Ум — Манас


Прежде чем перейти к рассмотрению седьмой чакры, мы остановимся на особой стихии, которая проявляет себя в разных чакрах. Это — Ум.

В русском языке слова «ум», «интеллект» и «разум» почти синонимы. Здесь мы определяем слова «ум» и «разум» в соответствии с санскритскими понятиями манаси буддхи.

Ум на санскрите называется манас («думать», «ум», «мысль»). Является одной из трех тонких стихий сознания (читта): эго, разум, ум. (Шримад-Бхагаватам 3.26.27 и Бхагавад-гита 7.4,3.42. Мысли (вритти) — продукт деятельности ума.

Главные функции ума — санкальпа и викальпа. Эти два слова образуются из корня «кальпа» — «восприятие» и имеют много значений в зависимости от контекста.

Мы классифицируем значения санкальпа и викальпа по 6‑и чакрам:

1) активность и пассивность; 2) привязываться и отдавать предпочтение (пристрастие); 3) синтез и анализ; 4) принимать и отвергать; 5) согласие и избирательность; 6) постулирование и визуализация.

Ум пронизывает все тело человека и проявляет себя во всех 6‑и чакрах. Его также называют 6‑м чувством, так как он объединяет информацию со всех чувств (обоняние, вкус, зрение, осязание и слух) и «администрирует» чувства, поскольку является посредником между органами чувств и разумом. Это позволяет каждой чакре отдельно записывать и хранить воспринятую информацию, выполнять регулирующие и коммуникативные функции.

В Катхе Упанишаде (1. 3) тело человека сравнивают с колесницей, где: пять органов чувств (нос, язык, глаза, кожа и уши) — 5 запряженных лошадей, ум — вожжи, разум — возница, а пассажиром является атман — субъект, душа или «я» человека.

В Ведах говорится, что для творении материального мира Бог проявляет себя в четырех формах (чатур-вйух): Васудева, Санкаршана, Анируддха и Прадьюмна. Васудева является источником — читта (единого сознания). Санкаршана — аханкары(эго, способности к отождествлению). Анируддха — манаса(ума). Прадйумна — буддхи (разума). При этом Анируддха также проявляет себя как Параматма («Высшее Я») в сердце каждого живого существа.

Исходя из вышесказанного, можно понять, что ум, разум и эго имеют божественное происхождение. Это — аргумент тем, кто призывает отказаться от ума, разума или эго как от «материальных», а потому — обременительных для «духовного». Более того, божественные по своей природе, ум, разум и эго, являются продолжением энергии духа в ее стремлении к проявлению себя. И в таком контексте они — неотъемлемая часть процесса эволюции духа, и как таковые не могут быть попраны или «отвергнуты». В целостном проявлении «я» ум, разум и эго играют свои незаменимые роли. И задача эволюциониста в том, чтобы осознанно относится к самому процессу и к его составляющим, тогда сила ума, разума и эго будет проявлена и очевидна в своей божественности. Фактически, именно из этих первоэлементов происходит сотворение всех прочих стихий Вселенной. И познание Ума, Эго и Разума, то есть развитие своей способности к отслеживанию их проявлений и осознанию себя во взаимосвязи с ними — ключ к постижению тайн мироздания. Но такое познание идет в неразрывной связи с постижением себя, или, выражаясь опосредованно — «своего я». Идущие путем аштанга-йоги[1], на завершающей стадии, самадхи, созерцают в сердце олицетворение своего Высшего Я, форму Анируддхи или Параматму — источник ума.

Ум представляет собой мельчайшее проявление божественного волеизъявления: так, например, мы можем получать некоторые мысленные послания или образы и тому подобное, корректирующие и направляющие нас, от Сверхдуши[2] через ум. Ум пронизывает каждую клетку нашего организма. Йоги называют ум ану (мельчайшим, атомарным). Через ум мы осознаем свое тело, поэтому его часто путают с сознанием, тогда как последнее поддерживает функции не только ума, но и разума, эго и чувств. Таким образом, может показаться, что каждый орган тела и каждая клетка имеет свой собственный ум[3], но это проявление нашего единого ума. Центр ума всего тела — соматический ум локализуется в 3‑й чакре. Это, скорее всего, связано с тем, что в сознании современного человека преимущественно преобладает 3‑я чакра.

Ум является посредником между разумом и органами чувств, поэтому беспокойный ум может искажать наше восприятие. Беспокойство ума может быть осознанным или неосознанным. Неосознанные беспокойства ума вызваны нерешенными в прошлом задачами, отложившимися как блоки или помехи, о которых мы забыли и которые влияют на наше сознание и тело. Спокойствие ума приходит с отказом от сознательного и подсознательного стремления оценивать реальность с позиции «хорошо» или «плохо».

