10. Чакра заземления

Автор: Альфир и Ульяна Ситдиковы вкл. .

Жизнь

После осознания своей индивидуальности в 9‑й чакре мы можем найти прибежище в своем физическом теле (воплотиться) с помощью 10‑й чакры. Ключевое слово для 10‑й чакры — это «жизнь», «жизненная сила» (на санскрите — чайтанья[1]). Это — жизнь, которая самоценна, вне зависимости от радостей и страданий, счастья и несчастья, которые испытывает живое существо, воплощенное в теле.

То, что заземление следует за раскрытием «Чакры Души», не случайно. Только приняв свою неповторимую духовную суть, а точнее — самого себя как таковую суть, можно осознать свою связь с Землей и свою причастность к ней. Многие верующие и религиозные люди говорят о бренности земной жизни, и тем самым аргументируют свое небрежение этим уровнем бытия. Такое мировосприятие является следствием травм в сфере седьмой чакры. Если же наше сознание полноценно развито на последних из представленных ранее чакр (7‑й, 8‑й и 9‑й), то вкупе со здоровыми «телесными» чакрами, оно дает нам восприятие божественности земной жизни. В свете этого разговоры о «земном рае» и о снисхождении «царствия божьего на Землю» становятся вполне понятными. При полноценно функционирующей 10‑й чакре география меняет свои основы и систему координат. Царствие Божье, как и рай, и другие небесные и трансцендентные сферы, не обозначаются в тех же географических единицах, которыми оперирует трехмерная система описания Земли. Сознающая себя духовная личность, приходя на землю, не ограничивает свое бытие, а, напротив — обогащает его благодаря помощи Матери Земли.

Восприятие земной жизни для человека, чья десятая чакра превалирует в сознании или занимает одну из главенствующих ролей, разительным образом отличается по полноте и насыщенности от обычного восприятия с центрированием сознания в 3‑й чакре (то есть, от привычного для обывателя «нашего времени» трехмерного).

Восприятие реальности

10‑я чакра является основой для взаимодействия с текущей реальностью. Это достигается за счет воспринимающих чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и органов действия (руки, ноги, рот, анус и гениталии), созданных из материи этой реальности. Если попробовать просто проанализировать то, как работают наши физические органы восприятия и органы действия, то мы обнаружим, что они — лишь инструменты сознания, оживляющего их. А за сознанием стоит личность или «носитель» сознания. Фактически, наша личная энергия, принимающая форму нашего тела (физического и других, менее плотных тел) имеет встроенное качество к восприятию и проявлению. Именно она «оживляет» тело — о чем свидетельствует факт его смерти: когда безжизненная материя более не выказывает признаков субъекта («того, кто воспринимает»). Таким образом, наши чувства (здесь мы говорим именно о сенсорном их аспекте) являются наиболее непосредственным продолжением нас самих. Тогда как качество восприятия уже может быть обусловлено дополнительными факторами (такими, как память о предшествующем опыте, включающая травмы), окрашивающими его. И в этом смысле можно сказать, что наиболее одухотворенное (то есть — наиболее полно проводящее дух) восприятие — это максимально выраженная способность чувств к сенсорному восприятию, сбалансированная полноценным функционированием всех чакр. Естественно, такое восприятие включает в себя осознание взаимосвязи всего и вся с Божественной Сутью, поскольку именно на уровне этой Сути достигается максимальная степень или кульминация всей чувственной природы. И для упрощения понимания можно было бы назвать такое восприятие наиболее глубоким, хотя речь тут не о направлении восприятия, а о приближении к его корню. Многие мистики и признанные духовные сподвижники в известной нам истории человечества придавали большое значение контролю чувств. Апогеем такого контроля становится способность к наиболее полноценному и непосредственному восприятию Божественной Сути Бытия в полной мере (хотя эта мера постоянно увеличивается, как и не имеющее пределов самосовершенствование). Наш ум — интегрирует чувственное восприятие этой реальности. Но стоит отметить, что вся полнота чувственного восприятия проявляется именно на уровне 10‑й чакры. 10‑я чакра в этом смысле является «материнской платой» для самого процесса чувственного восприятия.

С другой стороны, именно «остановленный ум», не обремененный вынесением суждений, позволяет проявиться всей многогранности Земного мира, доступного на уровне 10‑й чакры. То, что мы воспринимаем непосредственно, без редакции нашим аналитическим умом, форматирующим любой наш опыт в определенную привычную для нас систему координат, всегда больше, чем любой способ упорядочивания этого воспринимаемого опыта. Непосредственный опыт всегда превосходит его осмысление или опосредованное восприятие в анализе или в рефлексии. Это и есть опыт проживания «здесь и сейчас».

Современные люди часто боятся доверять своим чувствам, поддаваясь установке на то, что «первородный грех» делает наше восприятие несовершенным. Но ранее, в главе о Седьмой чакре мы уже рассмотрели изъяны и преимущества концепции первородного греха. И теперь можем смело сделать вывод, что чувства имеют божественную природу и являются даром, которым каждый из нас наделен по праву «образа и подобия» Божьего. Более того, наша причастность к Божественной Сути подтверждается нашей способностью чувствовать: самих себя и все, что есть.

Симбиоз и стихиали

10‑я чакра — это способность «Я» «вживляться» в конкретную реальность и «оживлять» ее. Для этого «Я» принимает тело из материи этой реальности (в нашем случае, физическое тело) и вступает в симбиотическое сосуществование с этой реальностью. Таким образом, мы являемся «двойственными существами»: с одной стороны, мы пришли в эту реальность и непрерывно создаем свое тело, а с другой стороны, тело для воплощения создала для нас (дает нам) сама эта реальность, чтобы мы могли взаимодействовать с ней и жить здесь.

Способность вживляться заложена в нас Природой. Она есть в нас — поскольку мы являемся частью Природы. На санскрите Божественная энергия, называемая нами Природой, именуется майей (или пракрити). Это слово имеет и другую коннотацию и гораздо чаще переводится современными трактователями ведических текстов как «иллюзия». Фактически же именно эта энергия действует как продолжение божьего восприятия мира и дарует нам способность распространять наше собственное восприятие в любом, нужном нам контексте. (Таким образом мы можем видеть «свой сон» внутри «сна Вишну — Всевышнего». Мы всегда видим то, что способны и хотим увидеть). Эта же энергия служит для реализации «декораций» к проявлению того, что намереваемся проявить мы, и того, что уже проявляет Всевышний. Именно эту энергию мы знаем как Мать Природу.

«Чакра заземления» связана с миром стихиалей — существ, обслуживающих эту реальность. Они обеспечивают наш симбиоз с этой реальностью и существование в нем, предоставляя нашим телам все необходимое для жизни. Даниил Андреев в своей книге «Роза мира» подробно описывает варианты их миров. Эти существа являются столь же уместными и естественными участниками Живой Природы, как и человек, животные и растения. Просто плотность тел и энергетическая форма функционирования стихиалей и духов природы, а также девов нацелена на срезы жизни, комплементарные нашему. Так, духи природы поддерживают своей жизнью и энергией благополучие растительного мира (леса, водоема и т.п.), стихиали могут покровительствовать, скажем, горам или равнинам, тогда как девы (иначе называемые в русской речи «богами») отвечают за погодные явления, стихии и более глобальные природные процессы (обеспечение светом и водой, к примеру). Под благополучием мы здесь понимаем гармоничную взаимосвязь в пределах ведения этих существ. Например, существо, которое можно условно назвать «смотрителем леса», или в простонародии «лешим» следит за порядком в лесу и сотрудничает при этом с духами травы, деревьев и животных.

