Общественный организм: Квадры и Варны

Автор: Альфир и Ульяна Ситдиковы вкл. .

Общество (Society) — исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.
(Энциклопедия «Кругосвет»). Общество — соединение людей для достижения хозяйственных, политических или научных целей, недоступных силам каждого в отдельности.
(Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Здоровое общество — это целостный организм. Более подробно о целостности общества: Целостноть и согласованность общества. В этой статье мы рассмотрим функциональную целостность общества.

Для простоты сравним общество со сложной стурктурой и многочисленными связами с человеческим организмом. Подобно человеческому организму, который состоит из множества сложных и незаменимых по своим функциям систем, таких как:

  • опopнo-двигательный аппарат,
  • сердечно-сосудистая система,
  • нервная система
  • система внутренних органов

общественный организм имеет свою структуру связанных частей с разными взаимодополняющими и незаменимыми функциями.

Эти части общественного организма естественным образом проявляли себя в ходе истории как разные классы или социальные слои. Эти слои обычно имеют различные функции по отношении  к обществу и члены этих слоев имеют различные социальные качества. Социальные качества — в данном контексте — это те качества и таланты, которые, необходимы для выполнения определенной функции в общественном организме.

С одной стороны, люди  с рождения предрасположены к определенным социальным качествам, с другой стороны внешние обстоятельства — семья, где они родились, окружение, где они воспитывались и прочее — побуждают культивировать такие же или другие социальные качества    Функциональная дисгармония в обществе появляется, когда внутренняя и естественная социальная предрасположенность человека вступает в противоречие с тем, что от него ожидает общество (семья, друзья, работа, государство и прочее). Эта дисгармония подпитывает мнение общества (в дополнении к другим факторам, которые мы не рассматриваем в этой статье) к тому, что одни слои считаются неоправданно более важными, чем другие и подталкивает к эксплуатации в обществе.

В человеческом организме важны все органы. Даже если мы прищемили палец, все тело реагирует на это, стремится помочь пальцу и защищает его. Таков принцип здорового общественного организма — понимание взаимозависимости и взаимная поддержка. Теперь, рассмотрим три фактора, с которыми мы имеем дело в реальной жизни:
(А) есть разные части общества, выполняющие различные функции
(Б) есть люди, обладающие разными качествами (естественными талантами и стремлениями от рождения)
(В) есть представления людей о себе и об обществе.


(А) Разные части общества, выполняющие различные функции.

В идее коммунизма была выражена идея равенства, в противовес разделения сословий людей по значимости. Но идея равенства — далеко недостаточна без понимания устройства общества, разных его функциональных частей и их роли. Идея устройства общества в соответствии с качествами людей издревле была привлекательна для человечества. Эта идея нашла свое выражение еще 5000 лет назад в Бхагавад-гите в виде варнашрамы дхармы. В этой системе постулируется существование основных слоев общества: 1) Брахманы, 2) Кшатрии, 3) Вайшьи и 4) Шудры[1]. В славянской традиции это были: 1) Ведуны, 2) Витязи, 3) Веси и 4) Смерды (слово, которое приобрело свое негативное значение уже позднее при деградации системы). В западных обществах: 1) Жрецы, ученые, советники; 2) Правители, цари, военачальники и губернаторы; 3) Землевладельцы и купцы и 4) Рабочие, солдаты и крестьяне. Как видим, на протяжении истории, организм общества состоял из разных взаимодополняющих систем, и это естественно. Но поскольку одним из систем в организме придавали неоправданно большую значимость в ущерб другим, существовала эксплуатация и притеснения, и общество в целом было несчастно и деградировало. Рассмотрим  суть различных сословий, без привязки к определенному общестенному строю, буть то монархия, капитализм, социализм или что-то другое. 

Можно выявить четыре основные неотъемлемые функциональные части общества, которые сопоставим с четырьмя естественными сословиями:

1-е сословие ("нервная система" общественного организма) служит обществу, действуя как интегративная система, связывая в одно целое прочие системы общественного организма, задавая определенный "дух" в обществе.

2-е сословие ("опopнo-двигательный аппарат" общественного организма) служит обществу, придавая определенную "форму" общественному организму, обеспечивая ему опору, защиту и возможность развития с помощью "силы воли".

3-е сословие ("система внутренних органов" общественного организма) служит обществу, обеспечивая внутренние связи общества и круговорот разных энергий в обществе (например, товарно-денежных и информационных).

4-е сословие ("сердечнососудистая система" общественного организма) служит обществу, питая каждую отдельную клеточку в теле общественного организма и весь организм в целом, то есть их больше интересуют сами члены общества — отдельные люди вместе с их разнообразными потребностями.

Ценность всех четырех сословий заключена в их совокупности; они имеют смысл только вместе, как единое целое. Наше четверичное деление общества условно[2], и причина этому — привязка к привычному сознанию в четырех измерениях (включая линейное время). В реальности же, конечно, общество более сложно и многогранно. Но такое упрощенное деление позволит нам с большей ясностью анализировать структуру общества.

Здесь нужно еще раз отметить, что функциональное разделение общества - естественна и не зависит от общественного строя (монархия или демократия, социализм или капитализм).  Более того, в любой формации существует обсуждаемое здесь разделение.

(Б) Люди, обладающие разными качествами.

Люди от рождения обладают разным характером, разными склонностями и качествами, поэтому для них естественно занимать подходящие им ниши в обществе. Характерные отличительные особенности различных типов людей в социуме в наше время достаточно доступно сформулированы и систематизированы в сравнительно молодой науке Соционике. Соционика — это теория о восприятии человеком информации окружающей реальности и об информационном взаимодействии между людьми. В более узком прикладном смысле — об одной из сторон психологической совместимости. Она разделяет людей по Типам Информационного Метаболизма (ТИМ) на 16 типов, составляющих в совокупности единый социальный организм.

КВАДРЫ

Соционика была создана в начале 70-х годов XX века литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте на основе работы Карла Густава Юнга «Психологические типы» и теории Антония Кемпинского об информационном метаболизме. Название «соционика» происходит от одного из терминов теории, социон (от лат. socium — общество). Соционика опирается на то, что разные люди по-разному акцентируются на разных аспектах воспринимаемой реальности. Непрерывный процесс отсеивания и использования людьми воспринимаемой информации называется «информационный метаболизм» (ИМ). Использование информации определённым образом — это функции психики, а те части информации, которые этими функциями используются — это информационные аспекты воспринимаемой реальности.

В соционике существуют 8 функций психики: базовая, творческая, ролевая, болевая, внушаемая, активационная, наблюдательная и демонстративная.

