05. Вишуддха чакра
Вибрация
5‑я область сознания, которую мы рассмотрим ниже, связана с участком тела в области горла (шеи). В нижней части шеи она излучает на энергетическом уровне голубой, и к верхней области постепенно переходит в синий цвет. Основное качество нашего сознания в 5‑й чакре — способность «я» настраиваться, основанное на резонансе.
Способность настраиваться схожа с настройкой радиоприемника на различные частоты электромагнитного излучения. Подобно этому и мы посредством своей 5‑й чакрынастраиваемся на различные реальности (измерения, миры или личности).
Отметим, что способность настраиваться связана с понятием «частоты вибрации» («тональности»), которая не является частотой электромагнитных или других колебаний материальных полей. Говоря о колебаниях в физическом мире, мы всегда подразумеваем «колебания» материи. Но в случае с пятой чакрой, ее функция связана с самой способностью к «колебанию». Это можно понять на примере того, как человек воспринимает цвет — скажем, желтый цвет. Мы видим и распознаем этот цвет благодаря тому, что способность к распознаванию соответствующих световых колебаний как желтого цвета заложена в нашем организме (как функции глаз и мозга). С другой стороны, мы способны «видеть» желтый цвет и с закрытыми глазами, когда никакая световая волна не беспокоит нас извне. Это происходит, когда мы «визуализируем» желтый цвет или «видим его по памяти». В данном случае наша способность видеть и «воспринимать» желтый цвет не обусловлена внешним воздействием колебания материи, электромагнитных волн или чего-либо еще. Наша способность «настраиваться» на желтый свет в данном случае сама выступает в роли такого «колебания», приводящего к тому, что мы видим этот свет своим «мысленным взором» или «тонким видением».
Множественность реальностей
Человек интуитивно чувствует, что существуют другие реальности, кроме той, которую он воспринимает сейчас.
Это хорошо изложено в книге «Трансерфинг реальности» Вадима Зеланда: «... Имеется лишь один единственный, не подлежащий сомнению факт, который объединяет и примиряет все отрасли знания — многообразие и многогранность форм проявления реальности. Многовариантность нашего мира является его первейшим фундаментальным свойством....
Пространство вариантов представляет собой вполне материальную информационную структуру. Это бесконечное поле информации, содержащее все возможные варианты любых событий, которые могут произойти. Можно сказать, в пространстве вариантов есть все. Мы не будем гадать, каким образом эта информация хранится — для наших целей это не имеет значения. Важно лишь то, что пространство вариантов служит шаблоном, координатной сеткой любого движения материи в пространстве и времени....
Реальность проявляет себя во всем многообразии именно потому, что число вариантов бесконечно. Любая отправная точка выливается в цепочку причинно-следственных связей. Выбрав начало отсчета, вы получаете ту или иную форму проявления реальности. Можно сказать, что реальность разворачивается по линии жизни, в зависимости от выбранной точки отсчета. Вы получаете то, что выбираете. Вы имеете право выбирать именно потому, что бесконечность вариантов уже существует. Вам никто не запрещает выбрать себе судьбу по душе. Все управление судьбой сводится только к одной простой вещи — сделать выбор...».
Термин «пространство вариантов», который использует Зеланд, напрямую связан с санскритским понятием «поле акаши» или «эфир», в котором уже все существует во всех вариантах и во всех временах.
В связи с этим можно привести пример из науки. В современной физике вакуум не считают пустотой. Квантовая теория поля утверждает, что, в согласии с принципом неопределённости, в физическом вакууме постоянно рождаются и исчезают множество виртуальных частиц: происходят так называемые нулевые колебания полей. Это показывает, что теория физического вакуума близко подходит к сложному понятию древних Вед: акаши (кхам) — «эфира» или набхах — «небо», которое невозможно описать в пределах простой логики. Следует отметить, что ученые безуспешно пытались экспериментально обнаружить эфир еще в конце XIX — в начале XX веков, а некоторые и до сих пор не отказались от этих попыток. Но дело в том, что «эфир» или акаша не является физической субстанцией в строгом смысле этого слова. Скорее, «эфир» представляет собой основу (холст) всей физической материи и как таковой не обнаружим для физических приборов. По этому поводу мы адресуем наших читателей к упомянутой в начале книги теореме Гёделя о неполноте.
Некоторое впечатление о множественности реальности можно получить из фантастического сериала «Cлайдеры». Или из фантастического романа Айзека Азимова «Конец вечности»:
«...Реальность не является чем-то установившимся, вечным и нерушимым, она подвержена непрерывным изменениям.