Неосознанные беспокойства ума (блоки) не позволяют нам контролировать свой ум. Поэтому решение лежит в очищении ума от беспокойств (осознанных и неосознанных). Очищенный ум позволяет адекватно воспринимать реальность разумом и соответственно адекватно действовать под руководством разума.

Принцип восприятия умом информации на разных уровнях, принципы образования блоков и цепочки блоков, также постепенное освобождение от блоков хорошо и наиболее подробно описаны Роном Хаббардом — автором систем Дианетики и Саентологии. Если подойти к этим учениям без предубеждений, то можно подчерпнуть много полезного. Основы описаны в книге «Дианетика». Ниже мы приводим краткую информацию о блоках.

Блоки

Когда «я» попадает в инцидент[4], то оно может получить травму[5] физического тела или сознания (психическая травма). Это происходит, когда «я» сталкивается с обстоятельствами, которых не может принять. Например, «я» может не принять ситуацию, потому что решает не проявлять себя определенным образом, подавляя свое желание и отказываясь от «части себя» (условно теряя свою целостность). Не принимаемую часть себя «я» блокирует[6] как «не я». Человек блокирует часть себя с помощью задержки дыхания, мышечного зажима и создания капсулы страха вокруг области травмы. Таким образом, память об этом событии закрывается (консервируется), чтобы «я» могло разобраться с ним позже, когда оно будет готово принять эту часть себя.

Цепочки блоков

Часть энергии «я», заключенная в капсуле блока «излучает тонко-материальные волны» определенной частоты, которая постепенно «притягивает» инцидент, похожий на предыдущий инцидент «сохраненный в блоке». Таким образом, «я» получает «второй шанс», чтобы разобраться с приятием отвергнутой части себя. Но оно может решить и второй раз действовать по-старому. С каждым разом «я» может все сильнее отвергает «не я» и уже не может действовать по-другому, вырабатывая устойчивую привычку. Так создаются целые цепочки похожих инцидентов и блоков.

Блоки разные авторы называют по-разному: «зажимом», «травмой», «застоем» или «инграммой» по Рону Хаббарду, «СКО» по Грофу, «матрицы» по Всехсвятскому, «незавершенные гештальты» по Перлзу, «подавленные целостности» по Козлову. В блоке ум записывает физическую и эмоциональную боль, шаблон дыхания и другие восприятия (видео, звук, обстановка и т. д. [7]).

Освобождение от Блоков

Эти блоки хранятся в теле и сознании до тех пор, пока их не разрядить или не «стереть».

Разрядка происходит, когда блок теряет силу в виде освобождения подавленных эмоций и боли, например, через смех или через слезы. «Стирание» блока происходит, когда осознана причина возникновения блока. В цепочке блоков разрядка происходит обычно от более поздних блоков к более ранним, а «стирание» — наоборот, от более ранних к более поздним. Процесс «очищения» состоит в интеграции этих блоков «не я» в «я», через пограничный уровень «может я, а может не я».

Этапы очищения

Техники очищения от блоков, «грязи» «не я» или интеграция «я» основаны на явлении резонанса. [8]

Исходя из определения резонанса, если прикладывать повторяющееся небольшое усилие долгое время, то эффект все более и более возрастает.

Можно выделить три основных этапа такого очищения.

Так в начале применения техники наши действия вступают в резонанс с определенными блоками, «спящими» в теле и сознании, «пробуждая» их. В этот момент мы можем ощутить незначительную боль, напряжение или раздражение в области блока.

На следующем этапе, по мере того, как мы продолжаем применять технику, то постепенно поднимаем блок из области подсознания в осознаваемую область. В этой стадии мы можем почувствовать усталость. (Причина практически любой усталости в жизни — «пробужденные блоки»).

Когда же блок всплывает в сознание, мы можем заново пережить инцидент, записанный в блоке. В этот момент наше дыхание становится таким, каким оно было в момент инцидента. И даже возможно вспомнить все «восприятия», записанные в этом блоке. Но в первую очередь мы испытываем те же зажимы мышц, дыхание, боль и эмоции. На этой стадии есть большой соблазн прекратить применение техники из-за усталости и боли. Но это было бы ошибкой. Потому что пробужденный блок обязательно проявится в реальной жизни, и тогда возможно появление сильной усталости, недомогания и даже болезней и травм. Поэтому на этой стадии нужно продолжать применять технику до облегчения. Процесс нельзя останавливать на плохом.

