Аштанга йога

Восемь (ашта) частей (анга) осознания связи (йоги) с Богом

По мере осознания связи с Богом (Высшим Я) человек начинает проявлять качества Бога (духовные качества), также и наоборот, культивирование этих качеств помогает в осознании себя и Бога.

Яма и нияма - практически синонимы и происходят от слова ям.
Если яма описывает, как йог взаимодействует с окружающей средой, то нияма - регулирует тело и ум йога.

Первому слову придается смысл "добровольное воздержание", второму – "добровольное соблюдение обетов"

I. Яма:

1. Ахимса — принцип Ненасилия. (аналог 6-го завета у Христиан). Человек, осознающий Бога не станет причиной страдания других: людей, животных, природы, своим делом, словом или в мыслях, в зависимости от степени своего осознания. Основные религии понимают принцип ненасилия только в отношении человека. Но это понимание ограничено, т.к. мы связаны и с животными и с растениями и со всей планетой. Экологическая катастрофа - как раз результат того, что принцип ненасилия "применялся" только в отношении людей, считая людей или царем природы, или же единственным живым существом, имеющим душу. Также, повсеместное насилие над животными толкает людей на насилие и над себе подобными. Таким образом, ограниченное понимание принципа ненасилия "выходит нам боком". Конечно, принцип ненасилия каждый соблюдает согласно своему уровню осознания Единства, или Бога, в этом мы никого не можем осудить, но мы можем избавиться от ограниченного понимания этого принципа.

Это принцип осознания Единства всего живого.

2. Сатья — принцип Правдивости. Не лгать и не нарушать обещаний. (9-й завет).

Это принцип целостности осознающего себя человека, когда его мысли, слова и дела находятся в гармонии. Также это принцип ясности и прозрачности

3. Астея — принцип Не воровства. (8-й завет)
Не присваивать того, что тебе не принадлежит ни делом, ни словом, ни мыслью. Обычно человек стремиться получить что -то у другого, когда не понимает, что у него уже есть то что он ищет. Так что этот принцип связан с осознанием своего истинного могущества.

Это принцип уважения другого. Признание и соблюдение своих и чужих границ.

4. Брахма-чарья — дословно это означает - "поведение брахмы" (поведение того, кто осознает свое бытие). Это проявляется в гармоничности (умеренности, балансе) во всех своих проявлениях, особенно это касается чувственных удовольствий. можно понимать это как принцип воздержания (10-й завет).

Это принцип целостного проявления человека во внешний мир.

5. Апариграха — отсутствие алчности. Обходиться минимальным количеством жизненных благ. Отсутствие жадности. Также это можно назвать принципом изобилия, потому что тот, кто не стремиться удержать что-то, получает все, что ему необходимо.

Это осознание того, что все принадлежит Единому.

II. Нияма

Нияма - позволяют очистить и укрепить грубое и тонкие тела человека. Рассмотрим их в соответствии с 7 основными чакрами:

1. Шауча — чистота физического тела. Этот принцип больше соблюдают в Исламе и, особенно, в Индуизме. Это ежедневные омовения для поддержания чистоты всего тела, пользование водой после туалета, мытье рук и рта до еды, после еды, после туалета. Все эти элементарные принципы позволяют предупреждать инфекции, а также вода - очищает энергетическое тело человека.


Некоторые эзотерики говорят, что обязательно нужно совершать омовение только холодной водой, но это не совсем так. Теплая вода лучше способствует очищению пор тела и раскрывает чакры для очищения водой. Омовение же холодной водой в конце очищает энергетическое тело и прикрывает чакры (чакры не всегда должны быть открыты нараспашку). Об естественных способах очищения хорошо написано в книге "Бросьте привычку умирать" Леонарда Орра - ученика Хайдахана Бабаджи и основоположника дыхательной техники "Ребёфинг".

