03. Манипура чакра

3 я чакра — это способность «я» воспринимать и создавать объектный мир, то есть — мир отдельных объектов в трехмерном пространстве. Тот самый мир, который мы видим глазами и слышим ушами. 3 я чакра — переводчик между нашим внутренним миром и внешним объектным миром.

02. Свадхистхана чакра

Вторая область сознания, которую мы рассмотрим — свадхистхана чакра (на санскрите сва — «собственный», адхистхана — «жильё»; буквально — «собственное жильё»). Это название связано с тем, что в древней ведической традиции свадхистхана чакру ассоциируют с «домом» лингама в йони (половыми органами). Ч. Ледбитер, на основе исследований оккультистов Запада конца XIX начала XX вв., 2 ю чакру расположил в области селезенки, так как считал, что пробуждение центра свадхистхана крайне нежелательно, ибо это таит в себе опасности. Мы рассмотрим 2 ю чакру как обширную область в брюшной полости. У женщин центр 2 й чакры находится внутри матки и служит «центром женской силы». Эта чакра светится оранжевым цветом.

 

01. Муладхара чакра

Начнем изучение чакр с первой — муладхары чакры (так она называется на санскрите). Первая чакра — это импульс «я», стимул, который толкает нас на «путешествие по жизни». Импульс, который привел нас в этот мир. Эта часть сознания, которой мы воспринимаем наш физический мир «здесь и сейчас», на санскрите называется муладхара (мула — «корень» и дхара — «опора», «держать»). Этот импульс (усилие) мы ассоциируем с основными жизненными инстинктами: движения, выживания, самовоспроизводства и самосохранения.

 Одним словом, эти инстинкты можно охарактеризовать как выживание: выживание посредством физического тела, семьи и потомства, группы (организации, где мы работаем, нации, государства), человечества, всего живого, Вселенной, Духовного Мира и Единого Бога. Другие слова, которые характеризуют первую чакру — «присутствие» или «сознательность». Потому что, если мы не сознаем этот мир, иначе говоря — не отдаем себе отчет в происходящем, то, мы не выживаем здесь.

Жизнестойкость

Мы живы, и это — аксиома. Если я не живу, то кто констатирует то, что со мной? Смерть рассматривается наблюдателями со стороны как некое преобразование объекта или как изменение условий в отношении субъекта. Но что в этом процессе воспринимаю я, переживающий опыт? Ответить на этот вопрос можно только сохраняя «неразрывность» сознания даже при таком, зачастую, травматическом раскладе. Подобно тому, как, просыпаясь, люди часто отключаются от своих сновидений и не помнят их, так и опыт умирания (как и рождения), переносится в бессознательное нами, когда мы переходим в другой режим восприятия — к некой деятельности (состоянию бодрствования). Но сам опыт несомненно переживается нами осознанно (в той мере, в коей мы вообще способны к осознанности). И свидетельствуют об этом многочисленные случаи гипнотических регрессий: погружение в прошлые жизни и соединение со своим опытом смерти в них, как и путешествия «между жизнями»[1].

Мы есть, мы всегда были и всегда будем. И это — основа нашего опыта, основа нашего сознания, основа нашей способности выражаться в импульсе (с коего начинается любое «делание» и прочие фазы самовыражения). Состояние, в котором мы подтверждаем свою жизнь «на практике», можно назвать непосредственной функцией 1‑й чакры. Это состояние называется жизнестойкостью. Это состояние единения, если можно так сказать, со своим жизнехранилищем — с самим собой, как источником жизненной энергии. Жизнестойкость обеспечивает «реальность» происходящего. Разумеется, прочие уровни наполняют эту реальность интенсивностью и объемом. Принимая свою жизнестойкость как данность, мы относимся к ней как к воздуху: он есть, и мы дышим, его нет — и наше существование на физическом уровне ставится под вопрос...

