Ум

Прежде чем перейти к рассмотрению седьмой чакры,мы остановимся на особой стихии, которая проявляет себя в разных чакрах. Это — Ум.

В русском языке слова «ум», «интеллект» и «разум» почти синонимы. Здесь мы определяем слова «ум» и «разум» в соответствии с санскритскими понятиями манас и буддхи.

 

Ум на санскрите называется манас («думать», «ум», «мысль»). Является одной из трех тонких стихий сознания (читта): эго, разум, ум. (Шримад-Бхагаватам 3.26.27 и Бхагавад-гита 7.4,3.42. Мысли (вритти) — продукт деятельности ума.

Главные функции ума — санкальпа и викальпа. Эти два слова образуются из корня «кальпа» — «восприятие» и имеют много значений в зависимости от контекста.

Мы классифицируем значения санкальпа и викальпа по 7‑и чакрам:

1) активность и пассивность;

2) привязываться и отдавать предпочтение (пристрастие);

3) синтез и анализ;

4) принимать и отвергать;

5) согласие и избирательность;

6) постулирование и визуализация;

7) единство и разнообразие.

Ум пронизывает все тело человека и проявляет себя во всех 6‑и чакрах. Его также называют 6‑м чувством, так как он объединяет информацию со всех чувств (обоняние, вкус, зрение, осязание и слух) и «администрирует» чувства, поскольку является посредником между органами чувств и разумом. Это позволяет каждой чакре отдельно записывать и хранить воспринятую информацию, выполнять регулирующие и коммуникативные функции.

В Катхе Упанишаде (1. 3) тело человека сравнивают с колесницей, где: пять органов чувств (нос, язык, глаза, кожа и уши) — 5 запряженных лошадей, ум — вожжи, разум — возница, а пассажиром является атман — субъект, душа или «я» человека.

В Ведах говорится, что для творении материального мира Бог проявляет себя в четырех формах (чатур-вйух): Васудева, Санкаршана, Анируддха и Прадьюмна. Васудева является источником — читта (единого сознания). Санкаршана — аханкары(эго, способности к отождествлению). Анируддха — манаса(ума). Прадйумна — буддхи (разума). При этомАнируддха также проявляет себя как Параматма («Высшее Я») в сердце каждого живого существа.

Исходя из вышесказанного, можно понять, что ум, разум и эго имеют божественное происхождение. Это — аргумент тем, кто призывает отказаться от ума, разума или эго как от «материальных», а потому — обременительных для «духовного». Более того, божественные по своей природе, ум, разум и эго, являются продолжением энергии духа в ее стремлении к проявлению себя. И в таком контексте они — неотъемлемая часть процесса эволюции духа, и как таковые не могут быть попраны или «отвергнуты». В целостном проявлении «я» ум, разум и эго играют свои незаменимые роли. И задача эволюциониста в том, чтобы осознанно относится к самому процессу и к его составляющим, тогда сила ума, разума и эго будет проявлена и очевидна в своей божественности. Фактически, именно из этих первоэлементов происходит сотворение всех прочих стихий Вселенной. И познание Ума, Эго и Разума, то есть развитие своей способности к отслеживанию их проявлений и осознанию себя во взаимосвязи с ними — ключ к постижению тайн мироздания. Но такое познание идет в неразрывной связи с постижением себя, или, выражаясь опосредованно — «своего я». Идущие путем аштанга-йоги[1], на завершающей стадии, самадхи, созерцают в сердце олицетворение своего Высшего Я, форму Анируддхи или Параматму — источник ума.

Ум представляет собой мельчайшее проявление божественного волеизъявления: так, например, мы можем получать некоторые мысленные послания или образы и тому подобное, корректирующие и направляющие нас, от Сверхдуши[2] через ум. Ум пронизывает каждую клетку нашего организма. Йоги называют ум ану (мельчайшим, атомарным). Через ум мы осознаем свое тело, поэтому его часто путают с сознанием, тогда как последнее поддерживает функции не только ума, но и разума, эго и чувств. Таким образом, может показаться, что каждый орган тела и каждая клетка имеет свой собственный ум[3], но это проявление нашего единого ума. Центр ума всего тела — соматический ум локализуется в 3‑й чакре. Это, скорее всего, связано с тем, что в сознании современного человека преимущественно преобладает 3‑я чакра.

Ум является посредником между разумом и органами чувств, поэтому беспокойный ум может искажать наше восприятие. Беспокойство ума может быть осознанным или неосознанным. Неосознанные беспокойства ума вызваны нерешенными в прошлом задачами, отложившимися как блоки или помехи, о которых мы забыли и которые влияют на наше сознание и тело. Спокойствие ума приходит с отказом от сознательного и подсознательного стремления оценивать реальность с позиции «хорошо» или «плохо».

Неосознанные беспокойства ума (блоки) не позволяют нам контролировать свой ум. Поэтому решение лежит в очищении ума от беспокойств (осознанных и неосознанных). Очищенный ум позволяет адекватно воспринимать реальность разумом и соответственно адекватно действовать под руководством разума.

Принцип восприятия умом информации на разных уровнях, принципы образования блоков и цепочки блоков, также постепенное освобождение от блоков хорошо и наиболее подробно описаны Роном Хаббардом — автором систем Дианетики и Саентологии. Если подойти к этим учениям без предубеждений, то можно подчерпнуть много полезного. Основы описаны в книге «Дианетика». Ниже мы приводим краткую информацию о блоках: Основные принципы техник очищения


         1.  Аштанга-йога - восьмиступенчатая система йоги, состоящая из следующих этапов:яма, нияма, асана, пранаяма, дхарана, дхьяна и самадхи

           2. Сверхдуша - Бог в сердце каждого, Параматма

           3. Подробно это изложено в книге у Владимира Козлова, (1999). Истоки осознания