Аспекты делятся на несколько дихотомий: «рациональные» или «иррациональные». «Рациональные» аспекты делятся на «логические» (логика объектов) и «этические» (логика субъектов), а «иррациональные» — на «сенсорные» (пространственное восприятие) и «интуитивные» (временное восприятие). Дихотомия «экстраверсия»/«интроверсия» трактуется как дополнительный признак, уточняющий акцентированность функции психики на внешних или внутренних составляющих аспектов базовых дихотомий.

В западной науке аналогом соционики является Типология Майерс — Бриггс, которую применяют для профориентации. В типологии Майерс-Бриггс и соционике делается разный акцент, как в теоретической основе, так и в практическом применении. Для наших целей более всего подходит именно соционика.

В соответствии с соционикой, людей по «типу информационного метаболизма» (ТИМ) можно разделить на 16 групп — социотипов (или психотипов). Каждому из 16 социотипов соответствует определенное сочетание функций психики и аспектов. 16 ТИМов, благодаря их естественным свойствам, логически группируются в 4 квадры: 1) альфа-квадра, 2) бета-квадра, 3) гамма-квадра, 4) дельта-квадра. Каждая квадра состоит из 4 социотипов, связанных схожими взглядами на мир, жизненными ценностями и схожими качествами, которые они предлагают обществу.

Первая квадра (Альфа). Ценности этой квадры определяются стремлением к «истине» и ее физическому воплощению в виде «рая на Земле»: наиболее комфортной жизни и полной самых широких возможностей, открывающихся перед ними, пусть даже хотя и в теории. В определенном смысле это «идеалисты», которые легко окрыляются духом новых веяний и сами готовы стать проводниками и первооткрывателями этого духа как для себя самих, так и для всего остального общества.

Их восприятие внешнего мира отличается особой легкостью, открытостью, подвижностью. Это очень увлекающиеся люди, предпочитающие обстановку неформального общения. Они демократичны по своей натуре, отрицают любую жесткость или зарегулированность. Психическое устройство представителей этой квадры позволяет им довольно быстро и без особого труда реализовывать себя в любых отраслях человеческой деятельности. Узкая специализация — не для них. Но наиболее полно раскрыть и проявить свои способности они могут, служа обществу в качестве ученых и исследователей, открывающих новые горизонты мировоззрения, учителей и воспитателей, доносящих самые свежие идеи и дух «нового времени» до представителей всех поколений, или даже как самые простые домохозяйки, способные привить своим отпрыскам идеи «будущего» и заложить в них взгляды и ценности, способные послужить фундаментом для строительства оного. Они способны задавать новые веяния не только в сфере науки или философии, но и в таких отраслях жизни, как искусство, мода и даже кулинария (ведь именно в этой квадре, как нигде, ценится комфорт и удовольствия как признак воплотившихся возможностей). И все же самым главным вкладом этой квадры можно было бы считать то, что для них определяющим условием прогресса в жизни является «дух»: это здоровая и позитивно настроенная обстановка для всех, где как раз и реализуются все положительные ощущения.

Главные ценности первой квадры:

Во-первых, это минимизация отрицательных эмоций.

Во-вторых, это положительные ощущения. Их компания всегда уютная, раскованная, домашняя. Она никогда не бывает грубой, эксцентричной.

Третья их ценность — это интуиция возможностей — перспективные идеи. Поэтому в первой квадре всегда ведутся разговоры о будущем, неизведанном, возможном. Они стремятся заглянуть дальше всех — за горизонт, выдвигают и с удовольствием обсуждают "безумные" теории.

Четвертая ценность этой квадры — глобальная структурная логика. Инструмент, которым они постоянно пользуются в познании мира — это системный анализ. Их интересуют в первую очередь универсальные законы, которые правят миром.

В первой квадре не любят ограничений во времени, не признают временных рамок, предпочитают вести размеренный, спокойный, философски созерцательный образ жизни. Кроме того, не терпят, когда их втискивают в жесткие рамки заповедей, кодексов и правил.

Представители первой квадры:
1.1 Логико-интуитивный интроверт — "Робеспьер"
1.2 Этико-сенсорный экстраверт — "Гюго"
1.3 Интуитивно-логический экстраверт — "Дон Кихот"
1.4 Сенсорно-этический интроверт — "Дюма"

Вторая квадра (Бета). Воля и разум, энтузиазм и исторические перспективы — вот на что обращают внимание во второй квадре.

Основные ценности второй квадры такие:

Во-первых, их объединяет стремление максимизировать положительные эмоции. Они способны радоваться малому.

Во-вторых, социотипы 2-й квадры признают в качестве важнейшей ценности минимизацию слабости, то есть стойкость в борьбе с лишениями и противостоящим противником. Это квадра, где сила воли — непременное условие эффективной деятельности. Стойкость, решительность, выносливость и несгибаемость всегда будут иметь у них высший авторитет.

В-третьих, вторую квадру объединяет страстное желание избежать опасности. Они настроены на то, чтобы не допустить ошибок, уже однажды совершенных. В их среде весьма ценится опытность, бывалость, искушенность. Они уверенно себя чувствуют в экстремальных ситуациях.

И четвертая их ценность — это организаторская логика, опирающаяся на развитое чувство долга, гражданственность, верность избранному делу. Поэтому это самая дисциплинированная и организованная квадра, умеющая быстро собрать все силы в кулак в случае грозящей опасности или возникновения экстремальной ситуации.

Из ценностей квадры вытекает и ее социальная роль — создатели государств и империй, активными политическими деятелями, упopнo сражающимися за власть. Преодоление препятствий волевыми методами — вот их миссия. Причем они предпочитают не оборонятся, а наступать. Они же вдохновенно воспевают жертвы и потери, неизбежные в борьбе. Следует отметить, что присущее представителям этой квадры стремление к идеалам не только укрепляет их волю, но и помогает им вдохновлять на соблюдение порядка представителей всех остальных квадр. Именно оно как раз как раз и позволяет создать «костяк» общества, его аристократию в хорошем смысле этого слова, способную вести за собой всех остальных, являя им пример чести и достоинства. Представители этой квадры, получая в свое ведение определенный коллектив (от отдельной семьи, школьного класса или студенческого коллектива до целой страны или нации) становятся превосходными лидерами, и не только идейными, но и практичными и справедливыми организаторами системы, обеспечивающей соблюдение устанавливаемых ими правовых норм, позволяя всему обществу приближаться к этим идеалам.

Представители второй квадры:
2.1 Интуитивно-этический интроверт — "Есенин"
2.2 Сенсорно-логический экстраверт — "Жуков"
2.3 Этико-интуитивный экстраверт — "Гамлет"
2.4 Логико-сенсорный интроверт — "Максим Горький"

Третья квадра (Гамма). Вот ценности, которые исповедует Третья квадра.