…Приключения человека, который попадает в прошлое и убивает там собственных дедушку или бабушку до того, как появились на свет его родители — это фундаментальный парадокс путешествий во Времени, если считать Реальность неизменной...»
Известный писатель Даниил Андреев в книге «Роза мира» описывает более 240 параллельных миров нашей планеты Земля. Такую Землю со всеми мирами Даниил Андреев называет Шаданакар:
«Шаданакар — собственное имя брамфатуры нашей планеты. Состоит из огромного числа (более 240) разноматериальных слоев, инопространственных и иновременных.
Наш физический слой — понятие, равнозначное понятию астрономической Вселенной, — характеризуется, как известно, тем, что его Пространство обладает тремя координатами, а Время, в котором он существует, — одной. Этот физический слой в терминологии Розы Мира носит наименование Энроф.
На арене современной науки и на арене современной философии все еще длится спор о бесконечности или конечности Энрофа в пространстве, о его вечности или ограниченности во времени, а также о том, охватывается ли Энрофом все мироздание, исчерпываются ли его формами все формы бытия.
Понятие многослойности Вселенной лежит в основе концепции «Розы Мира». Под каждым слоем понимается при этом такой материальный мир, материальность которого отлична от других либо числом пространственных, либо числом временных координат. Рядом с нами, сосуществуют, например, смежные слои, Пространство которых измеряется по тем же трем координатам, но Время, которых имеет не одно, как у нас, а несколько измерений. Это значит, что в таких слоях Время течет несколькими параллельными потоками различных темпов. Событие в таком слое происходит синхронически во всех его временных измерениях, но центр события находится в этом или в двух из них.
За редкими исключениями, вроде Энрофа, число временных измерений превышает, и намного, число пространственных. Слоев, имеющих свыше шести пространственных измерений, в Шаданакаре, кажется, нет. Число же временных достигает в высших из этих слоев брамфатуры огромной цифры — двести тридцать шесть.»
5‑я чакра в парадигме Кастанеды, скорее всего, связана с точкой «Разговор» из первого «кольца силы». Именно «внутренний диалог» удерживает нас настроенными на эту реальность.
Чтобы описать параллельные реальности, некоторые авторы вводят понятие множественности Вселенных или же вводят понятие многомерности времени. В общем случае можно считать, что наша 4‑х мерная реальность (3 измерения пространства: ширина, длина и высота и 1 измерение времени: линия течения времени из прошлого в будущее) является частью большей многомерной реальности с множеством пространственных и временных координат. С математической точки зрения это можно описать как «Топологическое пространство», но вполне возможно, что реальность больше, чем всевозможные математические пространства.
Эти примеры свидетельствуют как о многовариантности нашей обычной реальности, так и о том, что существует более общая реальность, в которой наша реальность — частный случай. Нашу субъективную реальность определяет то, что мы можем воспринимать. Воспринимаем же мы то, на что настроены.
Фильтр
5‑я чакра служит фильтром, который отсеивает ненужные реальности и удерживает нас настроенными на одну конкретную. Поэтому на санскрите его называют вишуддха — «очищающий», «полная чистота».
В Ведах описана интересная история о том, как Шива выпил яд кала-кута и удержал его в горле, чтобы не отравиться, его шея посинела, поэтому с тех пор Шиву зовут Нилакантха — «Сине-шеий». (Шримад-Бхагаватам, 8.1, Глава 7) Интересно рассмотреть значения слова кала-кута: кала — означает время, кута — яд, иллюзия, обман, окутывать. Кала-кута можно перевести и как «иллюзия, возникающая из-за покрытия реальности временем».
Таким образом, 5‑я чакра фильтрует наше восприятие общей реальности, отсеивая варианты реальности, которые мы не выбираем, сохраняя «чистоту» нашего восприятия.
Люди часто используют фильтр 5‑й чакры неосознанно. Например, когда человек сталкивается с чем-то непонятным для него, он обычно говорит себе: «Ну, это гипноз, это — иллюзия, это — галлюцинация, это — самовнушение». Таким образом, словами «гипноз», «внушение», «галлюцинация», «сон» и прочие, он закрывает как фильтрами «свою реальность» от неизвестного.
В течение жизни, с самого рождения общество помогает нам настраиваться на общую «объективную реальность», объясняя или закрывая словами необъяснимые явления.