В ведической традиции с поддержанием нашей реальности связывают 33 миллиона девов. Кришна в Бхагавад-гите 3.10‑12 описывает роль этих богов в нашем мире:

«Давным-давно Господь, повелитель всех существ, создал Ягью — круговорот энергии — и всех существ как часть этого круговорота, и благословил их, сказав: «Будьте же счастливы, совершая эту ягью, ибо она дарует вам процветание и все желаемое.

Довольные вашей ягьей (жертвой), девы будут довольны и вами, и благодаря такому взаимодействию людей и богов в мире воцарится благоденствие. В награду за ягью девы, удовлетворяющие все насущные потребности, даруют вам все необходимое для жизни. Но тот, кто наслаждается этими благами, не отдавая дань богам, безусловно, является вором».

Ягья — Форма Божественного бытия, выраженного в действии. Иначе говоря, Ягья — это форма Бога в акте дарения или во взаимообмене энергией. В природе движение энергии имеет циклическую закономерность, поддерживающую постоянный кругооборот или «закон сохранения энергии». И в Божественном смысле именно это и есть Ягья — движение энергии как продолжение осознанного бытия. В таком движении участвуют энергии разных уровней или порядков (то есть, циркуляция происходит между разными мирами или «слоями» существования), и энергии эти имеют взаимодополняющие и комплементарные свойства, обеспечивающие поддержание круговорота. В этом круговороте находят удовлетворение потребности существ, сопрягающих с ним свою энергию, поскольку такое ее движение является наиболее гармоничным — как прямое продолжение божественного бытия.

Под жертвоприношением (ягьей) можно понимать симбиоз между людьми и существами «обслуживающими» эту реальность. Таким образом, те, кого в этом ведическом тексте именуют богами (девами), своей энергией и способностями предоставляют прочим жителям реальности все необходимое для существования, тогда как последние в свою очередь воздают им за это должное, отдавая свою энергию. Это почти тот же процесс что и с «эгергорами», «питающимися» эмоциями людей. Ягья же подразумевает, что человек сознаёт этот симбиоз — то, что в процессе его жизни на Земле участвуют девы и подобные им существа, и воздает им должное своим отношением к ним (в ведические времена это оформлялось в жертвоприношения разного рода, в зависимости от характера почитаемого Божества и уровня культуры самих почитателей).

В симбиотическом сосуществовании человека и существ, обеспечивающих «природные явления» и снабжающих нас природными богатствами, налицо естественный цикл движения энергии (или природный круговорот). Пользуясь природными ресурсами с благодарностью, выражаемой через признание того, кто поставляет эти ресурсы, человек поддерживает обратную связь, которая, в свою очередь, стимулирует дальнейшее продолжение цикла движения энергии, на пользу самому же человеку и к его процветанию. Девы или стихиали получают энергию благодарности (было бы примитивным считать, что они «поедают» приносимые им в жертву дары, в виде земных плодов или зерен), тогда как человек получает необходимую ему энергию в виде земных ресурсов. Этот круговорот существует между измерениями: с земного уровня на уровень девов, и обратно. Главный поддерживающий этот круговорот с нашей стороны фактор — это наше внимание, выказываемое тем, кто нас поддерживает. Именно это внимание — это канал, необходимый для продолжения здорового цикла энергии и баланса. Поддержание этого цикла — залог гармонии с природой и оптимизации климата. Когда этот цикл нарушается, возникают трудности и так называемые стихийные бедствия. Когда мы утрачиваем внимательное отношение к взаимодействию с природой и ее агентами (девами), нам ничего не остается, как считать Ее (природу) некой неразумной стихией, несущей нам неведомо что.

В некоторых древних культурах Земли, как, скажем, у Друидов или древних Славян, этот симбиотический процесс включает намеренное создание Эгрегора (тонкоматериального агрегата), обеспечивающего взаимодействие с Силами Природы на более осязаемом и более контролируемом уровне. Подобный Эгрегор служит своего рода «буфером обмена» между человеком и силами природы. Для создания таких эгрегоров они использовали принцип резонанса с силами природы, создавая синхронизированные им календари, включающие даты и праздники, подразумевающие проведение специальных обрядов (поразительно, что даже хороводы в этом контексте имели невероятную геометрическую точность, транслирующую метафизическое их назначение как продолжение канала связи с Эгрегором). Также эта резонансная синхронность поддерживалась с помощью названий и имен, и могущественного языка. Весь образ жизни носителей таких культур являлся продолжением этого симбиоза. Нам с вами их жизнь, полная необъяснимых для современного ума чудес, показалась бы сказочным миром.

Современный человек обезличил свое отношение к природе в целом и к её аспектам, олицетворяемым различными божествами (девами), сделав тем самым его потребительским. Невозможно относиться к природе с настроением эксплуатации, принимая ее как личность — как Мать. Также невозможно злоупотреблять расположением ее личностных агентов (девов или стихиалей). Именно осознание божественности Матери Природы и личностная благодарность ей является залогом гармоничного взаимодействия между человеком и природой.

Некогда человек предпринял сознательный шаг к прерыванию связи с уровнем девов или стихиалей. Причины, побудившие это прерывание, были актуальны тогда. Люди изолировались от восприятия большей части миров. Но в настоящее время восстановление нашего сознания в этом ключе не только актуально, но просто жизненно важно для поддержания возможности существования человека на Земле. И таковая необходимость обоюдна — как для нас, так и для существ других уровней, которые, в свою очередь, предпринимают все необходимые шаги навстречу к воссоединению с человеком.

Аналогичное или схожее понимание такого симбиоза присутствует во многих фольклорных традициях по всему земному шару испокон веков, и зачастую оно отождествляется с политеизмом или язычеством, тогда как, по сути, это — лишь более «персонифицированное» восприятие божественных сил, восходящих к Единому Истоку.

Всевышний реализует проявление мира с помощью Своих агентов. Так проявляется многообразие. Отдавая должное (внимание, признательность, нашедшие выражение в форме подношений или иных обрядов, или даже простой благодарности) Всевышнему, мы так же обнаруживаем и тех удивительных личностей, что стоят у Него на службе — как и мы, являющихся частью процесса Божественной Ягьи.

Кто кого поддерживает

Следует отметить, что прослеживаются два противоположных по своей направленности, взгляда на то, как происходит взаимодействие человека с Силами Природы. Можно обозначить их как «восходящая» и «нисходящая» концепции творения мира. Первая концепция, нами названная «восходящей», опирается на то, что более плотный уровень реальности является основой для создания или проявления более тонких «материй», в том числе и «духа». Как пример — люди создают эгрегоры, чтобы управлять миром, как физическим, так и метафизическим. Сюда же, по большому счету, относится и современная наука, говорящая о власти человека над природой и о фундаментальном значении материи.

В этой концепции считают, что мы создаем богов, которые затем влияют на нас же, помогая нам управлять миром. А в другой концепции люди принимают волю существ высшего порядка как волю Бога и, соответственно, подстраиваются под нее.