Во-первых, к ним относится минимизация плохих отношений. Этот аспект означает критику зла, стремление уйти от плохих людей и отрицательных отношений, оградить себя от врагов и противников.

Во-вторых, их ценность — интуиция времени. Приближая шаг за шагом ближайшее, реальное будущее, они в целом верят в линейность развития, то есть, по их глубинным представлениям, нужно лишь убрать мешающие препятствия — пережитки прошлого — и сразу же впереди откроются неограниченные возможности роста. Эта квадра не боится хаоса и потрясений: они умеют делать дело в условиях стихийности, риска, неразберихи.

Их следующая коренная ценность деловая логика риска и предпринимательства. Социотипы третьей квадры могут успешно действовать в условиях экономического дефицита, когда нужно выкручиваться, опираясь на использование того, что на первый взгляд бесполезно, но зато имеется в избытке. Свой практичный ум социотипы 3-й квадры могут применить не только в коммерции, но и в любой другой области, например, в науке и в религии. При этом они умело добиваются выгоды в любом деле. При этом под выгодой может пониматься необязательно денежная прибыль, но любая другая выгода, в зависимости от цены вопроса. Например, участники духовных сообществ и организаций могут в качестве выгоды рассматривать достижение рая, хорошую карму, освобождение или даже «развитие любви к Богу»

И, наконец, сенсорная ценность этой квадры — стойкость и противодействие. Данное качество свидетельствует том, что социотипы 3-й квадры хорошо умеют отстаивать себя и свои позиции. Третья квадра может быть названа квадрой критики и реформ. В отличие от 2-й квадры, которая ориентирована, прежде всего, политически, 3-я квадра ориентирована социально, поэтому хорошо разбирается в обмене различными энергиями внутри общества, например денежными или информационными потоками.Это разумные люди, не любящие громких лозунгов и патетики. Они не ведут "идейную борьбу", предпочитая договориться с достойным соперником.

Представители третьей квадры:
3.1 Интуитивно-логический интроверт — "Бальзак"
3.2 Сенсорно-этический экстраверт — "Наполеон"
3.3 Логико-интуитивный экстраверт — "Джек Лондон"
3.4 Этико-сенсорный интроверт — "Драйзер"

Четвертая квадра (Дельта). Социотипам этой квадры присущи следующие ценности.

Во-первых, — хорошие, теплые отношения. Психологический фактор играет у них важнейшую роль. Отсюда их гуманизм.

Вторая ценность — наличие хороших условий для работы, отсутствие дискомфорта, нежелание менять заведенный порядок существования, исключение вредного влияния внешней среды, — одним словом, минимизация отрицательных ощущений.

В-третьих, четвертая квадра ориентирована на логику потребления и рационального использования ресурсов. Это наиболее рачительная квадра, умеющая рационально потреблять, предпочитающая качественные и добротные товары. Для социотипов этой квадры несвойственен риск, аврал, экономический хаос, махинации. Общество качественного потребления может быть только стабильным.

И четвертая ценность квадры — аспект интуиции возможностей, означающий альтернативу, необычность, сенсационность. Несмотря на всю свою хорошую заземленность, социотипы этой квадры уважают необычных, талантливых людей.

Социальная миссия квадры "дельта", таким образом, заключается в том, чтобы обеспечить стабильное развитие и разумно использовать накопленные ресурсы, готовя тем самым почву для слабых ростков нового.

Представители этой квадры испытывают неподдельную радость в непосредственной заботе о «своих ближних». Они с удовольствием ухаживают за ними, подавая им шубу, чай или делая им расслабляющий массаж. Гуманисты испытывают радость не только и не столько от теоретических рассуждений о благе для человека, сколько от практической реализации этого блага через заботу о ближнем всеми доступными и вполне земными способами. И даже если они не в состоянии (в силу своих возможностей) помочь вам на физическом уровне, они всегда готовы помочь советом и дружеским участием.

Представители 4- квадры, будучи гуманистами по духу, ценят каждого отдельно взятого человека и его ценности, в том числе и материальные. Без свойственной представителям 4-й квадры любви к человеку, представители других квадр, в погоне за своей «истиной», идеалами и богатством могут забыть о том, что это «принцип существует для человека, а не человек для принципа».

Представители четвертой квадры:
4.1 Этико-интуитивный интроверт — "Достоевский"
4.2 Логико-сенсорный экстраверт — "Штирлиц"
4.3 Интуитивно-этический экстраверт — "Гексли"
4.4 Сенсорно-логический интроверт — "Габен"

В соответствии с «принципом фрактальности» внутри каждой квадры также можно увидеть своеобразный социон (все квадры вместе). Когда мы перечисляли 16 ТИМов (по 4 в каждой квадре), мы отметили это цифрами. Где первая цифра сопоставляется с номером квадры, а вторая через точку — с номером «подквадры». Например,1.3 Интуитивно-логический экстраверт — «Дон Кихот» — 1 квадра,3-я подквадра «альфа-гамма». Это означает, что в ТИМе «Дон-Кихот» сочетаются качества Альфа-квадры, как основные, так и Гамма-квадры, как дополнительные.

Следует учитывать, что описание квадр и их представителей усреднено, поскольку каждый отдельный человек все же проявляет свою индивидуальность пусть и применимо к своему месту в соционе, но по-своему неповторимо. Так тот же принцип фрактальности может быть проиллюстрирован с помощью другой соционицеской теории: о так называемых «подтипах», выделяемых внутри отдельного ТИМа, и так же в свою очередь подразделяемых на 16 социотипов. По большому счету, такое разделение для каждого отдельно взятого человека можно было бы при желании продолжить в геометрической прогрессии практически до бесконечности. Это лишь еще раз демонстрирует тот факт, насколько сложна и многогранна реальная картина вещей, и в данной статье мы не ставим своей целью втиснуть ее в очередные рамки, а только стараемся наиболее доступно проанализировать уже существующую ситуацию.