Фильтр 5‑й чакры защищает нашу субъективную реальность. Но этот же фильтр делает нас узниками своей ограниченной реальности, создавая иллюзию того, что существующее ограничено тем, что мы воспринимаем. Часто мы закрываемся даже от «известных» вещей, подменяя непосредственное восприятие явления или вещи их «заменителями» в виде слов-названий, не позволяющих нам полноценно проживать свою жизнь.
Звук
Через 5‑ю чакру мы выражаем «свою истину», обычно через слова. Говорят, что мысли создают реальность, но мысли мы не воспринимаем физическими органами чувств, слова же можем услышать. На этом уровне — «более тонкая» реальность материализуется и становится осязаемой. В Библии говорится: «Вначале было слово…». В Ведах тоже говорится, что физическая материя начинается со звука. (Шримад-Бхагаватам, 3.26.32).
Спящего человека, странствующего по другим мирам, быстрее всего можно разбудить с помощью звука. Для шамана, осознанно путешествующего по другим мирам, звук может являться проводником или «ниточкой» домой, в нашу реальность. Поэтому в медитации шаманы используют бубен.
Слова имеют огромную силу «созидания» реальности. Недаром говорят, что «слово — лечит и слово — калечит». Словом можно проклясть или благословить. Сила слов зависит от силы эмоций, то есть от 2‑й чакры. Чтобы увеличить силу слова йоги практикуют сатьям — говорить только правду и мауна — обет молчания.
С помощью слов мы можем определять (выражать) свою реальность. Такая сила слова используется в техниках с аффирмациями (ранее они назывались в народе «заговорами»). Аффирмация (от лат. affirmatio) — это утверждение в положительной форме и в настоящем времени. В этой связи есть весьма полезные техники EFT (техники эмоциональной свободы) с использованием аффирмаций и точечного массажа. Рой Мартин в своей книге «Искусство эмоционального баланса» дает хорошее использование аффирмаций.
Аффирмации издревле используются во многих целительских практиках. И в наши дни они стали пользоваться широкой популярностью. Но следует учитывать, что эффективность любого заговора или аффирмации прямо пропорциональна чистоте того, кто их применяет. Поэтому их необходимо совмещать с комплексным очищением (на прочих уровнях).
Общение
Способность настраиваться позволяет нам общаться (в том числе символами), слушать, слышать, говорить и петь. Чем лучше мы настраиваемся на собеседника, тем полнее можем его понять.
В связи с этим можно привести в пример треугольник АРО из Саентологии:
«Вершины треугольника АРО: Аффинити[1], Реальность, Общение. Реальность — согласие. Реально то, что мы согласны считать реальным. Эти три вещи взаимосвязаны: «Взаимосвязь вершин треугольника сразу станет очевидной, если задать такой вопрос: “Вы когда-нибудь пробовали разговаривать с разгневанным человеком? ”Без высокой степени приязни и без некоторой основы для согласия нет общения. Без общения и некоторой основы для эмоционального отклика не может быть (общей) реальности. Без некоторой основы для согласия и общения не может быть аффинити. По этой причине мы называем эти три вещи треугольником. Ни одна из вершин этого треугольника не может существовать без двух других. Если кто-то желает получить любую из вершин данного треугольника, он должен учесть другие две.»
Язык, слова и «картина мира»
Считается, что человеческая цивилизация в корне преобразилась при появлении языка как средства для общения и выражения. При этом, как и когда именно язык «появился» «история умалчивает» или предлагает весьма неоднозначные гипотезы. Но в любом случае, и те, кто считает, что язык развивался от примитивных форм к более сложным, и те, кто придерживается обратной точки зрения, сходятся на том, что язык отражает так называемую «картину мира» человека, выражающего себя с его помощью. Иначе говоря, те представления о реальности, что есть у человека, и будут основой для его языковой базы или того, какие понятия он постарается выразить через знаковую систему слов. Ведь на практике мы используем только те слова и термины, которые понятны нам. Прочие нам просто незачем употреблять. И наоборот — если мы по той или иной причине вынуждены ввести в свой обиход новые слова, нам приходится обогатить и свое мировоззрение: открыть для себя нечто, что скрыто за этим, ранее непонятным нам, словом. Продолжая эту мысль, можно прийти к однозначному заключению, что мерность сознания также находит свое выражение в языке. Здесь под «мерностью сознания» мы понимаем мерность мышления. Например, наш практичный ум на уровне 3‑й чакры можно назвать «3‑х мерным сознанием», так как такое сознание оперирует трёхмерными объектами. Поэтому, осмелимся предположить, что потенциал пятой чакры позволяет этому средству коммуникации быть как минимум «пятимерным», хотя сами авторы, исходя из собственного опыта, могут похвастаться лишь «тенью» восприятия подобного языкового феномена (полученного в ходе одной энергетической практики).