Иллюстрируя первую концепцию можно привести пример «инвестирования» в богов: люди на Земле соблюдают принципы морали нравственности, совершают аскезы, питая своих «эгрегоров-богов». И после смерти занимают соответствующее своим «вложениям» место в «небесной иерархии» в раю. Другие же могут инвестировать свою энергию в свой Род, чтобы заново родиться в этом Роду и воспользоваться «процентами».

В «нисходящей» же концепции, наоборот, наш мир представляется проявлением или продолжением более тонких субстанций. То есть, дух творит материю, постепенно уплотняясь. И таким образом весь видимый и осязаемый физическим мир является продолжением энергии духа, и потому тоже духовен.

В данной концепции мы видим, как Всевышний в виде вездесущего духа и Сверхдуши всего сущего поддерживает все грубые и тонкие миры. Могущественные девы, которые в совокупности являются телом «Вселенской формы» Всевышнего, поддерживают миры — как тонкие, таки и наш физический мир. Люди, в данном случае достигают гармонии с природой через приятие воли девов, относясь к ним как к продолжению Всевышнего и соответственно проявляя свою благодарность.

Если смотреть на взаимодействие человека и природы как есть, то очевидно взаимодополняющее существование как первой, так и второй концепции, как бы парадоксально это не было.

Сопрягая 10‑ю чакру с энергией 3‑й, мы получаем эгрегор (или просто механический тонкий агрегат) для управления срезом жизни и реализации наших целей. Напитывая этот эгрегор энергиями 2‑й или 4‑й чакр, мы получаем разные варианты создаваемой физической реальности. 10‑я плюс 2‑я чакра в сопряжении с таким эгрегором дает нам пример Атлантиды, где с помощью кристаллов практикуется телепортация и прочие «чудеса». А сопряжение 10‑й, 2‑й, 3‑й (здесь идет речь об объективизации) с 4‑й чакрой реализует мир сказок.

Шаманизм

Десятая чакра связана напрямую с мирами эльфов, гномов, фей, духов природы и сказок. Развитая и активная, она дает возможность человеку не только ощущать присутствие сил, поддерживающих его жизнь в Земном измерении, но и позволяет осознанно общаться с ними. Человек с ведущей десятой чакрой может быть целителем-травником или шаманом-ведуном, исцеляющим с помощью сил самой Земли и ее «агентов», таких как вышеупомянутые «волшебные» персонажи. Человек с ведущей десятой чакрой запросто общается и разговаривает с деревьями и прочими представителями флоры и фауны, а также с их покровителями (теми самыми Духами природы). Такой человек считает своей компанией в этом мире не только своих собратьев-людей, но и многих из тех, кого большинство обывателей почитают за персонажей мифов и сказок. Таким образом, симбиоз жизни проявляется во всей своей красе на вполне сознательном для его участников уровне.

Мать

Главный дух, который поддерживает нас на этой планете — дух планеты Земля (Бхуми[2]), или «Мать Земля». Это Существо, чьим телом является вся наша планета. Люди издревле обращались к ней за поддержкой. Красота и могущество Матери Земли — не только источник вдохновения и сил для проявления человека в наилучшем его качестве в этой жизни, но и непосредственный залог исцеления и полноценного счастливого существования уже в этом нашем воплощении. Живя здесь и сейчас, мы не можем не ощущать связи с Землей и любовной признательности ей за ее постоянную поддержку. Для развития своего осознания связи с Землей есть специальные медитации. Это помимо непосредственного общения с землей физически.

Олицетворением проявления жизни в этом мире является мать. Мать взращивает и питает тело данной реальности. Для полноценной жизни и разностороннего развития человеку необходимо не только принять рождение у матери в земной реальности, но и принять ее любовь. Такое приятие знаменуется ощущением неподдельной благодарности своей матери — безусловной и свободной от ожиданий. То, что мать дает ребенку — это дар жизни в земном мире. Этот дар невозможно переоценить. Люди, сожалеющие о рождении в этом мире, не принимают свою маму и поэтому не могут быть ни здоровыми, ни счастливыми — это факт жизни. Так действует энергия десятой чакры, а мать в данном случае выступает метафизическим и физическим олицетворением этой энергии. Даже самая незадачливая мама является транслятором энергии рода, в котором появляется человек. И просто приняв ее существование в своей жизни с признательностью — безотносительно ее прочих заслуг — мы становимся дальнейшими приемниками и передатчиками энергии рода нашей матери, то есть, мы становимся потенциально способными к родительству.

Почтительное отношение к женщинам и женской энергии — это ключ к проникновению в мир волшебства. Более того, именно почитание женщины как старейшины или магини является сокровенным методом к обретению богатства и могущества в земной жизни. Древние мудрецы востока, а также наши предки — древние славяне — знали эту мудрость и потому процветали.

Во вселенском масштабе тех, кто поддерживает нашу реальность можно назвать родителями мироздания: отцом и матерью Вселенной. В ведической традиции отца Вселенной называют Шива (осознание Бога-Отца на уровне 7‑й чакры), а мать Вселенной называют Шакти (сила), или Богиня Дурга. Связь с матерью Дургой позволяет получать помощь и поддержку в любой реальности этого мира. Богоматерь в Христианской традиции также можно соотнести с пониманием Бога по 10й чакре.

Деревья

Существа, которые мы называем деревьями и относим к «условно-живой» природе, для сознательного человека с развитой десятой чакрой открывают свою суть — высокоразвитых форм жизни, присутствующих в нашем измерении в таком виде для того, чтобы реализовать себя в том числе и в помощи человеку (ведь без деревьев жизнь людей на Земле была бы невозможна!). Глядя на деревья, мы видим лишь «вершину айсберга». Но научившись со-настраиваться с ними на энергетическом уровне, мы можем открыть для себя мощь и широту их сознания. Разумеется, «образ мысли» деревьев в корне отличается от человеческого, поэтому телепатический контакт с ними в прямом смысле слова не совсем актуален. Проще настроиться на них эмоционально и на чувственном уровне. Тогда контакт с деревом становится непосредственным и обогащает человека не только на физическом и экологическом уровне. В этом случае дерево может стать проводником в выше описываемый мир стихиалей и других существ уровня десятой чакры.

Даже простая прогулка по лесу с вниманием к его обитателям — уже акт исцеления для человека. Сознание расширяется и очищается от соприкосновения с полем сознания деревьев.

Друиды и древлеправославные славяне осуществляли свое волшебство в непосредственной связи с деревьями. Научившись взаимодействию с этими могущественными существами, предстающими пред нами в форме этих величественных представителей земной фауны, можно обрести в их лице мудрых и щедрых учителей. От нас же деревьям вполне достаточно бережного отношения и внимания — в виде человеческого тепла (и углекислого газа, выдыхаемого нами). Естественный симбиоз человека с деревьями подразумевается Матерью Природой как часть здоровой жизни и духовного развития этих двух видов сознательной жизни.

Дом

Десятую чакру мы используем, чтобы обживать свое географическое место обитания или работы: землю, дом, квартиру, комнату или машину. Обживая свой дом, мы своей энергией оживляем свое окружение, и соответственно дом нас тоже поддерживает своей энергией. Поэтому мы чувствуем облегчение, когда приходим к себе домой.

Первоначальный Фэн-шуй[3] (в ведической аналогии — Васту-шастра[4]) восходит к чистому сознанию 10‑й чакры. Фэн-шуй был создан людьми, естественным образом сознающими движение и качество энергий земного плана. Именно умение воспринимать свойства энергий и есть осознанность на уровне 10‑й чакры.