2. Сантоша — Удовлетворенность. Умение находить в жизни радость и безмятежность независимо от внешних обстоятельств. Чистота эмоций.
3. Тапас (тапа - нагревать) — Накопление внутренней энергии и преобразование в более тонкие виды энергий.
4. Хри (раскаяние) и Дана (дарение) - позволяют очистить сердце человека.
5. Астикья (Вера) и джапа (молитвы и мантры)- позволяют выбрать и утвердить свою духовную реальность. Также сиддханта-шравана (слушание священных писаний).
Эти принципы ниямы связаны с вишуджха чакрой. Поэтому через слушание и свою речь мы можем выбирать ту реальность, в который хотим находиться. Йоги используют мантры и киртан, чтобы настроиться на нужную им реальность. Также работает и слушание историй о разных святых и великих личностях, позволяя установить с ними контакт. Поэтому священные писания изобилуют различными историями о Боге и Его преданных.

6. Свадхъяя (сва-само, адхьяя - изучение) — само-наблюдение и само-ОБРАЗование. Чистота разума.
7. Ищвара-пранидхана — посвящение себя и своих дел Богу - Единому. Осознание себя как часть Единого.

III. Асана

Согласно Патанджали, «это положение тела, которое удобно и приятно». Эта часть йоги означает физические упражнения для укрепления здоровья тела - различные статичные позы или динамичные упражнения. Расслабление физического тела от хронических напряжений.

IV. Пранаяма

Дыхательные упражнения, открывают дверь в подсознательное человека. Дыхание связано с праной - жизненной энергией человека. Дыхание является пограничной областью сознания и подсознания: мы можем дышать неосознанно, автоматически и осознанно управлять дыханием. Дыхание - могущественная сила в процессе самоосознания. Все мастера являются также мастерами дыхания. В боевых искусствах тоже применяют дыхательные упражнения. В "Йога-сутрах" Патанджали, в которых описана аштанга-йога описаны разные способы дыхания, использующие задержку дыхания. Но, чтобы практиковать задержку дыхания нужно сначала очистить тело и ум. Потому что техники с задержкой дыхания - путь к накоплению тонкой силы. (более могущественному, по сравнению с постом на грубую пищу и полным постом), которую трудно контролировать без должной чистоты. Поэтому вначале лучше практиковать очищающие техники дыхания, без задержек дыхания, такие как ребёфинг, свободное дыхание или вайвеишн. С помощью дыхания можно получить доступ к собственному подсознанию и постепенно начать осознавать то, что было скрыто от нас страхом.

 

***

Вышеописанные части йоги можно назвать "внешней йогой", которые помогают очистить наше тело и сознание от травм.

Далее мы опишем части "внутренней" йоги, которая имеет дело с нашими духовными чувствами. Эту часть йоги можно назвать "духовным мистицизмом". Наши очищенные, естественные или духовные чувства позволяют нам находиться в выбранном состоянии сознания.Насколько очищены наши чувства - насколько полнее мы можем переживать внутренний опыт. И научившись чувствать более свободно мы сможем выбирать вместо переживания  двойственных страданий - переживание радости и блаженства.

Так, постепенно овладевая своими чувствами мы сможем находиться  в состоянии самадхи - состоянии погружения в свое Бытие.

 

V. Пратьяхара

Осознание своих чувств как независимых от физических органов чувств. В Бхагавад-гите (2.58) Кришна описывает это как состояние, когда йог может втянут чувства в себя как черепаха - конечности.

VI. Дхарана

Сосредоточение (концентрация) внимания. Это нужно, чтобы внимание не растекалось по всем мирам, а также, чтобы йог не мог попасть в неблагоприятные ему миры. Таким образом, тело должно быть расслаблено, а сознание - сконцентрировано. Многие современные "медитаторы" не осознают это, поэтому в процессе "расслабленной" медитации могут терять свою энергию, подкармливая "тонких вампиров".

VII. Дхьяна

Дхарана - медитация - погружение в субъективный мир (о медитации есть интересная книга Бориса Сахарова "Открытие третьего глаза").
Наши субъективные миры связаны, поэтому в медитации мы можем настроиться на разных личностей и разные миры (перенастроить свое восприятие). Йоги могут использовать для настройки в нужные миры определенные мантры (звуковые вибрации).

VIII. Самадхи

Осознание Параматмы - "Высшого Я".

В процесс соблюдения разных ниям, т.е. очищения сознания, у йога открываются разные экстрасенсорные восприятия и сверхъестественные силы.