Признаки Рейнина

В соционике также существуют еще несколько дихотомических аспектов («признаки Рейнина»), которые зависят от квадры:

Аристократы (представители 2,4 квадр) — аристократы рассматривают людей с точки зрения их принадлежности некоторой группе, определенному слою в иерархии или определенному кругу общения, чем с точки зрения их индивидуальных качеств;

Демократы (представители 1,3 квадр) — рассматривают людей скорее с точки зрения их индивидуальных качеств, чем с точки зрения их принадлежности некоторой группе;

Веселые (субъективисты) (представители 1,2 квадр): — веселым важнее их субъективное восприятие мира;
— ценят эмоциональный фон, в том числе в формальной обстановке (на работе, например, любят пошутить), веселье для них хорошо само по себе;
— веселые, рассматривая чье-то мнение, придают большее значение авторитету человека, которые его высказал;

Серьезные (объективисты) (представители 3,4 квадр) — серьезным важнее объективное восприятие мира;
— ценят вопрос уместности проявления эмоций (не будут шутить на работе, если будут считать это неуместным), веселье для них хорошо, если несет в себе конкретную пользу;
— серьезные, рассматривая чье-то мнение, придают большее значение соответствию этого мнения реальности;

Решительные (представители 2,3 квадр) — предпочитают быстро принимать и осуществлять решения, уважают в других людях такой подход;
— лучше помнят момент принятия решения и начало его осуществления, хуже помнят процесс, который привел к принятию решения;
— сложнее расслабиться, легче мобилизироваться;

Рассудительные (представители 1,4 квадр) — предпочитают неторопливо принимать решения, предварительно обсудив, продумав, сам факт принятия решения не так важен;
— лучше помнят и обращают внимание на процесс, который привел к принятию решения, на предварительные рассуждения, хуже помнят сам момент принятия решения;
— сложнее мобилизироваться, легче расслабиться;

Итак:

1 квадра — Демократы, Веселые и Рассудительные

2 квадра — Аристократы, Веселые и Решительные

3 квадра — Демократы, Серьезные и Решительные

4 квадра — Аристократы, Серьезные и Рассудительные

про признаки Рейнина смотрите
http://www.reinin.ru

Наполнение признаков Рейнина: результаты практических исследований

Кольцо социального заказа и социальной ревизии. Квадры в соционике не считаются вертикальным делением общества, а входят в единый цикл. В соционике есть понятие цикла социального заказа и социальной ревизии. По два цикла в одном направлении и по два цикла в обратном направлении.

Кольцо Социального заказа: В этих циклах предыдущий ТИМ «заказывает» последующий ТИМ творческой функцией по внушаемой функции «подзаказного».

прямой цикл соцзаказа
... — Достоевский (4) — Дюма (1) — Максим (2) — Бальзак (3) — Достоевский (4) — ...
... — Штирлиц (4) — Дон-Кихот (1) — Гамлет (2) — Наполеон (4) — Штирлиц (4) — ...

обратный цикл соцзаказа
... — Габен (4) — Драйзер (3) — Есенин (2) — Робеспьер (1) — Габен (4) — ...
... — Гексли (4) — Джек (3) — Жуков (2) — Гюго (1) — Гексли (4) — ...

Кольцо Социальной ревизии: В этих циклах предыдущий ТИМ «ревизирует» последующий ТИМ программной функцией по болевой и творческой функцией по программной функции «подревизного»

прямой цикл соцревизии
... — Достоевский (4) — Дон-Кихот (1) — Максим (2) — Наполеон (4) — Достоевский (4) — ...
... — Штирлиц (4) — Дюма (1) — Гамлет (2) — Бальзак (3) — Штирлиц (4) — ...

обратный цикл соцревизии
... — Габен (4) — Джек (3) — Есенин (2) — Гюго (1) — Габен (4) — ...
... — Гексли (4) — Драйзер (3) — Жуков (2) — Робеспьер (1) — Гексли (4) — ...
эти кольца показывают, как течет энергия от одних ТИМов (квадр) к другим слева направо

два кольца—прямые
4 — 1 — 2 — 3 — 4 — 1 — 2 — 3 — 4

два кольца — обратные
4 — 3 — 2 — 1 — 4 — 3 — 2 — 1 — 4

Это показывает равнозначность квадр,

так как в прямом кольце 1-я квадра учится у 4-й квадры, 2-я — у 1-й, 3-я — у 2-й, 4-я — у 3-й,

а в обратном кольце 4-я квадра учится у 1-й квадры, 1-я — у 2-й, 2-я — у 3-й, 3-я — у 4-й.

Про квадры смотрите:
http://www.socionika.info/kvadry.html

ВАРНЫ

Рассмотрим теперь деление общества в Ведической традиции. В Ведической традиции общество в целом делилось на варны и ашрамы:

"Варна" с санскрита означает «качество, цвет, категория» — разделение по качествам и виду деятельности

"Ашрам" происходит от слов шрам — усталость, истощение, боль и а — отрицание, то есть ашрам — защищенное место от усталости и боли. В социальном контексте ашрам означает стадию жизни человека: брахмачарья (ученичество), грихастха (семейная жизнь, активная жизнь в обществе), ванапрастха (отход от «мирских» дел, паломничество) и санньяса (уединенная жизнь в духовном поиске, жизнь «вне общества»).

О варнах в Ведических писаниях до нас дошло очень немного и в общих чертах. И многое утеряно и искажено, так как искажение этого знания было очень важно для эксплуатации одних варн другими.

Для примеров мы использовали следующие источники:

  • Бхагавад-гита (наствления Кришны Арджуне ), глава 18 стихи 41-43,
  • Шримад Бхагаватам песнь 7.2 глава 11. (Беседа Нарада Муни и Махараджа Юдхиштхиры) Стихи 21-24,
  • Шримад Бхагаватам песнь 11 глава 17 (также известная как часть Уддхава-гиты, наставления Кришны Уддхаве) стихи 16-19

Эти книги изначально были записаны на санскрите великом поэтом и мудрецом Кришна-Двайпаяна Вьясадевой более 5000 лет назад.

чатур-варнйам майа сриштам
гуна-карма-вибхагашах
тасйа картарам апи мам
виддхй акартарам авйайам

"В соответствии с их качествами и деятельностью, Я создал четыре сословия. Но знай же, что, хотя Я и являюсь создателем этой системы, Сам Я, вечный и неизменный, непричастен к какой-либо деятельности."(Бхагавад-гита, 4.13)

Поскольку из этого стиха следует, что разделение человеческого общества на сословия создано Абсолютом, то оно вполне естественно, неизбежно и служит благу человека. Поэтому такая прикладная наука как Соционика, изучающая человеческое общество на основе наблюдения за людьми, способна описать это естественное разделение в контексте, применимом в нашей жизни.


брахмана-кшатрийа-вишам
шудранам ча парантапа
кармани правибхактани
свабхава-прабхаваир гунаих


"Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их деятельности, порожденной их собственными качествами, о покоритель врагов."
(Бхагавад-гита, 18.41)

«Гуны» или Качества, о которых идет речь — это модусы, в которых происходит любая деятельность. Они определяют характер этой деятельности и всего, что сопряжено с ней. Из этих гун состоит все «проявленное творение» Абсолюта — то есть, все, что мы способны воспринимать в этом мире.

Принадлежность к тому или иному сословию не определяется принадлежностью к определенному роду, семье или клану, как и воспитанием. Эти факторы могут сыграть лишь второстепенную роль. Место человека в обществе определяется его природой, свойственной ему с самого его рождения, а внешние обстоятельства его жизни могут лишь поспособствовать или воспрепятствовать благополучной реализации этой природы в социуме.

Далее Кришна вкратце перечисляет качества людей разных варн:

Качества Брахманов.

Б — внутри, РА — Солнце (Свет жизни) — АХ-МА — во мне, Н — во всех нас в равной степени.

Брахманы — те, кто охватывают Свет внутри всех нас

1, 2. Шамах и Дамах — Умение центрироваться, «возвращаться к себе» как бы далеко не уходило сознание, как внутри, так и снаружи;
3. Тапах — верность своему выбору;
4. Шаучам — чистота, внешняя и внутренняя;
5. Кшантих — незлопамятность, миролюбивость;
6. Арджавам — прямота, простота;
7. Джнанам — знание, эрудиция;
8. Виджнанам — мудрость;
9. Астикйам — верность, крепкая, глубокая вера;

Дополнительно:
10. Сантошах — умение довольствоваться малым
11. Дайа — милосердие
12. Ачйута-атматвам — представление о себе как об «апостолах Истины»
13. Сатйам — правдивость

Качества Кшатриев.

К — направление движения, Ш – божественное направление, РА — Солнце, огонь жизни.

Кшатрии — те, кто несут Свет

1. Шаурйам — героизм, мужество;
2. Теджах — энергичность, сила, влияние, импульсивность, дух соперничества, блеск, пылкая натура;
3. Дхритих — решимость;
4. Дакшйам — опытность, находчивость;
5. Йуддхе ча апи апалайанам — стойкость в битве, презрение трусости;
6. Данам — щедрость;
7. Ишвара-бхавах ча — умение вести за собой.

Дополнительно:

8. Вирйам — непобедимость;
9. Тйагах — благотворительность, великодушие;
10. Атма-джайах — честолюбие;
11. Кшама — умение прощать;
12. Брахманйата — верность принципам духа;
13. Прасадах — жизнерадостность, независимо от обстоятельств
14. Сатйам — правдивость.

Качества вайшьи.

В — указывает направление; предлог, который охватывает все, АЙ — обретение, ШЬЯ — счастье, удовлетворение, благополучие, житейская радость.

Вайшьи — те, кто во всем находят счастье и радость

1. Криши — администрирование, в том числе в сельском хозяйстве
2. Го-ракшья — Забота о комфорте, другое значение — защита коров
3. Ваниджйам — коммерция, бизнес.

Дополнительно: 4. Дева-гуру-ачйуте бхактих — религиозность или любовь к традиционности;
5. Три-варга парипошанам — приверженность трем жизненно важным принципам: дхарма (благочестие), артха (экономическое процветание), кама (удовлетворение потребностей чувств)
6. Астикйам — верность, крепкая, глубокая вера
7. Удйамо нитйам — неиссякаемое усердие (трудоголизм)
8. Наипунйам — практичность, умелость


Качества Шудр.

Ш — божественное направление, УД — усердие, РА — Свет, Шудра — ищущие свет; идущие к Свету

1. паричарйа-атмакам — умение следовать авторитету.

Дополнительно:

2. саннатих — скромность
3. шаучам — чистота
4. сева свамини амайайа — искренняя преданность своим авторитетам и руководителям
5. амантра-йаджнах — жертвенность
6. астейам — уважение чужой собственности
7. сатйам — правдивость
8. го випра ракшанам — покровительственное отношение к животным (коровам) и почитание ученых

Здесь основные качества взяты из Бхагават-гиты, а дополнительные — из других источников. Очевидно, что в Бхагавад-гите Кришна уделил основное внимание брахманам и кшатриям, поскольку эта беседа происходила непосредственно перед великой битвой, описанной в Махабхарате. Арджуна был кшатрием, но в последний момент хотел уйти от сражения, уподобившись брахману, и Кришна объясняет ему в этих стихах, в чем отличие природы брахманов и кшатриев, чтобы Арджуна смог ясно осознать свои естественные качества воина. Кришна не столь подробно остановился на качествах вайшьев и шудр, поскольку это не было Его целью в данном контексте.

Далее Кришна объясняет, что человек достигает совершенства, следуя своей природе. Идти чужим путем опасно. (БГ 18.45-46).

В заключении мы приведем цитаты из книг Ауробндо и Йогананды о варнах:


ДХАРМА ПРАКТИКУЮЩЕГО. Четыре Варны. Совершенный человек имеет в себе все четыре, хотя одна обычно господствует и придает свои отличительные черты всему остальному.

Во-первых, человеку должно иметь свойства Брахмана — человека знания.

Брахмана: Дхаирьям, Джняналипса, Джнянапракаша, Брахма-варчья.
Ему необходимо иметь, прежде всего, главные свойства Брамина, которыми считаются: спокойствие, терпеливость, стойкость и внимательность; их все можно выразить одним словом — Дхаирьям. Затем, ему должно иметь стремление к знанию, особенно Божественному Знанию, но также все виды знания обо всех вещах, предметах с обязательной умственной восприимчивостью и пытливостью. Это — Джняналипса (тяга к знанию). Брамин обладает не только жаждой знания, но также всеобщей ясностью ума и его способностью — легко просвещаться идеями и постигать истину, т.е. Джнянапракашей. У него также должна иметься духовная сила, происходящая от знания и чистоты, т.е. Брахма-варчья.

Кшатрий: Абхайя, Сахаша, Яшолипса, Атма Шакти.
Здесь [совершенному человеку] необходимы также качества Кшатрийя, качества человека действия или воина. Первое из них — храбрость, которая существует в двух разновидностях. Первая — Абхайя (уверенность в себе), или храбрость вне действия, — никакой враг не встревожит [обладающего Абхайей] и не заставит уклониться от опасности, [обладающий Абхайей] готов к встрече с ними, готов к любым неудачам и испытаниям. Другая — Сахасья, или храбрость в действии, — зовет бесстрашно вершить любые дела, как бы трудны или явно невозможны они ни были, и завершать их, несмотря на все опасности, страдания, промахи, препятствия и противодействия. Как следствие этих двух появятся две другие: во-первых, стремление натуры настоятельно требовать сражения и победы, проявления силы и триумфа, что называется Яшолипса (страсть к славе). И, наконец, должны появиться несокрушимая уверенность-в-себе и высшее понимание могущества (силы, власти), которое — одно во всем и в каждом, то есть — понимание Атма Шакти, Силы Всевышнего, или Атма Слагха.

Вайшья: Вьяйя, Каушала, Дана, Бхогалипса.
Качества Вайшьи также необходимы для действия и наслаждения. Первое [что необходимо], это готовность затрачивать труд, энергию, материалы, инструменты и жизнь совершенно свободно, принимая риск великих потерь, для того чтобы получить великий выигрыш. Такое качество может быть названо Вьяйя. Но вместе с ним должно присутствовать практическое знание способов, средств и их надлежащего применения для достижения цели, а также понимание того, что может быть получено, а что нет с помощью части средств, способов или частичных затрат. Должно присутствовать чувство меры, порядка, практическое умение владеть и распоряжаться. Все это может быть названо Каушала. Для освоения умения владеть необходимы еще два качества Вайшьи. Прежде всего, должна быть готовность отдавать не меньше, чем получать и делиться с миром тем, что от него же и получаешь. В этом сущность любви, как она обычно понимается. Такая готовность получать и отдавать называется Дана. И, наконец, необходимо стремление к наслаждению, или Бхогалипса.

Шудра: Кама, Према, Дасьялипса, Атмасамарпана.
Качества Шудры не менее важны. Сущность Вайшьи состоит в умении распоряжаться [собственностью], настаивать на своем и обмениваться. Сущность Шудры — в служении. Служение основывается на двух мотивах; вначале — желание, или кама, затем — любовь, или према. В совершенном человеке Кама принимает форму заботы о физическом процветании мира и заботы о том, чтобы физическое ни в чем не нуждалось. Любовь Шудры не похожа на любовь Вайшьи, т.к. она не ищет выгоды. Она руководствуется третьим качеством Шудры — желанием служить; в совершенном человеке она превращается в желание служить Богу-во-всём. И называется оно Дасьялипса. Полнота (завершённость) сущности Шудры в само-отдаче, отдавать всего себя, не требуя ничего взамен, т.е. Атмасамарпана (само-отдача себя Атману).

Сущность Брахмана — знание, Кшатрийя — сила и храбрость, Вайшьи — умение и способность выполнять работы, Шудры — само-отдача и служение.

Совершенное действующее лицо обладает всеми [качествами], т.к. все они необходимы для совершенной работы.

Сапта Чатуштая. Глава Шакти. Раздел Четыре Варны. Шри Ауробиндо

 

Брахманы служат обществу своим духом.
Кшатрии служат обществу силой воли.
Вайшьи служат обществу умом.
Шудры служат обществу телом.

из книги Парамахамсы Йогананды «Автобиография йога»

(В) Представления людей о себе и об обществе
Сопоставим квадры и варны:

 

1.1 Брахман-Брахман Логико-интуитивный интроверт — "Робеспьер" — «Аналитик»
1.2 Брахман-Кшатрий Этико-сенсорный экстраверт — "Гюго" — «Энтузиаст»
1.3 Брахман-Вайшья Интуитивно-логический экстраверт — "Дон Кихот" — «Искатель»
1.4 Брахман-Шудра Сенсорно-этический интроверт — "Дюма" — «Миротворец»
2.1 Кшатрий-Брахман Интуитивно-этический интроверт — "Есенин" — «Лирик»
2.2 Кшатрий-Кшатрий Сенсорно-логический экстраверт — "Жуков" — «Маршал»
2.3 Кшатрий-Вайшья Этико-интуитивный экстраверт — "Гамлет" — «Наставник»
2.4 Кшатрий-Шудра Логико-сенсорный интроверт — "Максим Горький" — «Инспектор»
3.1 Вайшья-Брахман Интуитивно-логический интроверт — "Бальзак" — «Архитектор»
3.2 Вайшья-Кшатрий Сенсорно-этический экстраверт — "Наполеон" — «Политик»
3.3 Вайшья-Вайшья Логико-интуитивный экстраверт — "Джек Лондон" — «Предприниматель»
3.4 Вайшья-Шудра Этико-сенсорный интроверт — "Драйзер" — «Хранитель»
4.1 Шудра-Брахман Этико-интуитивный интроверт — "Достоевский" — «Гуманист»
3.2 Шудра-Кшатрий Логико-сенсорный экстраверт — "Штирлиц" — «Специалист»
4.3 Шудра-Вайшья Интуитивно-этический экстраверт — "Гексли" — «Психолог»
4.4 Шудра-Шудра Сенсорно-логический интроверт — "Габен" — «Мастер»

Квадры соционики существуют как естественное разделение общества, независимо от уровня сознания людей.
Кришна в Бхагавад-гите намечает цели для представителей различных варн для гармоничного общества.

Квадры — это семена, из которых могут вырасти варны.

Определив свой социотип, определяем свою квадру. Очищая свое сознание и развивая качества соответствующей варны — человек полностью проявляет свой потенциал в обществе.

Первая квадра — следуют духу (не завися от идей или концепций, царящих в обществе) и задают обществу направление (наиболее гармонично, если они осознают Брахман, или Всеобщее Единство — единство государств, наций, людей и животных, растений и Земли). Например, действия в осознании Единства не могут вести к эксплуатации животных или экологической катастрофе.

Вторая квадра направляет и поддерживает направление развития общества в заданном русле. Они на первое место ставят высокие идеалы, которые могут генерировать достойные брахманы, выше деловых отношений и интересов отдельно взятых групп или людей (например, преступников). Достойные кшатрии верны своим идеалам и независимы от материальных благ (коррупции)

Третья квадра обеспечивает гармоничное взаимодействие различных энергий в обществе (например, денежных). Они на первое место ставят не идеи или идеалы, а деловые отношения, эффективность, прибыль. Эта функция также необходима обществу, чтобы энергия общества использовалась эффективно.

Четвертая квадра заботится о конкретных людях, членах общества (гуманисты). Для них важны не идеи и не деловые отношения, а сам физический, реальный человек. Заботясь об обществе или государстве, нельзя забывать о конкретном человеке

Если представители этих 4 квадр развили в себе в какой-то мере качества соответствующих варн, то они глубоко уважаемы другими членами общества, и в таком обществе постепенно наступает гармония.

Выводы из сопоставления квадр и варн:

  • Соционика научно доказывает равную значимость различных квадр: что деление общества на классы — не вертикальное, а ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ.
  • Вертикальным же делением было бы либо в сфере развития профессионализма в своей конкретной области, либо же — в развитии духовных качеств самого человека, (которое, конечно, не зависит от его варны)
  • Все варны служат другим варнам своими уникальными качествами. Человек практически с рождения обладает своими уникальными качествами (которые могут быть совсем иными, нежели у его родителей). Каждому человеку уже отведено его место в обществе и, осознав себя на этом месте, он может раскрыть все свои лучшие качества.
  • Шудры не являются слугами высших каст (согласно распространенному в некоторых кругах мнению), а составляют полноценную и уважаемую часть общества.
  • Стать Брахманом — не цель для всех членов общества. Цель — стать собой, развивая качества своей квадры или варны. Цель — не стать кем-то другим, а проявить свои лучшие качества.

Таким образом, соционику можно считать современным учением о варнах. Изучая соционику, многое можно узнать и о психологических взаимоотношениях в семье. Например, какова цена межквадровых браков.

В современной социологии, в том числе и той, которая описывает индуистскую кастовую систему, бытует представление о пирамидальной пропорции сословий в обществе. Так называемая концепция "толпо-элитаризма". Это представление — выгодное приложение к определенному социальному строю, поддерживаемому «власть имущими», и позволяет им сохранять свою монополию. В случае с кастовой системой — с несколькими брахманами, чуть большим числом кшатрий, еще чуть большим — вайшьй, и огромным количеством слуг-шудр — это представление давно создано и искажено смарта-брахманами, жадными до власти над другими и кичащимися своим положением.

В некоторых религиозных системах, берущих за основу ведические писания, существует мнение, что сейчас все смешано или все — шудры, («в железный век все рождаются шудрами»). Но даже если рассматривать само это высказывание «калау шудра сам-бхавах», и посмотреть на него в свете понимания того, что означает слово «шудра» — «ищущий свет», то смысл становится совершенно иным. Да, в современном нам мире большинство людей ищут свет: кто-то находит, кто-то — нет. Но ощущение врожденной «причастности» к свету в наше время свойственно лишь единицам. А само стремление к свету — возведено в ранг почетного. Это положение вещей не может оцениваться ни как плохое, ни как хорошее. Оно — лишь показатель духа эпохи. И все же, вновь открывая для себя свою природу, уже заложенную в нас от рождения, мы одновременно с ней открываем для себя уже заложенную в нас «причастность» к Свету — мы все имеем его в своей природе, независимо от своего сословия. И знание своей природы помогает нам не только открыть этот свет в себе, но и нести в общество, служа его гармоничному развитию и процветанию.

С точки зрения соционики, существует пропорциональное количество квадр, членов которых нельзя просто огульно причесать под одну гребенку, назвав шудрами, пролетариатом, толпой или как-то еще. Дело лишь в том, что большинство людей просто не проявили свою природу в достаточной мере, вследствие неправильного воспитания или мотиваций.

При очищении природы каждого отдельно взятого человека от навязанных представлений и идеалов, и приятии им самого себя, его положение в системе квадр вполне соответствует его принадлежности к варне в обществе варнашрамы. Смысл в том, что мировоззрение и идеалы у разных варн отличаются друг от друга. Поэтому определение своей варны с помощью соционики поможет выбрать себе правильное направление развития в социуме и найти свой способ выражения себя в обществе.

Соционика позволяет определить свою квадру на любом этапе развития личности, не сбивая нас с толку рассуждениями о том, что в современном обществе царит неразбериха и хаос. Напротив, — с ее помощью можно привести в порядок достаточно сложную общественную ситуацию, при условии должного воспитания и образования каждого отдельно взятого члена общества (так авторы считают, что, в том числе, было бы весьма полезным ввести изучение соционики в общеобразовательных школах в рамках обществоведения).

Современная путаница и дисгармоничная ситуация в обществе, где многим людям так и не удается «найти свое место в жизни», во многом вызвана тем, что многие века людям навязывались представления об вертикально-иерархическом устройстве социума, с «перекосами» в ценности того или иного сословия в ущерб другим. Поэтому многие люди, поддаваясь пропаганде, стремятся занять наиболее престижное положение в обществе, зачастую пренебрегая своей природой и даже своими потребностями.

Каков же выход

1. Принять, что естественное разделение на классы или сословия уже существует как часть природы самого общества;

2. Принять, что по значимости эти классы — равнозначны, поскольку представляют ценность именно в совокупности всего вместе взятого «общественного организма»;

3. Принять, что разным сословиям людей свойственны разные ценности, и что поголовное навязывание всем однотипных ценностей грозит полной деградацией общества. (Так, прибыль для бизнесмена — ценность, и это хорошо, потому что без прибыли экономика не может развиваться. Но если, эти же деньги станут самоценностью для людей, стоящих во главе государства, то это — смерть для общества. Также и для интеллигенции деньги не могут служить первичной ценностью, а лишь средством.) Следует осознать, что для разных сословий — разные общественные (материальные) ценности. Это обуздает силу, которая заставляет людей выбирать не свою нишу в обществе в стремлении к престижу.

4. Для облегчения осознания и реализации отдельными представителями человечества их истинных качеств, желаний и целей (а не тех, что диктуются им рекламой, родителями, друзьями, культурой или религией), необходимо заложить в общественную систему соответствующие возможности для образования и самореализации.

5. Для укрепления мира и взаимопонимания в обществе, а также взаимного уважения и поддержки, необходимо, чтобы его члены понимали свою взаимозависимость друг от друга в цельной системе общественного организма.

 

PS.   

Нас много спрашивают «почему Веды говорят, что сейчас (в Кали-югу) "все — шудры"». Мы решили рассмотреть известные стихи из Бхагавата-Пураны, вызвавшие эти вопросы. Для этого мы опять обратились с просьбой о помощи к Вьясадеве. Противоречия разрешились удивительным образом.

Стихи на санскрите многомерны и их можно спроецировать на разные системы координат. Шрила Прабхупада в своих комментариях использовал проекцию на систему координат с "худшим сценарием", так как это был критический период для человечества (60-е годы) и у него были свои задачи: разбудить людей.

Подробнее стихи с переводом Шрилы Прабхупады смотрите http://vedabase.net/sb/12/3/25

Но мы в переводе использовали другую проекцию "более позитивную". Так как у нас другие задачи: "синхронизация" материи и духа. (что соответствует настоящему времени - "Времени перехода"). В этом мы попросили помощи у Вьясадевы.

Начнем со стиха

югани юга-дхармамш ча
манам пралая-калпайох
каласьешвара-рупасья
гатим вишнор махатманах

(Шримад Бхагаватам 12.3.17).

Здесь царь Парикшит спрашивает Шукадеву Госвами об устройстве времени в срезе различных эпох (юг). Время, которое является проявлением Вишну, воспринимается по-разному, в зависимости от уровня сознания. Линейная смена юг: сатья-трета-двапара-кали — примитивна, и соответствует пониманию сознания Кали-юги (самой мелкой). Эти юги «живут» одновременно. И можно сказать, что в зависимости от уровня сознания мы живем в той или иной юге. Иначе говоря, мы воспринимаем реальность времени через разные «линзы» (гуны), и каждая линза искажает реальность по-своему.

Шрила Вьясадева записал Веды в конце Двапара-юги с помощью восприятия «другой линзой», поэтому нам трудно понять его язык. Можно сказать, что ключевым моментом в восприятии времени и проявлении его в пространственную действительность является индивидуальная точка восприятия. Преломление восприятия делает наше время субъективно-уникальным для нас.

Каждая предыдущая юга "больше" не только по времени но и по своему бытию и поэтому мы не сможем найти свидетельства из других юг в прошлом.
То, что мы находим - это трансформация вещей других юг в наше "измерение". Т.е. из других юг мы находим только то, что "соизмеримо" с нашей вибрацией кали-юги.

Мир гораздо больше, чем мы воспринимаем, и с каждой югой (скачком сознания) восприятие становиться уже. И в кали-югу мы получаем одномерное линейное время.
То, что происходит сейчас "переход" - это планетарный скачок сознания. Сейчас нам открывается многое, что совсем недавно было доступно очень немногим, но похоже многие люди (в том числе и религиозные) не успевают за этим расширением сознания и цепляются за прошлые убеждения и догмы.

Далее Шукадева Госвами начинает описывать восприятие реальности в различных югах, начиная с Сатья-юги.

12.3.18

Шри Шука увача

крите правартате дхармас
чатус пат тад-джанаир дхритах
сатьям дайа тапо данам
ити пада вибхор нрипа

Стих начинается с слов «Крите (сатья-юга) правартате (существует в настоящем времени, сейчас)» - сатья юга – есть. Т.е. Люди сатья юги живут «здесь - сейчас».

12.3.19

сантуштах каруна маитрах
шанта дантас титикшавас
атмарамах сама-дришах
праяшах щрамана джанах

сантуштах - люди удовлетворены в своем бытие. Они не разделяют мир на категории: духовный или материальный, когда живут в настоящем.

Эти (и далее) качества относятся ко всем людям (не только к сословию "брахманов")


Далее в трета-югу

12.3.20

третаям дхарма-паланам
турьямшо хияте шанаих
адхарма-палаир анрита-
химшасантоша-виграхаих

12.3.21
тада крийа-тапо-ништха
нати-химсра-на лампатах
траи-варгикас траи-вриддха
варна брахмоттара-нрипа

тада – затем, люди уже немного отошли от настоящего (времени и бытия)
варна брахмоттара-нрипа – люди по качествам (варна) немного отошли (уттара) от осознания брахмана (настоящего времени-бытия)

Затем идет двапара-юга

12.3.22

тапах-сатья-дайа-данешв
ардхам храсвати двапаре
химсатушти-анрипа-двешаир
дхармасьядхарма-лакшанайх

12.3.23

яшасвино маха-шилах
свадхьяядхяяне ратах
адхьях кутумбино хришта
варнах кшатра-движоттарах


свадхьяядхяяне – Веды стали ТРАКТОВАТЬ, изучать и записывать (а не принимать как есть).
кутумбинах – люди воспринимали почти весь мир как свою семью, но появляется элитаризм, это видно по качествам которые описаны в стихе.

варнах кшатра-движоттарах – по качествам они еще дальше (двиджа) отошли (кшатра) от своей сути.

Затем идет кали-юга

12.3.24

калау ту дхарма-паданам
турьямшо адхармо-хетубхих
эдхаманаих кшияманохи
хи антесо апи винанкшьяти


12.3.25

тасминлубдха дурачара
нирдаях шушка-вайринах
дурбхага бхури-таршаш ча
шудра-даса-уттарах праджах

ча шудра-даса-уттарах праджах - но обратный путь к сатья-юге – идти к свету (шудра) и служить свету (даса).

Рассмотри весь стих.

тасмин - "в это время" или "в то время, как": то есть "в кали югу", исходя из предыдущего стиха. Но это же слово может начинать причинно-следственную связь: лубдха "алчут", дурачара "совершают много (больше) ошибок", нирдйах "действуют немилосердно или агрессивно", шушка-вайринах "склонны бессмысленно сокрушаться (или к бессмысленному самобичеванию)", дурбхагах "считают себя неудачниками", "бхури-таршаш "и еще больше алчут и "нуждаются"
ЧА "А" (вместо этого им следовало бы) ШУДРА "стремиться к Свету" ДАСА - "служить Свету и другим УТТАРАХ - "выйти за свои пределы (рамки) ИМ = праджах "людям"

В то время как Вы алчете, вы совершаете еще больше ошибок (больше прежнего) из-за чего ведете себя немилосердно и агрессивно, считаете себя неудачниками и лишь еще больше нуждаетесь и алчете , (а) вместо этого ваш (людей) путь: стремиться к Свету, служить и выходить за собственные границы".


Таким образом, становится очевидно,, что в этом стихе слово ШУДРА - это не каста (не сословие) а Призвание с большой буквы: путь стремящихся к Свету.

12.3.26

саттвам раджас тамас ити
дришьянте пуруше гунах
кала-санчодитас те ваи
паривартанта атмани

Здесь говориться что гуны (линзы) искажают наше восприятие времени через наш ум. Иначе говоря то, что мы видим время как одномерное и линейное - искажение реальности.


[1] Не путайте концепцию варнашрамы, к которой мы обращаемся в этой статье с исторически сложившейся кастовой системой в Индии.

[2] Для анализа структуры общества удобно иерархическое деление. В  данном случае просьба не путать с термином "толпо-элитаризм", то есть, деление общества на "элиту" и "толпу". В данной статье мы используем горизонтальное по значимости деление общества, а не вертикальное.

Иерархия в структуре общества связана с понятием фрактала. Большинство природных объектов устроено "фрактально", например, дерево.

Первое деление в ирерахии могло быть, конечно, 2, 3, 4 или 5 - далее уже не очень удобно для оперированияю Из этих чисел 4 наиболее удобно т.к. наше сознание достаточно легко оперирует 4 измерениями (ширина, длина, высота и время - "объемное кино"). С другой стороны 4 - символ стабильности: 4 стены дома, 4 колеса машины... Достаточно молодая наука - соционика, которая основана на теории информационного метаболизма, определила что деление общества (социон - целостный элемент общества) логически происходит именно на 4 квадры, и потом еще на 4 - итого получается 16 основных типов информационного метаболизм. 

Еще одна причина, почему 4, в Ведической традиции издревле делили общество на 4 сословия:  "чатур-варньям майа сриштам" - "Бог разделил общество на четыре варны".


Ссылки на обсуждения в форумах:

Форум Your ideal - Клубы по интересам - Философия:

Квадры и варны (начало)
Квадры и варны (продолжение)

Форум Мой мир (mail.ru) - Социальный мистицизм:
Общественный организм: квадры и варны

Целостность и согласованность Сообщества

Форум Мой мир (mail.ru) - Экономика. Россия и страны СНГ. Русскоязычные ученые:
Общественный организм часть 1 Введение
Общественный организм часть2 Квадры
Общественный организм часть3 Варны
Общественный организм часть4 Представление людей о себе о об обществе
Целостность и согласованность Дополнение
 
Аудиолекция Хари от 2011-01-22 Общество представляет собой процесс