В истории наших предков есть примеры того, как люди могли свободно оперировать своими мерами в пространстве, создавая волшебный мир вокруг себя. Их сознание 10‑й чакры, развитое и могущественное, позволяло проявлять энергию непосредственным образом, материализуя ее с менее плотных уровней на уровень физический. Современному человеку такой способ взаимодействия с физическим миром кажется не иначе как сказочным. Но он лишь иллюстрирует могущество Земли и полноценно развитой связи с ней. Наши предки могли создавать свои дома в полном соответствии со своей природой и своими физическими мерами (размерами своих тел). При этом следует учитывать, что попробуй мы подражать им, нам было бы сложно сделать это даже с помощью самой передовой техники. Хотя бы потому, что жить в «живом доме», где все полностью совпадает с твоим индивидуальным размером, предполагает постоянное видоизменение этого дома — ведь наши тела постоянно меняют свой размер, пусть и в малозаметной степени! Отсюда следует вывод, что только неведомое современному человеку мастерство владения энергиями десятой чакры (земного пространства, полностью сопряженного с собственными телами человека — физическим и менее плотными) может обеспечить необходимый уровень техники для создания и поддержания такого жизненного пространства. Современному же человеку предлагается скорее подражать (в большей степени карикатурно, чем сколь либо приближенно к оригиналу) умению владеть жизненным пространством, посредством таких костылей, дошедших до наших дней, как остатки Фен-шуй или малопонятных секретов Васту-шастры. Что уж говорить о надуманных дизайнерских решениях, рожденных на уровне незаземленного и мало одухотворенного ума! К счастью, у наших современников все же рождается понимание того, что корень восприятия здорового пространства исходит из целостного восприятия самого себя. Поэтому есть надежда на восстановление нашей связи с энергией и могуществом Земли и вытекающим из нее пониманием того, каковым может быть здоровое жизненное пространство человека на земле (как с заглавной, так и с прописной буквы).

Аюр-Веда

Здоровье человека проявляется в целостности его существа, как на физическом уровне, так и на прочих.

В ведической традиции с чакрой заземления связана аватара Бога, даровавшая людям знание о здоровье (Аюр-веда[5]) — Дханвантари, дарующий бессмертие тем, кто действительно ценит жизнь во всем ее многообразии. Легенда о Дханвантари гласит, что в этой своей форме Всевышний освободил из Вселенского океана нектар бессмертия и вручил его девам (божественным существам). Обращаясь к нему за помощью в случае необходимости можно восстановить свою связь со своей божественной природой и вернуть свое здоровье — если произошел сбой, и мы вдруг «потеряли себя» и захворали. Подробнее можно узнать об этой эманации Бога из Шримад-Бхагаватам (2.7.21) Существует также множество святых и целителей, как воплощенных, так и помогающих страждущим с вне-телесного уровня, готовых при необходимости помочь человеку вернуться к его целостному и здоровому состоянию. Все же наиболее полноценное исцеление всегда сопровождается приятием энергии Матери Земли.

Общество

Частью заземления для человека является гармоничная интеграция в первую очередь с обществом себе подобных, то есть — людей. А затем и других существ, таких как животные и растения и далее — существ из соседних измерений.

Рассмотрим условия гармоничного устройства и целостности общества или сообщества людей. Общество — это не просто сумма элементов из людей или различных групп (сообществ). Здоровое общество — это целостный организм. Рассмотрим целостность и согласованность общества по четырем «измерениям».

Функциональная целостность

Различные участники общества дополняют друг друга своими комплементарными качествами и функциями, подобно тому, как в человеческом теле каждый орган тела (например, сердце или легкие) имеет свою уникальную функцию.

Удобно разделить различные функциональные составляющие общества на четыре группы или естественных сословия. Можно сказать, что эти неотъемлемые части общества сопоставимы с различными подсистемами человеческого организма:

1-е сословие («нервная система» общественного организма) служит обществу, действуя как интегративная система, связывая в одно целое прочие системы общественного организма, задавая определенный «дух» в обществе. Можно условно назвать их «брахманами[6]» или «ведунами».

Ценности этого сословия определяются стремлением к «истине» и ее физическому воплощению в виде «рая на Земле»: наиболее комфортной жизни и полной самых широких возможностей, открывающихся перед ними, пусть даже хотя и в теории. В определенном смысле это «идеалисты», которые легко окрыляются духом новых веяний и сами готовы стать проводниками и первооткрывателями этого духа как для себя самих, так и для всего остального общества.

Их восприятие внешнего мира отличается особой легкостью, открытостью, подвижностью. Это очень увлекающиеся люди, предпочитающие обстановку неформального общения.

Наиболее полно раскрыть и проявить свои способности они могут, служа обществу в качестве ученых и исследователей, открывающих новые горизонты мировоззрения, учителей и воспитателей, доносящих самые свежие идеи и дух «нового времени» до представителей всех поколений, или даже как простые домохозяйки, способные привить своим отпрыскам идеи «будущего» и заложить в них взгляды и ценности, способные послужить фундаментом для строительства оного. Они способны задавать новые веяния не только в сфере науки или философии, но и в таких отраслях жизни, как искусство, мода и даже кулинария.

Люди этого сословия не любят ограничений во времени, не признают временных рамок, предпочитают вести размеренный, спокойный, философски созерцательный образ жизни. Кроме того, не терпят, когда их втискивают в жесткие рамки заповедей, кодексов и правил.

Для того, чтобы реализовать себя наиболее полноценно, людям этого сословия естественно культивировать такие качества как умение центрироваться, «возвращаться к себе» как бы далеко не уходило сознание, как внутри, так и снаружи, верность своему выбору, чистота, незлопамятность, миролюбивость, прямота, простота, знание, эрудиция, мудрость, верность, крепкая и глубокая вера, умение довольствоваться малым, милосердие, представление о себе как об «апостолах Истины» и правдивость.

2-е сословие («опорно-двигательный аппарат» общественного организма) служит обществу, придавая определенную «форму» общественному организму, обеспечивая ему опору, защиту и возможность развития с помощью «силы воли». Их назовем «кшатриями[7]» или «витязями».

Люди этого сословия способны радоваться малому. Стойкость, решительность, выносливость и несгибаемость всегда будут иметь у них высший авторитет. В их среде весьма ценится опытность, бывалость, искушенность. Они уверенно себя чувствуют в экстремальных ситуациях. Социальная роль этого сословия — создание государств и империй. Они преодолевают препятствия волевыми методами. Причем они предпочитают не оборонятся, а наступать. Они же вдохновенно воспевают жертвы и потери, неизбежные в борьбе.

Следует отметить, что присущее представителям этого сословия стремление к идеалам не только укрепляет их волю, но и помогает им вдохновлять на соблюдение порядка представителей всех остальных сословий. Именно оно как раз и позволяет создать «костяк» общества, его аристократию в хорошем смысле этого слова, способную вести за собой всех остальных, являя им пример чести и достоинства. Представители этого сословия, получая в свое ведение определенный коллектив (от отдельной семьи, школьного класса или студенческого коллектива до целой страны или нации) становятся превосходными лидерами, и не только идейными, но и практичными и справедливыми организаторами системы, обеспечивающей соблюдение устанавливаемых ими правовых норм, позволяя всему обществу приближаться к этим идеалам. Однако нельзя огульно причислять к этому сословию всех людей, практикующих боевые искусства для укрепления своего тела, для собственной защиты или же для духовного развития. Представители второго сословия предпочитают вести за собой армию или хотя бы команду, вместо того чтобы сражаться в одиночку как «супергерой». Хотя, при необходимости, такой человек может и один выступить против целого войска (как это бывало в старину с богатырями). Но будучи природным «костяком» общества, витязи, как никто другой, поддерживают структуру общества, как слаженного и организованного (в плане иерархий и исполнения команд) механизма.

