательно должна быть неприятной.

В Ведах Вишну (Всевышний) говорит Брахме (Творцу Вселенной):

сриджами тапасаиведам грасами тапаса пунах
бибхарми
тапаса вишвам вирйам ме душчарам тапах

«Силой тапа Я творю космос, силой тапа поддерживаю его и силой тапа поглощаю мироздание. Таким образом, тапа является источником Моей силы». (Шримад-Бхагаватам 2.9.24)

Вот что пишет Карлос Кастанеда о воле:

«... В нас есть просвет; подобно мягкому месту на голове ребенка, которое закрывается с возрастом, этот просвет открывается, когда развиваешь свою волю.

Где этот просвет?

В месте твоих светящихся волокон, — сказал он, показывая на свою брюшную полость.

Чему он подобен? Для чего он?

Это отверстие. Оно дает место для воли, чтобы та могла вылететь подобно стреле.

Воля — это предмет? Или подобна предмету?

Нет. Я просто сказал, чтобы ты мог понять. То, что маг называет волей, есть сила внутри нас самих. Это не мысль, не предмет, не желание. Перестать задавать вопросы — это не является волей, потому что для этого нужно думать и хотеть. Воля — это то, что заставляет тебя побеждать, когда твои мысли говорят тебе, что ты побежден. Воля — это то, что делает тебя неуязвимым. Воля — это то, что позволяет магу проходить сквозь стену, через пространство, на луну, если он хочет.

Я ничего больше не хотел спрашивать. Я был усталый и несколько напряжен. Я боялся, что дон Хуан собирается попросить меня уйти, и это раздражало меня.

Пойдем на холмы, — сказал он неожиданно и встал.

По пути он снова начал говорить о воле и смеяться над моим замешательством из-за того, что я не мог записывать на ходу. Он описал волю, как силу, которая была истинным звеном между людьми и миром. Он очень тщательно отметил, что мир — это то, что мы ощущаем, каким бы способом мы ни делали это. Дон Хуан подчеркнул, что ощущение мира заключает в себе процесс восприятия всего того, что предстает перед нами. Это определенное «ощущение» совершается нашими чувствами и нашей волей.

Я спросил его, не была ли воля шестым чувством. Он сказал, что она, скорее, отношение между нами самими и ощущаемым миром». (диалог Кастанеды и дона Хуана из книги 2. Отделенная реальность)

Из этого отрывка мы видим, что «воля», о которой говорит Дон Хуан — это фактически то же самое, что и тапа, в отличие от «мыслей», которые базируется на 6‑й чакре (в голове).

Если «Я» или атман рассматривать в трех аспектах сат-чит-ананда — бытие-знание-чувство, то первые три чакры — это проявление этих аспектов в физическом мире. Первая чакра — проявление аспекта выживания — сат, вторая чакра — аспект чувственного восприятия — чит», и третья чакра, как радость самосознания — ананда.

Характеристики

Здоровая третья чакра на энергетическом уровне светится чистым желтым цветом. Этот цвет может варьироваться от лимонно-желтого до золотисто-желтого — во всех гранях оттенков желтого в зависимости от индивидуальности человека. Этот свет сравним со светом нашего «индивидуального солнца», расположенного в центре нашего тела — в области солнечного сплетения. Медитация на эту область и визуализация этого «солнца» способствуют успешному центрированию личности.

Очищенная третья чакра открывает способность к яснознанию: состояние, когда приходит однозначное и ясное понимание, что «это так и не иначе», хотя при этом человек может и не иметь четкого представления, откуда это понимание к нему пришло. Эта способность является естественным продолжением «ясности ума» — признака здоровья третей чакры. Здоровая и чистая третья чакра также награждает своего владельца естественным оптимизмом и позитивным взглядом на жизнь, основанном на природном здравомыслии. Человека с ведущей 3‑й чакрой называют — «Мыслящий». Тыльная сторона 3‑й чакры служит в качестве интеллектуальной трафаретной основы (см. книги Синди Дейл). В аурическом теле человека третья чакра проецирует так называемое «ментальное тело», отражающее ее непосредственные функции. В физическом же теле она берет на себя функции надпочечников и поджелудочной железы, а также она поддерживает зрение и глаза.

Музыка

Музыка третьей чакры — интеллектуальна и высоко-технична, без плавных переходов как в музыке второй чакры, эмоции здесь осмысленные, то есть — эмоции рассматриваются с «высоты интеллекта», а не чувствуются непосредственно. Основной инструмент — конечно, фортепьяно с ясными «дискретными звуками».

 

 


[1]              Эгои́зм (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т. п.