У жизнестойкости есть антоним — эскапизм[2]. Эта болезнь, к сожалению, не сознается теми, кто ее переживает. Исцелиться можно развитием сознательности в отношении собственных энергий, уважению к Жизни и к самим себе.

Кундалини

Сознательность также дает импульс к действию. Именно она переводит «бытие» в «делание». Этот импульс, древние йоги назвали кундалини[3] (точнее — красной кундалини). Йоги связывали его с самосознанием, поскольку любое действие, в конечном счете, ведет к познанию или осознанию себя.

«Кундалини на языке психологии это то, что побуждает вас пойти на величайшее приключение... Это поиск, который делает жизнь пригодной для проживания, и это Кундалини; это божественное побуждение». (Карл Густав Юнг)

Кундалини (с санскрита) означает «свёрнутый кольцом». Красную кундалини, спящую в первой чакре, йоги сравнивают со змеей, свернутой в клубок. Она представляет собой наш потенциал «в зародыше» и высвобождается в виде импульса. «Пространство» первой чакры «одномерно». Иначе говоря, импульс первой чакры имеет свойство движения «по прямой», без способности к самостоятельному изменению направления. Импульс сам по себе — это уже огромная сила: толчок к действию, инициирующий движение.

Обсуждение первоначального варианта статьи в форуме

Музыка

Музыка первой чакры энергична, ритмична и зачастую динамична. Пробуждает активность, поднимает тонус. (Но на человека с ослабленной первой чакрой может действовать угнетающе). Такой музыкой могут быть: ритмичный бой барабанов, особенно — восточных, а также горловое пение и та музыка, которая побуждает к подвижному, энергичному танцу.


1. Подробнее об этом в работах Майкла Ньютона

2. Из Википедии: Эскапизм (англ. escape — убежать, спастись) — индивидуалистическо-примиренческое стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий. Стремление бежать от реальности может возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, неспособностью создать адекватные мнимому цензу отношения с окружающими субъектами представления, не занятыми «напряженной работой». Часто возникает в кризисных ситуациях саморефлексии.

Любая активная деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс, религия и т. д.) может стать способом эскапизма, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Способом эскапизма может стать и пассивная деятельность (просмотр фильмов, чтение книг, алкогольное или наркотическое опьянение, медитация и т. д.). Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз.

3. Пробуждение красной кундалини муладхара чакры — тонкий процесс, который может быть проблематичным, если тело не подготовлено, поэтому лучше это делать под наблюдением специалиста.

Введение в концепцию "Чакры"

Точка отсчета

Что для меня реально?
В состоянии бодрствования — это то, что я вижу, слышу, могу потрогать. Во сне — опять же то, что я вижу, чувствую и слышу. То есть, для меня реально то, что я воспринимаю.

Но есть такие состояния, в которых нам кажется, что мы ничего не воспринимаем. К ним относится состояние глубокого сна, а также так называемая потеря сознания или обморок. Никто не может с достоверностью сказать, что в действительности мы тогда воспринимаем, но принято считать, что восприятие как таковое в них отсутствует. Тем не менее, все, что нам известно, так это то, что и в это время мы не перестаем существовать. Для себя самих и в эти «бессознательные» мгновения мы «есть», просто есть. Иначе говоря, мы сознаем, что мы есть в любом случае, помним мы это впоследствии или нет. Значит, начало отсчета реальности — это «Я» или Субъект. Это то, что на древнем языке санскрит именуется атман (сознающий себя субъект). Субъект точно знает для себя, что он есть.

Как я знаю, что реально что-то, помимо меня, или «объект»? Например, я сижу в кресле и печатаю этот текст? Я воспринимаю это кресло (чувствую, тем местом, что сижу на нем), и это подтверждает реальность кресла для меня. Но когда я сойду с кресла и уйду в другую комнату? Реально ли кресло? Есть ли оно? Откуда мне знать или как мне убедиться в реальности кресла?