Людям этого сословия для раскрытия своего потенциала естественно культивировать такие качества как героизм, мужество, энергичность, решимость, искушённость, находчивость, стойкость в битве, презрение трусости, щедрость, умение вести за собой, непобедимость, благотворительность, великодушие, честолюбие, умение прощать, верность принципам духа, правдивость и независящая от обстоятельств жизнерадостность.

3-е сословие («система внутренних органов» общественного организма) служит обществу, обеспечивая внутренние связи общества и круговорот разных энергий в обществе (например, товарно-денежных и информационных). Назовем их «вайшьями[8]» или «весями»

Представители этого сословия стремятся уйти от отрицательных отношений, оградить себя от врагов и противников. Они не боятся хаоса и потрясений, они умеют делать дело в условиях стихийности, риска, неразберихи. Свой практичный ум представители третьего сословия могут применить не только в коммерции, но и в любой другой области, например, в науке и в религии. При этом они умело добиваются выгоды в любом деле. И тут под выгодой может пониматься необязательно денежная прибыль, но любая другая польза, в зависимости от цены вопроса. Например, участники духовных сообществ и организаций могут в качестве выгоды рассматривать достижение рая, хорошую карму, освобождение или даже «развитие любви к Богу». Они хорошо умеют отстаивать себя и свои позиции, хорошо разбираются в обмене различными энергиями внутри общества, например денежными или информационными потоками. Это разумные люди, не любящие громких лозунгов и патетики. Они не ведут «идейную борьбу», предпочитая договориться с достойным соперником.

Людям этого сословия для раскрытия своих лучших качеств естественно культивировать такие качества как организаторские способности, основанные на сильных умственных способностях (умелости) и практичности, умение создавать комфорт и процветание, религиозность, любовь к традиционности, благочестие, верность, крепкая и глубокая вера, неиссякаемое усердие и любовь к труду.

4-е сословие («сердечнососудистая система» общественного организма) служит обществу, питая каждую отдельную клеточку в теле общественного организма и весь организм в целом. Отдельно взятые люди вместе с их разнообразными потребностями — вот что больше всего интересует представителей этого сословия. Их можно было бы назвать «шудрами[9]» или «смердами», но из-за негативной коннотации этих слов в современном обществе, мы остановимся на термине «гуманисты» — наиболее понятном для нашего восприятия.

«Гуманисты» испытывают неподдельную радость в непосредственной заботе о «своих ближних». Они с удовольствием ухаживают за ними, подавая им шубу, чай или делая им расслабляющий массаж. Они получают удовольствие не только и не столько от теоретических рассуждений о благе для человека, сколько от практической реализации этого блага через заботу о ближнем всеми доступными и вполне земными способами. И даже если они не в состоянии (в силу своих возможностей) помочь вам на физическом уровне, они всегда готовы помочь советом и дружеским участием. Представители этого сословия, будучи человеколюбцами по духу, чтят каждого отдельно взятого человека и его ценности, в том числе и материальные. Без свойственной представителям четвертого сословия любви к человеку, представители других сословий, в погоне за своей «истиной», идеалами и богатством могут забыть о том, что это «принцип существует для человека, а не человек для принципа».

Самое главное для людей этого сословия — это хорошие, теплые отношения. Тогда как риск, аврал, экономический хаос, махинации — не для них. Они любят стабильность в обществе. Это условие необходимо для полноценности их жизненной реализации. Но, несмотря на их природную консервативность и хорошую заземленность, они ценят необычность, сенсационность и уважают необычных, талантливых людей.

Людям этого сословия для раскрытия своих лучших качеств естественно культивировать в себе искреннюю преданность,скромность, чистоту, жертвенность, уважение чужой собственности, правдивость, покровительственное отношение к животным, почитание ученых и мудрецов, и усердие в следовании выбранному авторитету.

Здесь следует отметить, что все четыре сословия равноценны, точнее, имеют ценность именно в совокупности с остальными сословиями. К сожалению, отсутствие целостности и гордыня взращивают в людях «дух элитаризма», подталкивая их выделять и возвышать какое-либо одно сословие выше других. Приятие своей природы делает человека не только счастливым и здоровым, но и позволяет максимально реализоваться в жизни.

Для лучшего понимания предлагаемого авторами описания функциональной целостности общества мы рекомендуем ознакомиться с существующей в современной литературе теорией «соционических квадр»[10], а так же — с системой варна-ашрама[11] из древней ведической культуры.

Каждый человек с рождения наделен своими уникальными качествами и характером, соответствующими его уникальной природе. Поэтому, в естественном состоянии — осознавая свою природу и не подвергаясь навязанному влиянию чужих ценностей или идей — люди стараются занимать подобающее своей природе положение в обществе. Принадлежность человека к тому или иному сословию является врожденной, хотя развивает свои сильные качества человек всю свою жизнь. При этом вовсе необязательно, чтобы дети наследовали свойства своих родителей. Разумеется, родители влияют на характер, качества, мировоззрение и культуру человека, как и его воспитатели, учителя, культурная среда, образование, различные психологические травмы и прочие факторы. Мы же здесь под врожденной природой человека понимаем основу характера, которая остается неизменной с рождения до смерти и которая оказывает влияние на форму и характер взаимоотношения человека с его окружением, особенно с социумом. Вышеперечисленные факторы, такие как воспитание и образование, влияют на врожденную природу, подавляя ее, раскрывая или «раскрашивая», но не могут изменить ее. Такая природа человека уникальна, но если мы будем рассматривать ее в связи с естественными сословиями общества, то можно увидеть, что в каждом конкретном человеке качества сословий смешаны. Но все же можно выделить в характере человека соответствие его качеств одному конкретному сословию как «основному», а также «дополнительному»[12], конкретизирующему. Люди, принадлежащие к одному сословию (особенно, когда совпадение по «основному» сословию), естественно опираются на похожие внутренние ценности и поэтому хорошо совместимы между собой в семье или группе.

Сознавая свое сословие, человек может занять свое естественное место в общественном организме и, таким образом, раскрыть все свои лучшие качества, таланты и гармонично взаимодействовать с обществом. Поэтому важно с детства культивировать ценности и идеалы именно своего сословия, которое может отличаться от сословия родителей или окружения.

Целостность в пространстве-времени

Жизнь людей можно разделить на несколько временных периодов. В современном обществе этапы жизни людей приблизительно таковы: ученичество (детсад, школа, институт), рабочий период (семья, работа, карьера, бизнес) и старость (пенсия, дача). И во все эти периоды жизни большинство людей главным образом заботится о нуждах одного этого воплощения — «живем один раз». Но если мы взглянем на жизнь человека как на один из кадров в киноленте его вечного существования, то сможем увидеть, что в подобном образе жизни не хватает связи с нашим вечным бытием. В некоторых древних культурах, учитывая этот момент, жизнь человека сознательно делили на четыре основных этапа, позволяющих ему заботится о своем вечном бытие на каждом из них, в ведической традиции эти этапы назвались ашрамами[13]). Давайте рассмотрим этапы жизни человека в гармоничном обществе с духовыми ценностями в контексте его вечной природы.

