006. Три состояния нашего сознания. Трансакционный анализ
Давайте рассмотрим сознание еще детальнее, разделяя его на три части. Согласнотрансакционному анализу Эрика Берна, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.
- Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
Внутренний Родитель следит, все ли мы делаем, «как положено». Он сверяет любой наш шаг и даже мысли и чувства с различными «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», «можно-нельзя», «должен», «обязан». Это цензор и критик. Он требует абсолютного послушания и наказывает не только за неправильные поступки, но и за мысли, выходящие за рамки дозволенного, с его точки зрения. - Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
Внутренний взрослый как эго-состояние – это логика и реализм, спокойный анализ и объективные оценки происходящего. Человек в таком состоянии не руководствуется ни страхами, ни надеждами: он взвешивает за и против, считает риски и принимает оптимальное при имеющеся информации решение. Без умения включать и поддерживать в себе Взрослого человек не может стать действительно зрелой личностью, однако Взрослый без развитого Родителя и Ребенка – сухой безчувственный аналитик, не имеющий воли настоять на своем решении. - Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности. Благодаря внутреннему Ребёнку мы обладаем любопытством, стремлением к неизведанному. Остальные части нашей личности консервативны и настороженно относятся ко всему новому, и только внутренний Ребёнок в восторге от неожиданных поворотов судьбы. В такие моменты он предвкушает приключение, а приключения - это как раз то, о чем он мечтает!
Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.
В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.
У гармоничной личности эти три состояния раскрыты и находяться в етесвеннном баланс.е см. еще
http://www.transactional-analysis.ru/base/196-child
http://www.psychologos.ru/articles/view/vnutrenniy_vzroslyy
PS. В Классической психологии также есть раздедение сознания на три части (атрибуты личности): воля, разум и чувства. В психоанализе структуру психики тоже разделяют на три:эго, супер-эго и ид.
В ведической традиции тоже есть разделение всеобщего сознания на три части, три гуны(качества). Под гунами в санкхье (одной из ведической филисофии) понимаются три основные начала материальной природы, три «режима деятельности» майи, материальной энергии (в нашем контексте, сознания Вселенной), обусловливающей живые существа (дживы). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают. Это - саттва-гуна (благость), раджо-гуна (страсть) и тамо-гуна (неведение).