Следует отметить, что система языка, как таковая, складывается уже не без помощи шестой чакры, где, собственно, мы и «созерцаем» вышеупомянутую «картину мира», если можно так выразиться. Но сама потребность к выражению и ее реализация функционируют именно на базе пятой чакры, через которую мы придаем символам-словам звуковую форму, транслируя их и «впечатывая» в реальность на «мольберте» эфира. Пятая чакра служит нашим «коммуникативным портом», и именно на этом уровне язык выполняет свою функцию средства выражения и общения. На уровне же шестой чакры он может косвенно служить определенным остовом для систематизации восприятия реальности.
Эстетика
Развитая пятая чакра позволяет человеку не только озвучить свои потребности и донести до окружающих свои мысли, но и выразить себя в звуке уникальным образом. И чем чище пятая чакра, тем более изысканной и эстетически «отточенной» будет форма такого выражения. Поэтому музыка считается одной из наиболее полных форм выражения себя в звуке, из всех доступных и известных на сегодня человеку. Музыка преодолевает ограничения мерности обыденной для нас действительности и, окрыляя нас, увлекает в путешествия по неизведанным мирам, отраженным в звуке. В этом ключе звук служит непосредственным проводником в реальность другого человека (если понимать под таковой субъективный мир человека). И, продолжая эту мысль, можно заключить, что внутренний мир любого исполнителя и композитора приоткрывается нам, если мы позволяем себе настроиться на его музыку. То, насколько этот мир богат и изящен, будет непосредственно ясно из такой музыки. Слушая музыку того, чье сознание где-то и в чем-то «расширено» больше нашего, мы обогащаемся сами, приобщаясь к новым «тональностям» и реальностям. Естественно, существуют такие аспекты этих реальностей, которые могут быть столь далеки от нашего привычного восприятия, что мы можем даже не заметить их. Ведь есть такое выражение, что мы «слышим только то, что понимаем». Но это и так и не так. Когда мы отпускаем необходимость «понимать» с помощью своего «трехмерного ума» (ума на базе 3‑й чакры) и переходим к сердцу, то двери нашего восприятия преодолевают барьер этой закономерности, и мы обогащаемся новым опытом непосредственного переживания реальности, пусть еще и не знакомой нам, и где-то или в чем-то «чужой». Ведь каждый человек — это целый мир. И научиться настраиваться на «иные измерения», значит, прежде всего, научиться настраиваться на того, кто ближе всего к нам, или кто находится в соприкосновении с нами в данный момент. Естественно, не стоит экспериментировать на всем подряд. Не будучи избирательным в том, на кого или на что мы настраиваемся, мы рискуем «заблудиться» и, возможно, «пострадать» в не слишком дружественных мирах. Даже вторгаясь таким образом в поле (мир) случайного прохожего, сознательно или ненароком, мы вызываем определенную волну беспокойства, которая не может не отозваться в нас.
Говоря об эстетических формах самовыражения, следует упомянуть о том, что для этого пятая чакра обычно работает в тандеме со второй и другими (теми, которые наиболее развиты у данного конкретного человека). И чем чище и сильнее вторая чакра, тем более захватывающей может быть музыка или пение или речь (поэтическая, в том числе). А чем чище и развитее пятая, тем более изысканную форму они будут иметь, и тем более будут увлекать в «высшие сферы» искусства.
Выбор и Вера
Из способности настраиваться вытекает способность выбирать реальность и способность удерживать настройку на «определенную реальность».
С помощью 5‑й чакрыможно не только выбирать (или утверждать) свою реальность в этом мире, но и настраиваться на другие реальности и существа из других миров, например, общаться с бестелесными духами, гидами и ангелами.
Способность выбирать свою реальность делает человека причиной своей судьбы, которая выражается в его ответственности за свой выбор. А способность удерживать выбранную реальность можно назвать верой.
Из такого определения понятно, что вера не создает все что угодно и как угодно, а притягивает подходящую «готовую реальность», на которую мы уже настроены, и которая, возможно, может не соответствовать полностью нашим ожиданиям.
Вера — это внутренняя способность нашего сознания связываться с какой-либо реальностью, которая необязательно подкреплена восприятием на уровне наших физических чувств. Поэтому в религиях и уделяется много значения вере, ведь религии во многом имеют дело с реальностями, которые нельзя воспринять на уровне физических чувств.
Даже в повседневной физической реальности мы часто принимаем на веру то, что неспособны воспринять непосредственно. Например, информацию о далеких странах или же научные теории на стадии обучения. В математике все теоремы основываются на аксиомах, которые принимаются на веру, то есть бездоказательно. В физике для объяснения наблюдаемых явлений часто применяют «рабочие гипотезы», которые принимаются на веру, пока не доказано обратного.
В общественной жизни мы на веру принимаем установившийся порядок вещей и поведения, что позволяет нам достаточно безопасное существование в обществе.
Вера является основой нашего самовыражения. Без веры в себя, в свои способности мы не смогли бы ничего сделать, или сотворить. На основе веры мы строим наше мировоззрение и свою субъективную реальность.
Когда мы знакомимся с человеком, отношения основываются на вере (доверии). Если мы верим, что человек хороший, мы делаем его другом, если мы верим, что человек плохой, то относимся к нему как к врагу. И любовь основана на вере и доверии.
Если у нас нет веры, мы перестаем верить всему: людям, миру и себе тоже. В конце концов, мы начинаем считать, что все просто иллюзия, нет ничего, и меня тоже нет. Если нет меня и нет других, нет и любви, нет и счастья.
Чем более развита наша способность к вере, тем больше мы доверяем себе и источнику нашего «я» — высшему Я (Богу). Чем крепче наша вера, тем ярче наша любовь, и крепче наше счастье.
Знание тоже развивается благодаря вере. Без крупицы веры нельзя и начать получать какое-либо знание.
Недостаток веры можно понимать как подавление и закрытие 5‑й чакры из-за серьезных травм в прошлом.
Исходя из вышесказанного, мы заключаем, что вера является важным качеством нашего сознания и одним из фундаментальных элементов нашей жизни. Ведь без веры мы не смогли бы даже ступить на землю, не боясь, что та провалится под ногами.
Религии активно используют 5‑ю чакру для настройки на высшие реальности. Поэтому основные Веды называются еще шрути — «то, что услышано». То есть то, что получено путем настройки на высшие реальности. Другие Ведические писания (смрити: «то, что запомнено») — закрепляют выбранную реальность.
Сейчас это называют «ченнелингом» (channeling; букв. «прокладывание канала», «передача по каналу», контактёрство).
В религиях используют настройку на определенную личность через описания жизни этой личности. Поэтому и Библия и Веды изобилуют повествованиями о деяниях великих личностей. Также для настройки на другие реальности и личности используют мантры и молитвы.
Смысл древних религиозных историй, молитв, мантр — настроиться на определенную реальность. Например, у вайшнавов, поклоняющихся Вишну (Вышен, Всевышний) духовная практика начинается с настройки и удержания реальности Вишну: шраванам киртанам вишну смаранам (слушать о Вишну, говорить о Вишну и помнить о Вишну).
Благодаря развитию качества веры в себя, мы строим свою реальность и создаем будущее, в том числе и после смерти тела. На какую реальность мы будем настроены в момент смерти, в тот мир мы и попадаем:
«О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни». (Бхагавад-гита, 8. 6)
Намерение
Намерение — мотивационная основа деятельности, связанная с сознательным выбором определенной цели. Таким образом, мы выбираем нашу реальность с помощью намерения.
В книге «Трансерфинг реальности»: Описаны 2 вида намерения: «внутреннее намерение» и «внешнее намерение». 1‑й вид относиться к 3‑й чакре и мы назвали его «волей» (тапа), 2‑й вид относится к 5‑й чакре и мы назвали его просто «намерением» (настройка).
Вот отрывок из книги:
«Намерение — это совмещение желания с действием. Намерение что-либо сделать своими силами всем знакомо — это внутреннее намерение (воля). Гораздо сложнее распространить действие намерения на внешний мир. Это есть внешнее намерение. С его помощью можно управлять миром. Точнее, выбирать модель поведения окружающего мира, определять сценарий и декорации.
Понятие внешнего намерения неразрывно связано с моделью вариантов. Все манипуляции со временем, пространством и материей, которые не поддаются логическому объяснению, принято относить к магии или к паранормальным явлениям. Вот эти явления и демонстрируют работу внешнего намерения — оно направлено на выбор линии жизни в пространстве вариантов.
Внутреннее намерение бессильно превратить яблоню на тропинке в грушу. Внешнее намерение тоже ничего не превращает, оно выбирает в пространстве вариантов тропинку с грушей вместо яблони и осуществляет переход. Так яблоня замещается грушей. С самой яблоней ничего не происходит, просто делается подмена: материальная реализация перемещается в пространстве вариантов с одной линии на другую. Никакая сила не способна каким-то волшебным образом действительно превратить один предмет в другой — на это направлено внутреннее намерение, но его возможности весьма ограничены.
Если попытаетесь мысленно двигать карандаш на столе, у вас ничего не выйдет. Но если вы имеете твердое намерение представить себе, что он двигается, возможно, у вас получится. Допустим, вам удалось сдвинуть карандаш с места (во всяком случае, у экстрасенсов кое-что получается). Может показаться жутковато-странным то, что я сейчас скажу. Карандаш на самом деле не двигается! И в то же время это вам не просто кажется. В первом случае вы делаете попытки сдвинуть карандаш энергией своих мыслей. Этой энергии явно мало для перемещения материального предмета. Во втором случае вы скользите по линиям жизни, где карандаш имеет разное местоположение. Чувствуете разницу?»
Здесь, когда Вадим Зеланд говорит, что внутреннего намерения недостаточно, чтобы превратить яблоню в грушу он имеет в виду силу воли среднестатистического человека. Тогда как «тренированная воля (тапа)» мистических йогов вполне способна трансформировать один трехмерный объект в другой. Но вариант «внешнего намерения» менее энергозатратный, так как это более тонкое воздействие. И все мы постоянно прибегаем к этому методу в нашей повседневной жизни (особенно — во сне), даже не задумываясь об этом.
Таким образом, в «создании» нашей реальности участвуют в основном 2 центра: 5‑й чакрой мы выбираем воспринимаемую реальность на волновом («голографическом») уровне путем настройки, а 3‑я чакра позволяет проецировать реальность из волнового представления в привычный и понятный нам объектный мир.
Согласие
Заметьте, что можно выразить свое согласие или несогласие с чем-либо кивком головы. Но для этого мы используем, опять-таки, пятую чакру! Ведь шея — это зона, находящаяся в «непосредственном ведении» этой области сознания. Наше согласие или несогласие связаны со степенью нашей настройки или нашего, вполне законного, надо сказать, нежелания настраиваться на определенные реальности или их аспекты. Соглашаясь настроиться («войти в контакт») на определенную реальность, нам следует сознавать, что за любой реальностью всегда стоит сознание — поддерживающее эту реальность, определяемое индивидом[2]. И «проникнуть» в эту реальность, означает получить «дозволение» от индивида, поддерживающего (хранящего) эту реальность. Шаманы, опытные в путешествиях по разным мирам, хорошо владеют умением получать такое дозволение. В практиках целительства сонастройка не менее важна, и получить позволение на оказание целительского взаимодействия — означает получить позволение к такой сонастройке. Здесь также встает вопрос «энергетической этики»: многие люди, умеющие владеть своей энергетикой и распознавать «не свою», способны «проникать» в миры других. Не слишком сознательные экстрасенсы могут злоупотреблять таким умением в попытке «выведать» что-либо или повлиять на энергетику другого. Но это палка о двух концах. С одной стороны, попытка проникнуть в энергетику другого без его дозволения всегда чревата нарушением собственного энергетического баланса, это — во-первых. А во-вторых, существует так называемая «коллективная Совесть», контролирующая такие транзакции. Эта Совесть стоит на страже определенных границ конфиденциальности личного мира каждого индивида. И хотя вторжения и возможны, они никогда не остаются «безнаказанными», и никогда не происходят без согласия «жертвы» — чаще всего, такое согласие дается неосознанно, когда «пострадавшая сторона» идет на уступки, отказываясь от сознания собственной целостности в той или иной степени. И при желании можно проследить, как это происходит: в какой момент человек сдает свои энергетические границы, вследствие чего и происходит так называемая «пробоина». Вторжение, о котором мы здесь говорим, может происходить на уровне всех чакр. Пятая же чакра позволяет проникнуть в тот слой сознания, где человек постулирует свою реальность — «творит свой мир», озвучивая его или излагая в языковой форме, пусть и «про себя». С другой стороны, проникая в мир другого на уровне пятой чакры, человек может невероятно обогатиться соприкосновением с иной реальностью, ведь каждый человек неповторим, как и его мир.
Например, из ведических источников становится ясным, что то состояние, которое мы сейчас считаем привычным и нормальным в отношении нашего восприятия мыслей и чувств других существ, ранее было совершенно нездоровым. Не далее как 5000 лет тому назад люди не могли так свободно, как это возможно сейчас, прибегать, скажем, ко лжи или лицемерию, поскольку ментальный план людей был более прозрачным. Сейчас подобного рода прозрачность сохраняется только на более тонких планах (начиная с астрального), где вы не можете обмануть или обмануться, поскольку начиная с уровня 3‑й чакры и далее ясность становится обязательным условием сознания. Поскольку вибрации людей в общем и целом отличались от современных, люди были способны к восприятию существ, чьи энергии превосходят человеческие или носят иной характер. Сейчас человек закрылся от реальностей таких существ, как и от существ, которых он мог бы воспринимать как враждебных. Но наша способность к контакту с ними по-прежнему сохраняется на уровне, не осознаваемом нами. Можно говорить о том, что наш мозг во многом пассивен еще и потому что он не задействован в восприятии большей части многогранной палитры окружающих нас реальностей.
Слушание
Одна из важнейших составляющих настройки — слушание, или умение слушать и слышать. Этот процесс также осуществляется на уровне пятой чакры. Естественно, он не возможен без приятия, то есть, без ощущения единения с тем, кого слушаешь, без сознания того, что другой не менее важен для Вселенной, чем ты сам, и потому, то, что может быть услышано от другого, может оказаться полезным и для меня. На уровне пятой чакры слушание может быть не только коммуникативным процессом, но и целительным. Зачастую стоит просто выслушать другого, чтобы помочь ему справиться с его трудностями, и самому прийти к определенному решению или к умиротворению. Порой человеку просто нужно, чтобы его выслушали. И многие люди даже готовы заплатить за это деньги, обратившись к психологу, одна из основных обязанностей которого — выслушать. К сожалению, мы возвели это в отдельную службу, поскольку разучились слушать в своей обыденной жизни. Сознание важности слушания выветрилось из нас где-то в процессе получения образования, как это не парадоксально. И в основном все стремятся и торопятся выговориться, не заботясь как ни о том, чтобы услышать другого, так, по большому счету, ни о том, чтобы их смог услышать собеседник. Вот желание быть услышанным и остается неудовлетворенным, накапливаясь и превращаясь в «диагноз». И в легкой степени этот диагноз характеризуется как ларингит и прочие формы воспаления горла, а в более запущенной — как разновидности психических отклонений.
Многие люди даже музыку не готовы слушать больше, чем как фон, бубнящий где-то на задворках суеты. Но почему мы пренебрегаем слушанием? Дело в том, что за этим кроется наш страх, услышать, воспринять самих себя. Ведь слушание начинается именно со слушания себя самого. И речь здесь не о непрекращающемся «внутреннем диалоге»: бесконечной болтовне нашего ума, перетасовывающего мысли, пролетающие мимо и осевшие по пути. Слушание самого себя, как и любое слушание в принципе, начинается как раз с остановки этого диалога. Чтобы услышать, нужно, прежде всего, перестать говорить, перестать издавать помехи вовне. Можно просто сказать себе: «Стоп!», и на мгновение-другое этого хватит для создания внутренней тишины. Но дальше болтовня возобновится по инерции. Эфир в принципе преисполнен вибраций. Поэтому для тишины нужна остановка: сознательное решение перестать хвататься за пролетающие мысли и шумовые помехи. Да, опять парадокс: чтобы услышать, нужно прекратить попытки слушать, то есть, перестать прилагать усилия к тому, чтобы слышать. Расслабление является залогом успешной остановки внутреннего диалога. Научившись расслабляться и останавливать этот диалог хоть насколько-то не продолжительное время, человек получает возможность услышать самого себя. Услышать себя вовсе не означает, распознать какие-то слова или звуки. Обычно вы начинаете слышать себя с ощущения своей энергии. Дальше вы уже научаетесь распознавать качество этой энергии, и лишь затем можете отождествлять свою энергию с определенными звуковыми или словесными формами. И, естественно, услышав себя, вы непосредственно ощущаете то, что является для вас наиболее важным на данный момент. Если желания мы распознаем из сердца, то импульс к самовыражению на уровне пятой чакры может принимать форму звука, музыки, словесных формулировок или посыла к настройке на определенный контакт (принять послание, как в ченнелинге).
Настраиваясь на другого, мы также останавливаем свой внутренний диалог и просто слушаем, оставаясь в расслабленном состоянии — то есть, без усилий к тому, чтобы что-то услышать. И тогда к нам приходит в той или иной форме «послание» другого: его энергия начинает говорить с нами. Тут мы можем начать получать сигналы и распознавать их на том уровне, какие из чакр наиболее активны как у нас самих, так и у того, кого мы «слушаем». Здесь кавычки означают, что под слушанием мы подразумеваем не только восприятие звуковых сигналов. Но именно пятая чакра дает нам возможность настроиться для «обмена данными». И для целительства важно именно услышать другого. Это позволяет осознать его «запрос» и суть сложности, вызвавшей необходимость исцеления.
Слушание в повседневной жизни не обязательно должно включать полную остановку внутреннего диалога. Но то, насколько мы внимательны к другому, определяет степень нашего контакта в процессе такого слушания. И здесь внимание — не то же самое, что учтивость или обходительность. Такого рода внимание — это уважение к духовной сути собеседника и сознание того, что произносимое им по той или иной причине адресовано нам. Если же у вас не возникает желания иметь дело с собеседником или с тем, что он вам адресует, это не уменьшает уважения. Мы ведь также оставляем за собой право сохранения собственной целостности и идем на контакт (слушание) тогда, когда это наиболее соответствует и нашим интересам. Только в случае самоуважения, позволяющего нам сознавать собственную целостность, процесс слушания может иметь место и быть полезным для его участников. Иначе это, опять-таки, одна из форм угнетения собственного самосознания.
Характеристики
На уровне физического тела пятая чакра отвечает за такие функции как слух и речь, и за органы слуха и речи — уши и рот, а также за щитовидную железу, регулирующую обмен веществ, и паращитовидную, поддерживающую нормальный уровень кальция в крови. Обмен веществ в организме человека — это внутренний информационный обмен биосистемы, которая регулируется 5‑й чакрой. Иными словами, обмен веществ показывает степень настройки человека на собственное тело.
Развитая пятая чакра награждает человека экстраспособностью к яснослышанию, телепатии, ченнелингу, медиумизму и «автоматическому письму» (разновидность ченнелинга). Также, слушая речь человека со здоровой пятой чакрой, мы естественным образом на энергетическом уровне настраиваемся на исцеление.
Человека с 5‑й ведущей чакрой называют — «Коммуникатор» (подробнее см. в книгах Синди Дейл).
Для исцеления пятой чакры, помимо психологических техник, помогающих «услышать» самого себя и научиться слышать мир, а также практик, помогающих нашему самовыражению посредством речи и пения, полезно общаться с чистым синим цветом: созерцая его и нося его на теле. В терапевтических целях полезно ношение драгоценных камней и украшений синего и голубого цвета. В принципе, камни соответствующей цветовой гаммы, способны улучшать деятельность любой чакры. Они действуют на эфирном уровне и программируют нас на постепенное выздоровление. Естественно, это действует в комплексе с прочими очистительными практиками. Для пятой чакры также важно осознавать свою речь и все то, что мы произносим. Чистота речи — залог нашего здоровья и силы нашего слова. Именно чистая речь, подкрепленная посылом из сердца, дает нам силу благословлять одним своим словом. Осознанная речь — то же что и аффирмации, только мощнее, поскольку подкреплена постоянным намерением.
Также для здоровья этой чакры важно следить и за тем, что мы разрешаем своему слуху. Перегружая его бессмысленной болтовней постоянно работающего телевизора или радиоприемника, не стоит рассчитывать на то, что вы сможете сколько-либо четко услышать подсказки и наставления ваших ангелов-хранителей. С другой стороны, если мы постоянно настроены на контакт с ними, то вполне возможно, что и радиоэфир может донести до нашего слуха их послание, когда мы включили приемник, чтобы послушать сводку новостей или прогноз погоды.
При слушании гармоничной музыки и других прекрасных звуков, пятая чакра восстанавливается, позволяя восстанавливаться и всему нашему эфирному полю. В этом смысле полезно окружать себя и наполнять свое пространство гармоничными звуками. Гармония — это то, что позволяет нам оставаться в контакте с собой и своим Божественным «Я».
Музыка
Практически всю музыку можно отнести к 5‑й чакре, поскольку 5‑я чакраотвечает за звук. Но все же особо характеризует эту чакру музыкаизысканная и выразительный вокал, который резонирует с этой чакрой. Также можно отнести сюда музыку, которая специально используется для настройки на определенную реальность, особенно высшие миры (выше 4‑й чакры).
[1] Аффинити — приязнь, от англ. affinity — близость, родство, сходство, похожесть, affinity же само от латинского affinis ad+finis приграничный).
[2] Реальность — явление, существующее для нас как результат нашего восприятия действительности. В этом смысле именно наше восприятие определяет то, что мы считаем таковой.