Продолжая применять технику, мы увеличиваем свою психическую энергию до того уровня, когда сможем принять то, что отвергли. В момент приятия происходит катарсис и облегчение. [9] Процесс облегчения или катарсис в спорте известен как «второе дыхание».

Золотое правило техник очищения — останавливаться на «хорошем». Когда нет никаких болей и напряжений. Если не следовать этому правилу, то «пробужденный» следующий блок вскоре проявится в реальной жизни.

Техники очищения

Существует довольно много техник для очищения от блоков. Мы можем отнести к ним, скажем, предлагаемый Хаббардом «процессинг», заключающийся в произведение любых осознанных повторяющихся действий. Например: хождение от стены к стене. Похожим механизмом обладает многократное повторение мантр и молитв на четках, кружение суфиев, дыхательные техники (свободное дыхание, вайвейшн, реберфинг, холотропное дыхание), физические упражнения спортсменов, боевые искусства и любые монотонные осознанные действия, удерживание разных статических поз (йоговские и даоские асаны). Очищающее воздействие имеет общение с чистой средой (помещение тела и сознания в чистую среду).

В наше время много других методов очищения ума, например: гештальтпсихология, Коучинг, в классической психологии — это Психоанализ.

Но наиболее действенным, по мнению авторов, методом естественного очищения от блоков является умение пребывать в расслабленном состоянии, или хотя бы — способность с регулярной периодичностью позволять себе возвращаться к таковому состоянию. Большая часть блоков зиждется на стрессе. Поэтому релаксация, как модно сейчас это называть, является самой лучшей терапией от перегруженности ментальным и прочим мусором. Расслабление является наиболее естественным состоянием для жизни, поскольку именно в нем мы способны в полнейшей мере воспринимать и проявлять себя на уровне бытия[10].

Ведические методы очищения ума:

Тантра, мантраи янтраобразуются из слова траяте «освобождение», «очищение».

Тантра освобождает нас от ограниченности сознания через приятие единства всего (4‑я чакра). Тан — «распространять», «ткань». В наше время смысл слова тантра сильно искажен, и разные школы понимают его по-разному.

Мантра позволяет очистить ум через погружение ума в звук (5‑я чакра). Ман — «мысль», «думать», «полагать». Наиболее известной из мантр можно считать священный слог «ом». Эта, мантра, состоящая из четырех звуков (а-у-анусвара[11]-м) является семенем всех Вед и содержит в себе все энергии мироздания в потенциальной форме.

Здесь авторы хотят обратить внимание читателя на получившую теперь довольно широкую известность и в западном мире, в том числе, мантру Харе Кришна[12]. К сожалению, повторение этой мантры без должного к ней отношения может возыметь чуть ли не обратный ожидаемому результат. Эта мантра является непосредственной трансляцией уровня 13‑й чакры — самой сути нашего бытия в его наиболее полном и глубинном варианте.

Янтра позволяет очистить ум путем сосредоточения разума на определенной форме (6‑я чакра). «Ян» — «удерживать», «сохранять».

Спокойствию ума и свободе от страхов способствует аналитическое понимание себя и мира — гьяна (3‑я чакра), которое позволяет понять единство всех и облегчает осознание единства через сердце (тантра) на опыте — вигьяна.

Для того чтобы получить доступ, к областям, которые блокируются умом и перевести их в сознательное восприятие, необходима психическая энергия (внимание), которая может быть получена из 2‑й чакры — нашего личного аккумулятора, через трансформатор (тапас) 3‑й чакры(сознательный контроль чувств).

И конечно, весьма полезна благоприятная деятельность (карма) (на уровне 1‑й чакры).

 

 


[1]              восьмиступенчатая система йоги, состоящая из следующих этапов: яма, нияма, асана, пранаяма, дхарана, дхьяна и самадхи

[2]              Бога в сердце каждого, Параматмы

[3]              Подробно это изложено в книге у Владимира Козлова, (1999). Истоки осознания

[4]              от латин. incidens, букв. падающий, инцидент — недоразумение, неприятное происшествие, столкновение

[5]              от греч. trauma— рана; травма — повреждение тканей организма, вызванное внешним воздействием или нервное, душевное потрясение

[6]              от англ. toblock— загораживать; блокировка — совокупность методов и средств, обеспечивающих фиксацию рабочих частей (элементов) аппарата, машины или схемы (электрической) в определённом состоянии, которое сохраняется независимо от того, устранено или нет блокирующее воздействие

