05. Вишуддха чакра
5-я область сознания, которую мы рассмотрим ниже, связана с участком тела в области горла (шеи). В нижней части шеи она излучает на энергетическом уровне голубой, и к верхней области постепенно переходит в синий цвет. Основное качество нашего сознания в 5-й чакре — способность «я» настраиваться, основанное на резонансе.
Способность настраиваться схожа с настройкой радиоприемника на различные частоты электромагнитного излучения. Подобно этому и мы посредством своей 5-й чакры настраиваемся на различные реальности (измерения, миры или личности).
Отметим, что способность настраиваться связана с понятием «частоты вибрации» («тональности»), которая не является частотой электромагнитных или других колебаний материальных полей. Говоря о колебаниях в физическом мире, мы всегда подразумеваем «колебания» материи. Но в случае с пятой чакрой, ее функция связана с самой способностью к «колебанию». Это можно понять на примере того, как человек воспринимает цвет — скажем, желтый цвет. Мы видим и распознаем этот цвет благодаря тому, что способность к распознаванию соответствующих световых колебаний как желтого цвета заложена в нашем организме (как функции глаз и мозга). С другой стороны, мы способны «видеть» желтый цвет и с закрытыми глазами, когда никакая световая волна не беспокоит нас извне. Это происходит, когда мы «визуализируем» желтый цвет или «видим его по памяти». В данном случае наша способность видеть и «воспринимать» желтый цвет не обусловлена внешним воздействием колебания материи, электромагнитных волн или чего-либо еще. Наша способность «настраиваться» на желтый свет в данном случае сама выступает в роли такого «колебания», приводящего к тому, что мы видим этот свет своим «мысленным взором» или «тонким видением».
Фильтр
5-я чакра служит фильтром, который отсеивает ненужные реальности и удерживает нас настроенными на одну конкретную. Поэтому на санскрите его называют вишуддха — «очищающий», «полная чистота».
В Ведах описана интересная история о том, как Шива выпил яд кала-кута и удержал его в горле, чтобы не отравиться, его шея посинела, поэтому с тех пор Шиву зовут Нилакантха — «Сине-шеий». (Шримад-Бхагаватам, 8.1, Глава 7) Интересно рассмотреть значения слова кала-кута: кала — означает время, кута — яд, иллюзия, обман, окутывать. Кала-кута можно перевести и как «иллюзия, возникающая из-за покрытия реальности временем».
Таким образом, 5-я чакра фильтрует наше восприятие общей реальности, отсеивая варианты реальности, которые мы не выбираем, сохраняя «чистоту» нашего восприятия.
Люди часто используют фильтр 5-й чакры неосознанно. Например, когда человек сталкивается с чем-то непонятным для него, он обычно говорит себе: «Ну, это гипноз, это — иллюзия, это — галлюцинация, это — самовнушение». Таким образом, словами «гипноз», «внушение», «галлюцинация», «сон» и прочие, он закрывает как фильтрами «свою реальность» от неизвестного.
В течение жизни, с самого рождения общество помогает нам настраиваться на общую «объективную реальность», объясняя или закрывая словами необъяснимые явления.
Фильтр 5-й чакры защищает нашу субъективную реальность. Но этот же фильтр делает нас узниками своей ограниченной реальности, создавая иллюзию того, что существующее ограничено тем, что мы воспринимаем. Часто мы закрываемся даже от «известных» вещей, подменяя непосредственное восприятие явления или вещи их «заменителями» в виде слов-названий, не позволяющих нам полноценно проживать свою жизнь.
Выбор и Вера
Из способности настраиваться вытекает способность выбирать реальность и способность удерживать настройку на «определенную реальность».
С помощью 5-й чакры можно не только выбирать (или утверждать) свою реальность в этом мире, но и настраиваться на другие реальности и существа из других миров, например, общаться с бестелесными духами, гидами и ангелами.
Способность выбирать свою реальность делает человека причиной своей судьбы, которая выражается в его ответственности за свой выбор. А способность удерживать выбранную реальность можно назвать верой.
Из такого определения понятно, что вера не создает все что угодно и как угодно, а притягивает подходящую «готовую реальность», на которую мы уже настроены, и которая, возможно, может не соответствовать полностью нашим ожиданиям.
Вера — это внутренняя способность нашего сознания связываться с какой-либо реальностью, которая необязательно подкреплена восприятием на уровне наших физических чувств. Поэтому в религиях и уделяется много значения вере, ведь религии во многом имеют дело с реальностями, которые нельзя воспринять на уровне физических чувств.
Даже в повседневной физической реальности мы часто принимаем на веру то, что неспособны воспринять непосредственно. Например, информацию о далеких странах или же научные теории на стадии обучения. В математике все теоремы основываются на аксиомах, которые принимаются на веру, то есть бездоказательно. В физике для объяснения наблюдаемых явлений часто применяют «рабочие гипотезы», которые принимаются на веру, пока не доказано обратного.
В общественной жизни мы на веру принимаем установившийся порядок вещей и поведения, что позволяет нам достаточно безопасное существование в обществе.
Вера является основой нашего самовыражения. Без веры в себя, в свои способности мы не смогли бы ничего сделать, или сотворить. На основе веры мы строим наше мировоззрение и свою субъективную реальность.
Когда мы знакомимся с человеком, отношения основываются на вере (доверии). Если мы верим, что человек хороший, мы делаем его другом, если мы верим, что человек плохой, то относимся к нему как к врагу. И любовь основана на вере и доверии.
Если у нас нет веры, мы перестаем верить всему: людям, миру и себе тоже. В конце концов, мы начинаем считать, что все просто иллюзия, нет ничего, и меня тоже нет. Если нет меня и нет других, нет и любви, нет и счастья.
Чем более развита наша способность к вере, тем больше мы доверяем себе и источнику нашего «я» — высшему Я (Богу). Чем крепче наша вера, тем ярче наша любовь, и крепче наше счастье.
Знание тоже развивается благодаря вере. Без крупицы веры нельзя и начать получать какое-либо знание.
Недостаток веры можно понимать как подавление и закрытие 5-й чакры из-за серьезных травм в прошлом.
Исходя из вышесказанного, мы заключаем, что вера является важным качеством нашего сознания и одним из фундаментальных элементов нашей жизни. Ведь без веры мы не смогли бы даже ступить на землю, не боясь, что та провалится под ногами.
Религии активно используют 5-ю чакру для настройки на высшие реальности. Поэтому основные Веды называются еще шрути — «то, что услышано». То есть то, что получено путем настройки на высшие реальности. Другие Ведические писания (смрити: «то, что запомнено») — закрепляют выбранную реальность.
Сейчас это называют «ченнелингом» (channeling; букв. «прокладывание канала», «передача по каналу», контактёрство).
В религиях используют настройку на определенную личность через описания жизни этой личности. Поэтому и Библия и Веды изобилуют повествованиями о деяниях великих личностей. Также для настройки на другие реальности и личности используют мантры и молитвы.
Смысл древних религиозных историй, молитв, мантр — настроиться на определенную реальность. Например, у вайшнавов, поклоняющихся Вишну (Вышен, Всевышний) духовная практика начинается с настройки и удержания реальности Вишну: шраванам киртанам вишну смаранам (слушать о Вишну, говорить о Вишну и помнить о Вишну).
Благодаря развитию качества веры в себя, мы строим свою реальность и создаем будущее, в том числе и после смерти тела. На какую реальность мы будем настроены в момент смерти, в тот мир мы и попадаем:
«О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни». (Бхагавад-гита, 8. 6)
Обсуждение первоначального варианта статьи в форуме
Музыка
Практически всю музыку можно отнести к 5-й чакре, поскольку 5-я чакра отвечает за звук. Но все же особо характеризует эту чакру музыка изысканная и выразительный вокал, который резонирует с этой чакрой. Также можно отнести сюда музыку, которая специально используется для настройки на определенную реальность, особенно высшие миры (выше 4-й чакры).