Первую стадию жизни человека можно назвать ученичеством (брахмачариям). В этот период жизни дети, подростки и молодые люди с помощью своих родителей, учителей и окружения адаптируются к жизни в этой реальности и обществе себе подобных. В период ученичества молодые люди усваивают мировоззрение, культивируемое в обществе, обучаются различным наукам для полноценного сосуществования с другими его членами и приобщаются к навыкам жизни, согласно своей природе (сословию). В этот период важно развивать и культивировать определенные качества, помогающие не терять связь с вечной частью себя, такие как скромность, смирение, миролюбие (отказ от насилия), терпимость, простота и другие[14]).

Следующий этап жизни — семейная жизнь (грихастха-ашрам). В этот период жизни люди создают свою семью, растят и воспитывают детей, активно участвуют в жизни общества. Это важная стадия жизни, ведь именно домохозяева поддерживают материально тех, кто еще не вступил во вторую стадию жизни (например, своих растущих детей), так и тех, кто уже отошел от активной жизни в обществе (своих пожилых родителей и странников). Для того чтобы не терять связь со своей вечной природой люди на этой стадии жизни стараются развивать в себе такие качества как чистота, стойкость, самообладание, отсутствие эгоизма и другие, позволяющие им получать удовлетворение от служения обществу в своем статусе.

Вырастив детей и достигнув пожилого возраста, люди вступают в следующий этап своей жизни (ванапрастха-ашрам). На этом этапе муж с женой могут отойти от активной трудовой деятельности и позволить себе заниматься более спокойными делами, а также путешествовать и/или совершать паломничества, чтобы познакомиться с другими местами и культурами. В древности пожилые люди уходили жить в лес, чтобы отдохнуть от трудового быта и гармонизировать свое существование с помощью сил природы. На этой стадии полезно культивировать следующие качества: понимание того, что наша жизнь в этом теле не вечна, и необходимо раскрывать свою связь с собственной вечной природой, отсутствие сильной привязанности к родным, дому и прочему, постоянное спокойствие в желанных и нежеланных событиях.

В последней же стадии жизни (в старости) люди могут позволить себе еще больше предаваться самосознанию и подготовке «к встрече со своей вечной частью», культивируя при этом следующие качества: безраздельная, неизменная преданность Богу, стремление жить в уединенном месте, отсутствие привязанности к «мирскому» и постоянное стремление к духовному самосознанию, и другие. В ведическом обществе некоторые при этом могли принимать статус санньясы (странники вне общества, которые заботились о благополучии всего общества). Остальные члены общества оказывали почтение и поддержку странникам, культивирующим духовные качества и настроенные на свое вечное бытие. Такие странники служат олицетворением духовных качеств и маяками для гармоничной духовной эволюции общества.

Гармоничное общество принимает все четыре стадии жизни, и люди на разных стадиях жизни помогают друг другу. Например, семейные люди могут накормить странствующего паломника или странника и не осуждать их за другой образ жизни. Последние же, в свою очередь, делятся с семейными людьми своим опытом и осознанием. Таким образом, четыре ашрама поддерживают друг друга своими сильными сторонами.

Рассматривая целостность сообщества людей во времени, можно также отметить, что оно создается, развивается, существует, может создавать дочерние сообщества, уменьшается и исчезает. Как тело живого организма — рождается, растет, существует какое-то время, само-воспроизводится, стареет и умирает. Поэтому при создании любого сообщества необходимо учитывать все эти стадии, чтобы эволюция общества не нарушала гармонии, как членов своего общества, так и окружения.

Пространственная же целостность общества в том, что именно неповторимым своим размером и формой человек уже занимает свое уникальное место в обществе. То, как физически человек «оборудован», гласит громче о его месте в общественном устройстве, чем любая теория или психологическая гипотеза. Сильный и храбрый человек — от природы сформирован как защитник и потому будет занимать не только функционально, но и пространственно, соответствующее ему место. Таким образом, пространственная проекция общественного организма напрямую вытекает из его функциональности и физического проявления его членов.

С другой стороны, пространственная целостность выражена в том факте, что темперамент, культура и деятельность людей связаны с той местностью, где они живут. Например, южные люди более «горячие» и динамичны, чем жители севера, чей образ жизни более размеренный, а темперамент более сдержан. Очевидно, что мы как человечество едины и целостны в своем многообразии разных наций и народностей. И каждая народность, которая создала свою культуру и религию во взаимодействии с энергии своей местности (Родины) самоценна, дополняет и обогащает всю человеческую культуру.

Метафизическая Целостность

Мы (люди) не одни в этом мире, поэтому стоит рассматривать наши взаимодействия с другими живыми существами (животными, растениями, с Землей). Они (другие существа) являются не только объектами или инструментами для деятельности людей, но и субъектами, имеющими свои чувства и желания. И их чувства и желания влияют на сознание людей и соответственно на общество в целом.

С другой стороны общество существует на разных уровнях бытия — как на физическом плане, так и более тонком плане как самостоятельный тонкоматериальный эгрегор — сознание общества, созданный мыслями и чувствами членов общества. И между этими уровнями бытия существует согласие, дополнение и целостность или нет. Хороший пример этого приведен в книге "Роза мира" Даниила Андреева, где он описывает метафизическую историю России. С таким более широким видением становиться понятным, почему где-то экономика развивается, а где то все разваливается. Почему в одном месте никак не могут построить какое-то здание (иногда это происходит просто из-за территориального конфликта с другими существами, которых мы не видим, но взаимодействуем с ними на уровне сознания).

«Фрактальная[15]» целостность

Общество может состоять из других сообществ, например, деревня состоит из домов (семей), а также может являться частью большего сообщества (в нашем примере — района). В этом контексте целостность и гармоничность означает, что сообщество заботится как о своих внутренних сообществах, об их целостности и благополучии, так и осознает свою функцию по отношению к большему сообществу, членом которого является, и целостность которого обеспечивает своим существованием. Это — «фрактальная» целостность. Пример «фрактальности» (самоподобия) сообщества людей на различных уровнях: человек, семья, группа по интересам, организация — коммерческая или общественная, корпорация, деревня, город, район, область, страна, нация или человечество.

Из «Фрактальной целостности» вытекает утопичность создания изолированных сообществ или поселений.

К этому пункту можно отнести еще один фактор целостности общества — здоровое «эго общества». Как известно, от эго человека (3‑я чакра) зависит его здоровье и красота.

Например, в организме человека каждый орган изолирован от других, чтобы поддерживать свое здоровье и форму. Но одновременно этот орган вступает в симбиотическое взаимодействие с другими органами тела. Так и сообщество должно с одной стороны определять свои границы определенными условиями (своеобразный здоровый «элитаризм» или «эгоизм»), с другой же — вступать в симбиотическое взаимодействие с прочими сообществами, например, как часть государства.

Жизненный пример фрактальной целостности — семья и работа (например, организация, в которой работает муж). Хороший работодатель понимает что физическое и психическое состояние своего работника тесно связана с его семьей, поэтому ошибочно эксплуатировать работника за счет его семьи. Если будет дисгармония в семье работника, то это отразиться и на работодателе. Нарушение целостности в семье члена организации может привет к нарушению целостности и самой организации, и наоборот. Поэтому хороший работодатель заботясь о работнике также заботиться и о его семье.

Восходящий поток

Многие слышали о двух энергетических потоках в теле. Они связаны с циркуляцией энергии Жизни в нашем теле. Источником нисходящего потока является 9‑й чакра, а источником восходящего потока, питающего нас материнской энергией — наша 10‑я чакра.

Этот восходящий поток также является источником «Красной кундалини» (или просто кундалини, жизненной силы), которая, объединяясь с «золотой кундалини» девятой чакры, помогает раскрыть «Белую кундалини» в центре каждой чакры. В приложении к данной книге мы предлагаем описание медитации «Трех Кундалини».

Заземление

«Быть заземленным означает - находиться в реальном контакте с землей, или полностью пребывать внутри своего тела. Заземленные люди могут использовать свои возможности, способности и опыт в полной мере, справляясь таким образом с любыми ситуациями...

Незаземленных людей довольно легко заметить. Они, как правило, рассеяны и не имеют представления о своих собственных потребностях и чувствах...

Отсутствие связи со своей 10-й чакрой делает нас уязвимыми и беззащитными перед физическими и психическими атаками любого рода. Без полноценной поддержки этой чакры мы не можем также осуществить миссию своей жизни, потому что процесс созидания требует полного смешения духовной и материальной энергий; именно через эту чакру мы поглощаем материальную энергию... (Синди Дейл «Чакры»)

Эта часть сознания (10‑я чакра) позволяет находиться в реальном контакте с Землей и полностью пребывать внутри тела. Источник энергии Земли для повседневной жизни. Отвечает за удаления отходов из организма и ауры.

Природа обладает огромной целительной силой. Способность ощущать себя частью Природы заложена в каждом из нас по праву рождения: мы все — дети Матери Земли, дети Природы. Сознавая и постоянно культивируя в себе ощущение своей естественной причастности к Природе, человек становится мощным транслятором её целительной энергии. Энергия десятой чакры (энергия единения с Живой Природой) наделяет человека даром ощущать уникальный вкус земной жизни. Этот вкус необыкновенно ценен и неповторим. Ради того, чтобы испытать этот вкус, стоит предпринять труд физического воплощения, тем более, что при должном старании этот труд находит удовлетворение в обогащении духовного опыта нашего вечного бытия.

О связи всего со всем и связи с Землей

Кто такие знахари? Человек, находящийся в контакте с Землей, уже осознал то, что является сам её неотъемлемой частью. Принимая покровительство Земли, такой человек непосредственно распознает и чувствует ее дары. Эти дары позволяют ему не только самому жить здоровой и безбедной жизнью, но и помогать в исцелении тем, кто в нём заинтересован. Как животное, скажем, кошка, может, совершенно «не задумываясь», то есть, по наитию, принять от Земли траву или растение, подходящее для исцеления и выздоровления, так и человек, доверяющей силе и покровительству Матери Природы, способен напрямую ощущать, какой из ее даров полезен для него или, если потребуется, для другого ее чада.

Все довольно просто. Целостная и чуткая личность не нуждается в измышлениях, и потому в состоянии просто «учуять» и принять всё, что наиболее соответствует настоящему моменту. Поскольку во Вселенной всё связано со всем, то проблем с тем, что принято называть случайностями, как со «счастливыми», так и с «несчастными», не представляется. Человеку нет необходимости пытаться перемудрствовать Высший Разум и Мать Природу (женскую ипостась Высшего Разума). Большинство трудностей человеческого существа вызвано его излишними стараниями — особенно, стремлением держать все под контролем своего рассудка[16]. И, как уже говорилось ранее, в главе о седьмой чакре, такое нездоровое усердие вызвано травмами. Так, травмированная 10‑я чакра, вызывает «недостаток заземления» и вынуждает человека пытаться компенсировать покровительство Матери Природы (и вообще материнское) в своей жизни из собственных резервов. Отсюда излишняя потребность в рассудочности. Не доверяя Силе Земли и её заботе, мы зачастую пытаемся сами стать для себя Высшим Разумом и Матерью Вселенной (Отцом и Матерью). На энергетическом уровне такой «само-компенсируемый» человек как бы отключен от центральной сети постоянного энергоснабжения и вынужден жить на «аккумуляторе» или — того хуже — на батарейках, (таким как всевозможные суррогаты: пилюли, таблетки, интоксикации и вампиризм различного рода). «Отключение от энергосети» также характеризуется для человека ощущением скуки или потерянности (недаром в Христианстве, например, скука считается смертным грехом). Целостная и здоровая личность чужда скуки, поскольку Вселенная и мы сами — нераздельны, а во Вселенной бессчетное множество чудес и удивительных явлений, всегда доступных для открытий и восторженного изумления. Более того, для того, кто постоянно «в сети» — то есть, в состоянии, открытом для взаимодействия с Высшим Разумом и Матерью Природой — нет повода для скуки, ведь быть участником Жизни самому всегда гораздо увлекательнее и интереснее, нежели ждать своего шанса, звездного часа, «у моря погоды» или чего-либо еще, оставаясь на скамье запасных. Когда мы принимаем себя самих как детей Природы и наследников Высшего Разума, то мир предстает пред нами во всем великолепии своих проявлений. Жизнь постоянно готова предоставлять нам все новые и новые впечатления и многогранный опыт. Нам лишь остается убеждаться в том, что мы получаем от Дружелюбной Вселенной всё, что нам необходимо, вовремя, с радостью и с упоением от её Великолепия[17].

Из сказок и старинных книг мы можем узнать, что в прежние времена люди разговаривали со стихиями (с Ветром, к примеру) или с небесными светилами (Луной и Солнцем), просили совета и помощи у деревьев и гор, как и у других ставленников Матери Природы. Для целостного человека в таком общении нет ничего странного или сверхъестественного, поскольку он открыт для контакта со всем во Вселенной, а Вселенная жива и исполнена жизни во всех своих проявлениях.

Человек, живущий «в поиске», может провести в таком состоянии всю свою жизнь (и множество жизней). Поиск бесконечен: искать можно вечно. Но духовные искания и неутолимое стремление к чему-то недосягаемому — не одно и то же, хотя их часто принимают одно за другое. Можно «искать Абсолютную Истину» с большим рвением и ревностью, и прийти к твердому убеждению, что Абсолютная Истина «недостижима» или «недоступна для понимания», а потому не остается ничего другого, как положить всю свою жизнь на ее тщетный поиск (читай — безуспешный). Такое состояние — сродни отчаянию и безысходности. А когда оно помножается на «духовное устремление» или (того хуже — на «духовный голод»), то становится просто заколдованным кругом, ловушкой для перемудривших умов или крючком для мошенников, готовых нажиться на беспокойных натурах. Поиски Духовного Мира — это заманчивый лозунг, но, к сожалению, это оксюморон: если человек ищет дух, значит, он отказался от собственной духовной сути, забыл, что уже является Духом. Это — сумасшествие, нездоровье. Нет ничего, что не является духом. Материя, и то, что мы так называем — это одна из форм духовного проявления. Лишь концепция делает её «оторванной» от Духа или лишенной его. Всё, что человеческий рассудок, считает «не живым», «не одухотворенным» или «материальным», оказывается таковым лишь в силу определяемых этим рассудком же условий. Так люди решили, что стихия — скажем, Ветер — не имеет рук, ног, головы и других атрибутов, напоминающих известную им «разумную форму жизни», и потому не является достойной представлять Вселенский Разум. Но если ветер и не владеет человеческими голосовыми связками, это вовсе не означает, что он не способен говорить или поддерживать коммуникацию на прочих, невербальных, уровнях. Как и вода или свет. Способность воды реагировать на эмоциональные состояния людей уже зафиксирована современными исследованиями. Также поражают и возможности световых волн! Всё во Вселенной готово и может говорить с нами, помогать нам и поддерживать нас.

Рождение и смерть

Десятая чакра связана с вхождением в конкретную реальность (рождением) и уходом из этой реальности (смертью). С помощью десятой чакры мы сначала создаем себе тело для жизни в этой реальности, используя ее же материю и энергии. А в момент смерти мы отпускаем материю и энергии этой реальности (тело). Тогда наше тело растворяется в оставшейся реальности. Так как физическая реальность по своей природе инертна, наше физическое тело относительно долго сохраняется после нашего ухода. В других реальностях (не инертных) растворение тела происходит почти мгновенно, и кажется, что там смерти нет.

Говоря о «полотне реальности», которой можно характеризовать 10‑ю чакру, мы имеем в виду всю палитру всех возможных реальностей. Таким образом, 10‑я чакра распространяет нас не только в земном пространство-времени, но и позволяет нам существовать во всех возможных прочих реальностях и мирах, поскольку они проявляются полностью, разворачиваясь на ее базисе. То, что жизнь — реальна и происходит с нами «на самом деле», а не является иллюзией или сном, можно осознать только тогда, когда наша 10‑я чакра функционирует оптимально и вкупе с полноценными остальными чакрами. Полноценно развитое сознание в 10‑й чакре позволяет нам жить в духовном мире прямо здесь и прямо сейчас. Связь с Землей не возможна без приятия собственной сути.

Характеристики

Местоположение 10‑й чакры обозначается примерно в метре под ногами (от 45 см до 1,2 м под ступнями ног). Десятая чакра связана с интегративным аурическим слоем (эфирным телом), расположенным над поверхностью кожи (между первым и вторым аурическим слоем).

«Я думаю, что этот интегративный слой является своеобразной тропинкой для передвижения нашего двойника, о котором много говорят колдуны и шаманы, — нашего второго Я, способного отделяться от физического тела. Карлос Кастанеда, который учился у Дона Хуана, индейца из племени Яки, имел опыт такого раздвоения...» (Синди Дейл «Чакры».)

10‑я чакра позволяет путешествовать, используя порталы 8‑й шаманской чакры, по разным мирам, в том числе — стихиалей и подземным мирам. Многие шаманы в целительных практиках используют силу 10‑й чакры для гармонизации энергий и полного «воплощения души в тело».

Можно сказать, что 10-я чакра составляет основу для Генетической Памяти:

«До и во время зачатия десятая чакра вместе с девятой отбирают физические хромосомы, регулирующие нашу генетическую структуру. В то время как девятая чакра опирается в своих решениях на запросы души, десятая чакра осуществляет программирование, основываясь на наших наследственных истоках, выбирая гены из нашего генетического фонда, которые дадут нам возможность во всеоружии встретить физические и психологические проблемы, неизбежные на нашем пути... Десятая чакра хранит убеждения о: «предках, жизненном опыте и сделанных выводах, природе и вашем отношении к ней...» (Синди Дейл «Библия интуиции». )

Для усиления 10-й чакры, рекомендуется, помимо всего прочего, восстановить свою связь с корнями (своими предками, хотя бы ближайшими).

Цвет десятой чакры — это тона земли, в том числе коричневый, лимонный, розовато-лиловый, красновато-коричневый, известняково-желтый, оливково-зеленый и цвет вулканического стекла.

Экстраспособность, даруемая развитой десятой чакрой — это умение общаться с растениями, животными и природой, натуро-терапия, шаманизм (перемещение между миром природы и другими мирами), природное целительство, знахарство.

Человека с 10‑й ведущей чакрой называют — «Натуралист». Для поддержания здоровья такому человеку необходимо есть натуральную пищу, одеваться в натуральные вещи и общаться с природой.

Музыка

Музыка десятой чакры открывает для нас мир природы, фольклора и жизненных сил Земли. Характер такой жизненной силы — это мягкая свобода, плавное, но стабильное течение.

 

 


[1]              Это же — имя Золотой Аватары, Шри Чайтаньи Махапрабху

[2]              Санскритское имя Земли

[3]              Фен-шуй (с китайского дословно «ветер и вода») — С помощью фэн-шуй можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения, «верную» разбивку участка; считается, что специалист фэн-шуй может прогнозировать события. Цель фэн-шуй — поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование на благо человека.

[4]              Васту-шастра (с санскрита «наука о доме») — традиционная индуистская система архитектурного планирования и дизайна. Преимущественно используется в индуистской храмовой архитектуре, но также находит широкое применение в скульптуре, танцах и поэзии. Основателем Васту традиционно считается архитектор-мистик Майя.

[5]              Аюр-веда — (от санскр. «аюс» — «значение жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «веда» — знание) — традиционная система индийской ведической медицины. Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) «Атхарва-веды» и основывается на философской системе санкхья.

[6]              Тут мы предлагаем читателю трактовку традиционного понятия, отличную от общепринятого перевода с санскрита, но полезную для понимания сути этого термина. Она получена авторами опытно-шаманским путем — авешкары к Вьясадеве, автору дошедших до современности санскритских Ведических текстов. Здесь и далее в сносках на название 4‑х основных варн мы используем именно это толкование.
Б-ра-ахма-н — можно приблизительно перевести как «тот, кто охватывает Свет внутри всех нас»

[7]              Кшатрия: «тот, кто несёт Свет»

[8]              В-ай-шья: «тот, кто во всём находит счастье»

[9]              Ш-уд-ра: «ищущий Свет» или «идущий к Свету»

[10]             Квадры — понятие из молодой науки — соционики. В каждой квадре (их четыре) входит по четыре Социотипа (Типа Информационного Метаболизма).

[11]             Варны (с санскрита «качество», «цвет», «категория» ) — сословия в древнем Ведическом обществе варнашрамы. Всего существует четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. В современной Индии система варнашрамы деградировала и трансформировалась в кастовую систему с вертикальной иерархией.

[12]             Так можно выделить брахмана-брахмана, брахмана-кшатрия, брахмана-вайшью, брахмана-шудру и т.д.

[13]             Ашрам (с санскрита от слов «шрам» — усталость, истощение, боль и «а» — отрицание) — защищенное место от усталости и боли. В социальном контексте ашрам означает стадию жизни человека: брахмачарья (ученичество), грихастха (семейная жизнь, ванапрастха (отход от «мирских» дел, паломничество) и санньяса (уединенная жизнь в духовном поиске, жизнь «вне общества»).

[14]            В Бхагавад-гите 13.8‑12 Кришна более подробно перечисляет духовные качества людей разных ашрамов.

 

[15]            Фрактал (лат. fractus — дробленый) — термин, введённый Бенуа Мандельбротом в 1975 году для обозначения нерегулярных самоподобных множеств. Фрактал — это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба. Масштабная инвариантность, наблюдаемая во фракталах, может быть либо точной, либо приближённой.

[16]             Авторы рекомендуют в этой связи пытливому читателю познакомиться с книгами Лиз Бурбо из серии «Слушай свое тело»

[17]             полезная аффирмация от Хари