[7]              57 восприятий человека по Хаббарду (1951год)

                Когда создается блок, то ум записывает в него все восприятия:

                 1. Время
 2. Зрительное восприятие (пространственная форма)
 3. Вкус (сладкий, соленый, острый, вяжущий, горький, кислый, …)
 4. Цвет
 5. Глубина
 6. Твердость, плотность (преград)
 7. Относительные размеры (внешние)
 8. Звук
 9. Высота (тона, звука)
10. Тембр
11. Громкость
12. Ритм
13. Обоняние
14. Осязание
15. Собственная эмоция
16. Состояние эндокринной системы
17. Осознание осознания
18. Собственный размер
19. Органические ощущения (ощущения состояния различных органов тела, ощущение давления, ощущение хорошего и плохого состояния)
20. Сердцебиение
21. Кровообращение
22. Состояние клеток и микрофлоры
23. Гравитационное восприятие (собственный вес и вес других)
24. Собственное движение
25. Движение (внешнее)
26. Положение тела
27. Положение суставов
28. Внутренняя температура
29. Внешняя температура
30. Баланс (равновесие)
31. Напряжение (тонус) мышц
32. Содержание соли в клетках
33. Поля / магнетизм
34. Движение сознания по траку времени
35. Физическая энергия (собственная усталость и др.)
36. Само-определение (относительный по каждой из 8 динамик: тело, семья, группа, человечество, жизнь, физическая Вселенная, Тонкая Вселенная (душ), Бог)
37. Влажность (собственная)
38. Направление звука
39. Эмоциональное состояние других организмов
40. Собственное положение на шкале тонов
41. Аффинити (свое и других)
42. Общение (свое и других)
43. Реальность (своя и других)
44. Эмоциональное состояние групп
45. Стороны света
46. Уровень нахождения в сознательном состоянии
47. Боль
48. Восприятие заключений (прошлых и текущих)
49. Восприятие расчетов (прошлых и текущих)
50. Восприятие воображения (прошлого и текущего)
51. Восприятие получения восприятия (в прошлом и настоящем)
52. Осознание незнания
53. Осознание важности и неважности
54. Осознание других
55. Осознание местоположения и размещения, относится к
(a) массам
(b) пространствам
(c) самому местоположению
56. Ощущение аппетита
57. Кинестезия (ощущение положения, движения, напряжения и т. д. частей тела)

 

[8]              резонанс (латинского resono — откликаюсь) — явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний, которое наступает при приближении частоты внешнего воздействия к некоторым значениям (резонансным частотам), определяемым свойствами системы. При помощи явления резонанса можно выделить и/или усилить даже весьма слабые колебания. Резонанс — явление, заключающееся в том, что при некоторой частоте вынуждающей силы колебательная система оказывается особенно отзывчивой на действие этой силы. Пример резонанса: ребенок на качелях может постепенно раскачать качели, махая ногами в такт раскачивания.

[9]              Катарсис (греч. katharsis— очищение) — связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты; в греческом религиозном врачевании — освобождение тела от какой-нибудь вредной материи, а «души» от «скверны» и болезненных аффектов.

 

[10]             Здесь мы говорим о бытии в понятии, предлагаемом Хари в его книге Сознательная Эволюция, где он определяет бытие как самоё «я». Далее, в подглаве Единство, мы приводим подробную цитату из этой книги по данной теме.

[11]             Особый носовой звук, получаемый в результате затяжного произнесения «м-м-м-м..м».

[12]             Ссылка из Википедии: «Харе Кришна — индуистская ведийская мантра на санскрите, которую также называют «маха-мантра» («великая мантра»). Состоит из 16 слов, которые являются именами Бога на санскрите: Харе, Кришна и Рама. Первое упоминание мантры «Харе Кришна» содержится в «Калисантарана-упанишаде» — одной из Упанишад, входящих в состав «Яджур-веды». В начале XVI века мантра «Харе Кришна» была популяризована в Индии индуистским святым Чайтаньей Махапрабху, а начиная с 1960‑х годов получила широкую известность за пределами Индии благодаря проповеди кришнаитского гуру Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанной им религиозной организации «Международное общество сознания Кришны».

                В индуизме считается, что слушание, повторение или пение мантры «Харе Кришна» возвышает сознание практикующего на духовный уровень. Согласно кришнаитскому богословию, повторение мантры «Харе Кришна» позволяет достичь высшего совершенства жизни — чистой любви к Кришне»...

                Сама мантра: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе