Чакры в различных традициях

Автор: Альфир вкл. .

Что такое чакры?

Термин «чакра» происходит от древнего языка «санскрит» и переводиться как "колесо", "круг", "диск", «вихрь».

 

Ледбитер в книге "Чакры" пишет:
"Чакры - силовые центры, точки связи, через которые энергия перетекает из одного тела в другое... все эти колеса непрерывно вращаются, и в открытый зев каждого, постоянно вливается сила высшего мира".

 

Если рассматривать людей в терминах «Я» - атма, Сознание (тонкое тело) и тело (физическое тело), то чакры – это части устройства Сознания (или тонких тел)

Хотя Сознание едино, для его изучения древние йоги, даосы, шаманы и современные эзотерики (трансценденталисты) и адепты мистических направлений религий разделяют его на «части» .

Пространство Сознания или тонких тел человека с математическое точки зрения многомерно и непохожа на наше четырехмерное Евклидово пространство-время, поэтому нельзя Сознание разделить однозначно на части, как, например, физическое тело – на руки, ноги, желудок, мозг, легкие и пр.

В зависимости от способа разделения (проекции на различные системы координат) возникли разные способы описания сознания. Поэтому разные религии и учения разделяют Сознание по-разному и на разное количество частей.

По принципу подобия (в науке пример фракталов и голограмм) в мистической науке (науке сознания) тело человека подобна телу Вселенной, поэтому, система психических центров в теле человека подобна многоуровневой системе устройства Вселенной. И это проявляется в религиях и мистических учениях: 7 небес, 7 чакр, 7 основных цветов...

Далее рассмотрим проявление концепции чакр в различных традициях и учениях:

Классическая Психология 

Китай - Даосы 

Другие способы разделения сознания на 3 части в Ведической традиции 

Христианство и Ислам 

Суфизм 

Каббала 

Славяне (учение ведунов) (Ведическая культура славян и ариев)

Древний Египет 

Мистическая йога 

Толтеки – шаманы-индейцы 

Саентология 

Концепция общественной безопасности 

 

Классическая Психология  

В классической психологии сознание делится на 3 части и рассматривают в терминах мышления, чувствования и воли.

Китай - Даосы 

Инь Ян

Самое грубое деление – это разделение сознания на 2 части - «Инь» и «Ян», т.е. – женскую и мужскую части.

 

Дантянь

Еще один способ деления – даосский – на 3 части – верхний дань-тянь, (центр мысли) средний дань-тянь (центр чувств) и нижний дань-тянь (центр воли). Более мелкие чакры называются акупунктурными точками в теле

Другие способы разделения сознания на 3 части в Ведической традиции 

Три гуны: саттва (благость, равновесие), раджас (страсть), и тамас (невежество, инерция)

Три качества "Я": Сат (Бытие), Чит (Знание) и Ананда (Чувствование)

Brahma Vishnu Shiva

Триединство Бога в индуизме: Брахма (Творец), Вишну (Хранитель) и Шива (Разрушитель)

Христианство и Ислам 

В Христианстве и Исламе говориться о 7 небесах.
Статья "Семь небес и Христос".
Также в мистическом христианстве (исхаизм) есть аналогия чакр:
"В связи с чакрами уместно вспомнить, что, согласно некоторым авторам, исихастская традиция различает четыре «центра» концентрации и молитвы:
1) цереброфронтальный, локализованный в области между бровями;
2) щечно-ларингиальный, соответствующий «обыкновенному» сознанию, рассудку, который действует при общении, нахождении аналогий, а также на первых ступенях молитвы;
3) грудной, расположенный в верхней и средней части груди. «Стабильность сознания, на которую явно влияет вилочковый элемент, намного выше, чем в предыдущих случаях, однако все еще это сознание, которое определяется и модифицируется эмоциональным фактором» ;
4) сердечный, находящийся «у верхней части сердца, немного ниже левой части груди», согласно греческим Отцам, или «немного выше», согласно Феофану Затворнику и другим. «Это физическое место абсолютной сосредоточенности»".
из http://hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2148.0

Суфизм  

Латаифы

В Суфизме (Эзотерическая часть Ислама) говориться о наличии у человека 7 душ (чакр)
статья "Другая сторона ислама. Суфизм"

Активизация 4-х особых Органов Восприятия (латаиф) является частью суфийской методологии:
- Сердце (калб),
- Сознание (сирр)
- Интуиция (хафи),
- Глубокое восприятие сознания (ихфа).

Каббала  Сфироты

В учении Каббалы тоже используют деление на 5 центров Сознания:
- Кетэр (над головой),
- Даат (горло),
- Тифэрет (сердце),
- Йесод (генеталии),
- Малхут (стопы на земле).

Вот еще соответствие 7 чакр и 10 сфирот:

7. Сахасрара – Кетэр
6. Аджна – Хохма, Бина
5. Вишуддха – Хесед, Гвура
4. Анахата - - Тифэрет
3. Манипура – Ход, Нэцах
2. Свадхистхана – Йесод
1. Муладхара – Малхут

Материальный мир по учению Каббалы делится на 4 уровня, делящиеся на 10 сфирот (ступеней):
мир Адам Кадмон (Кетэр),
мир Ацилут (Хохма),
мир Брия (Бина),
мир Ецира (Хэсэд, Гвура, Тифэрет, Нэцах, Ход, Йесод),
мир Асия (Малхут) – наш физический мир
Книга "Мистическая Каббала" 

Славяне (учение ведунов) (Ведическая культура славян и ариев)  

Славянские чакры
Славяне называли чакры «Чарами», «Вихрями» или «Криницы силы» и представляли их в виде вращающегося славяского символа – свастики. У них было 9 основных мощных свастичных энерго-информационных вихрей. Сейчас различные славянские традиции представляют раздичные системы чакр. вот одна из них:

МИР ПРАВИ (4. Мир богов)
...

МИР СЛАВИ (3. Часть мира прави, мир славных предков)
9. (7) Родник (серебристо белый, над теменем)
8. (6) Чело (фиолетовый, на уровне головного мозга на уровне межбровья)
7. (5) Устье (уста) (синий, уровень соединения спинного и головного мозга)

МИР ЯВИ (2. Наш материальный мир)
10. (5). (биологиеские часы, на уровне горла)
6. (4,5) Леля (слева от груди, силовой центр, сердце) (голубой)
5. (4) Лада (справа от груди, генератор) (зеленый)
4. (3) Перси (грудь) (золотой, уровень солнечного сплетения)

МИР НАВИ (1. Мир мертвых, низший мир, светлый и темный)
3. (2) Живот, Жизнь (оранжевый, уровень пупка)
2. (1) Зарод (красный, на уровне лобка)
1. (10) Исток (черный, в копчике)

Статья "УЧЕНИЕ ВЕДУНОВ О ЧАРАХ (ЧАКРАХ)"

Древний Египет 

12 чакровая система чакр
Друнвало Мельхисидек использует 12 чакровую систему древних Египтян (чакры на поверхности тела, расстояние между ними – равно расстоянию между глаз – примерно 7,23 см)
«...У нас была возможность заглянуть в тело с помощью молекулярного эмиссионного сканера, и мы смогли увидеть микроволны, исходящие из каждой чакры, и установить точное местонахождение чакр. В результате мы обнаружили, что исходящие от этих чакр образы не всегда расположены там, где они должны были находиться согласно опи­санию некоторых учебников...»

из http://www.alpha-omega.su/index/0-24

Друнвало Мельхиседек, книга «Древняя тайна цветка жизни» том 1 и том 2.

Мистическая йога

7 чакр

Древние йоги использовали деление на 7 основных чакр.
7. Сахасрара-чакра
6. Аджна-чакра,
5. Вишуддха-чакра
4. Анахата-чакра,
3. Манипура-чакра,
2. Свадхистана-чакра,
1. Муладхара-чакра,
и множество более мелких чакр (пересечение нескольких нади) и нади (тонкоэнергетическая система каналов)

1. Муладхара-чакра

Муладхара чакра

Муладхара чакра

Муладхара чакра

«2.64. Первый центр, [именуемый]"опорой" (адхара), четырехлепестковый и схож с золотом. Созерцая сосредоточенно змею (кундалини) [в сем месте тела], он избавляется от вины (килбиша)».  «Горакша паддхати»

«733. На расстоянии длины двух пальцев выше ануса,
Откуда фекальная масса не уходит,
И ниже мужских органов,
Находится Линга в Муладхара.
Медитируй на этом центре.
Там пребывает Владыка шести адхара.
Это моя Упадеша, редко раскрываемая.
Возьми это и получи видение Владыки». «Тирумандирам тантра 3»


«5.56. Двумя пальцами выше ануса, двумя пальцами ниже лингама (пениса), на четыре пальца в ширину расположена область, подобная луковице.

5.57. Внутри её есть йони, с лицом, повернутым назад. Это пространство — корень. Там обитает богиня Кундалини. Она обнимает все Нади и имеет три с половиной оборота. Держа хво ст в св оем собственном рту, она покоится в отверстии Сушумны.

5.58. Она спит там подобно змее и светится своим собственным светом. Это — богиня речи, и она называется семенем (Биджа).

5.59. Знай эту Кундалини, полную энергии и подобную пламенеющему золоту, обладающую силой (Шакти) Вишну. Это — мать Саттвы, Раджаса и Тамаса.

5.60. Там расположено Кама-биджа (семя любви) прекрасное как цветок Бандхука. Его слог — КЛИМ. Оно сверкает, как отполированное золото и считается йогинами вечным.

5.61. Сушумна охватывает также и его. Прекрасное семя покоится здесь, ярко сияя подобно осенней луне в блеске миллиона солнц и в холоде миллиона лун. Богиня Трипура Бхайрави владеет этими тремя — огнем, солнцем и луной. Она, Изначальная Сила, называется также Биджа.

5.62. Она наделена силами движения и чувства и циркулирует по телу. Она тонка и имеет вид пламени. Иногда она поднимается, а иногда опускается. Такова Изначальная Сила, покоящаяся в йони и называемая Сваямбху-лингой, « саморожденной » (не сотворенной никем).

5.63. Все это называется Адхара падма (поддерживающий лотос) и его 4 лепестка обозначены буквами Ва Ща, Ша, Са.

5.64. Неподалеку от Сваямбху-лингама расположена золотая область Кула. Ее владыка — Двиранда, а богиня — Дакини. В центре лотоса — Йони, где обитает Кундалини. Здесь циркулирует яркая энергия Кама-биджа (семя любви). Мудрый йогин, постоянно концентрирующийся на Муладхаре, приобретает Дардури-сиддхи («сила прыжка лягушки»). Постепенно он сможет оставлять землю (и подниматься в воздух).

5.65. Тело становится сияющим, огонь мощным, приходит свобода от болезней, одаренность и вездесущность.

5.66. Йогин знает свое прошлое, настоящее, будущее и их причины. Он овладел неведомыми науками и их тайнами.

5.67. На его языке танцует богиня учения и он приобретает успех в мантрах.

5.68. Так говорит Гуру. Это разрушает старость и смерть. Практикующий Пранаяму, должен всегда размышлять об этом. Благодаря этому истинному созерцанию, йогин освобождается от грехов.

5.69. Когда йогин медитирует над Муладхарой, его грехи разрушаются.

5.70. Ум получает все, чего бы он ни пожелал. Он видит того, кто дает освобождение, того, кто наилучший и внутри, и извне, и кого следует почитать с величайшим старанием. Лучше него я не знаю никого.

5.71. Тот же, кто поклоняется внешним идолам и оставил Шиву, существующего внутри него — тот подобен тому, кто имел пищу в руках, выбросил ее и отправился на поиски пропитания.

5.72. Ежедневно надо медитировать над Сваямбху-лингамом. Нельзя пренебрегать этим. Все силы придут этим путем.

5.73. При ежедневной практике успех придет за шесть месяцев и Вайю войдет в Сушумну.

5.74. йогин овладеет своим умом, дыханием и семенем. Это будет успехом как в этом, так и в другом мире». «Шива Cамхита»

2. Свадхистана-чакра

Свадхистана чакра

Свадхистана чакра

«2.65. Созерцая Я в шестилепестковом "собственном остове" (свадхиштхана) [центре, размещенном в области половых органов], который схож с воистину драгоценным каменьем, йогин, взирая [недвижно] на кончик носа, [действительно] счастлив».  «Горакша паддхати»

«5.75. Эта чакра расположена в основании лингама (половых органов). Она имеет 6 лепестков: Ба, Бха, Ма, Йа, Ра, Ла. Цвет ее кроваво-красный. Владыка ее — Бала, а богиня — Ракини.

5.76. Тот, кто ежедневно размышляет над Свадхистханой, становится владыкой любви и обожания всех прекрасных богинь.

5.77. Он знает наизусть разные Шастры, и нет науки, неизвестной ему. Он освобождается от всех болезней и смело движется через мир.

5.78. Смерть поглощена им, он же не поглощен ничем. Он приобретает силы Сиддхи, Вайю гармонично движется через все его тело, а возможности тела увеличиваются. Количество нектара, текущего из Сома-чакры, возрастает». «Шива Самхита»

3. Манипура-чакра

Манипура чакра

Манипура чакра

Манипура чакра

 

«2.66. Созерцая Я в виде полного драгоценностей центра, сияющего подобно взошедшему солнцу, [йогин], взирая [недвижно] на кончик носа, потрясает мир».  «Горакша паддхати»

 

«5.79. Лотос Манипура расположен около пупка. Цвет его золотой: десять лепестков: Да, Дха, На, та, тха, да, дха, на, па, пха.

5.80. Ее владыка — Рудра, податель всех благ, а богиня — Лакини.

5.81. Когда йогин размышляет над Манипурой, он получает Потала-сиддхи (постоянное счастье). Он становится владыкой желаний, разрушает скорби и болезни, обманывает смерть и может входить в тело другого.

5.82. Он может создавать золото, видеть посвященных, открывать средства от болезней и находить скрытые сокровища». «Шива Самхита»

 

4. Анахата-чакра

Анахата чакра

Анахата чакра

Анахата чакра

«2.67. Созерцая Шамбху, что расположен в пространстве (акаша) сердца и сияет подобно пылающему солнцу, и удерживая нос на кончике носа, он принимает облик Абсолюта (брахман)

2.68. Созерцая Я в сердечном лотосе, сверкающем подобно молнии, [выполняя] при этом различные [виды] регуляции дыхания и взирая на кончик носа, он принимает облик Абсолюта.».  «Горакша паддхати»

«5.83. Анахата-лотос расположен в области сердца. Цвет его — глубокий кроваво-красный. Семя — Вайю. Двенадцать лепестков: Ка, Кха, Га, Гха, На, Ча, Чха, Джа, Джха, ньа, Та, Тха.

5.84. В этом лотосе расположено пламя, называемое Бана-лингам. Медитацией нанем приобретаются объекты видимого и невидимого мира.

5.85. Владыка лотоса — Пинаки, богиня — Какини. Того кто всегда размышляет над этим лотосом в сердце, желают небесные девы.

5.86. Он получает неизмеримое знание, знает прошлое настоящее и будущее, обладая способностью ясновидения и яснослышания, и может путешествовать по воздуху.

5.87. Он видит посвященных и богинь, известных, как йогини. Приобретает силу Кхечари и побеждает все, что движется в воздухе.

5.88. Тот, кто ежедневно размышляет над скрытым Бана-лингамом, достигает Кхечари и Бхучари (уход из мира по желанию).

5.89. Невозможно описать словами важность медитации на этом лотосе. Даже такие боги, как Брахма, держат в тайне этот метод созерцания». «Шива Самхита»

5. Вишуддха-чакра

Вишуддха чакра

Вишуддха чакра

Вишуддха чакра

«2.69. Постоянно созерцая Я в центре "колокольчика" (гхантика) в чистом (вишуддха) [центре], светящемся подобно светильнику, он принимает облик блаженства (ананда)».  «Горакша паддхати»

«5.90. Вишуддха-лотос расположен у горла. Цвет его — сияющее золото, лепестков 16: А, Аа, И, Ии, У, Уу, Ри, Рии, Ли, Лии, Е, Аи, О, Ау, Ам, Ах.

5.91. Тот, кто всегда созерцает это -п оистине владыка йогинов и заслуживает быть названным мудрым. Медитацией на Вишуддхе йогины сразу постигают все четыре Йоги с их тайнами. Владыка этой Чакры — Чхагаланда, а богиня — Шакини.

5.92. Когда йогин, концентрирующийся на этом тайном месте, чувствует гнев, все три мира начинают дрожать.

5.93. Даже если ум йогина случайно сосредоточится на этом месте, он перестает воспринимать внешний мир и сосредотачивается на мире внутреннем.

5.94. Его тело никогда не слабеет и остается полным сил в течение тысяч лет. Он становится твердым, как алмаз.

5.95. Когда йогин входит в такое созерцание, тысяча лет для него – как минута». «Шива Самхита»

6. Аджна-чакра

Аджна чакра

Аджна чакра

Аджна чакра

«2.71. Йогин, овладевший жизненной силой и непрестанно созерцающий Я, Вседержителя темно-синего в междубровье, взирая при этом на кончик носа, достигает [высшей цели].

2.73. Где в эфире/пространстве [можно слышать] [внутренний] звук, то место именуют "властным центром" (аджня-чакра). Созерцая там благое (шива) Я, йогин обретает освобождение».  «Горакша паддхати»

«5.96. Лотос Аджна расположен между бровями. Владыка его — Шукла Махакала, а богиня — Хакини. Два лепестка: Ха и Кша.

5.97. Внутри расположена вечная Биджа, сияющая подобно осенней луне. Мудрый, знающий это, никогда уже не стремится вниз.

5.98. Там есть ярчайший (сверкающий) свет, хранимый в тайне во всех Тантрах. Созерцанием его достигается величайший успех.

5.99. Я — дающий освобождение. Я — третий лингам в Турие (Турийя — экстаз, а также — символ тысячелепесткового лотоса Сахасрары). Созерцая его, йогин становится подобным Мне (Шиве).

5.100. Два канала — Ида и Пингала — это Варана и Аси. Пространство между ними — Варанаси (Бенарес, священный город Шивы). Говорят, что Вишванатха (владыка мира) обладает здесь.

5.101. Мудрецы, постигшие истину, не раз говорили о величии этого святого места

5.102. Сушумна идет вверх вдоль позвоночного столба туда, где расположена Брахмарандхра (отверстие Брахмы). Оттуда, изгибаясь направо, идет к Аджна чакре и затем к левой ноздре, и называется Гангой (Ганга — священная река, текущая в Индии).

...

5.110. В Аджне обитает Махешвара (Великий Господь). й огины изображают над ним три более священные ступени: Бинду, Нада и Шакти — они расположены в лотосе лба.

5.111. Тот, кто постоянно размышляет над скрытым лотосом Аджна, тот сразу, без сопротивления разрушает все кармы своей прошлой жизни.

5.112. Когда йогин медитирует над этим местом, все формы внешнего мира представляются ему бесполезными.

5.113. Якшасы, Ракшасы, Гандхарвы, Апсары и Киннары — все они охраняют его стопы и становятся послушными исполнителями его приказаний.

5.114. Обратив язык в углубление нёба, пусть йогин войдет в созерцание, которое разрушает все страхи. У того, чей ум остается здесь неподвижным хотя бы на секунду, все грехи тотчас же разрушаются.

5.115. Все, что достигается в результате концентрации на других пяти лотосах, достижимо благодаря знанию одной лишь Аджны.

5.116. Мудрый, непрерывно пребывающий в созерцании Аджны, освобождается от цепей желаний и наслаждается счастьем.

5.117. Если в момент смерти йогин созерцает Аджну, он поглощается Параматмой.

5.118. Тот, кто медитирует над этим — тот непричастен греху, даже если он совершил преступление.

5.119. Так собственными усилиями йогин освобождается от цепей. Нет слов, чтобы описать всю важность созерцания Аджны. Даже боги, подобные Брахме, учившиеся у меня (Шивы), владеют этим искусством лишь частично». «Шива Самхита»

7. Сахасрара-чакра

Сахасрара чакра

Сахасрара чакра

«2.72. Созерцая бескачественное, покойное, благое (шива), всестороннее [высшее Сущее] в пространстве[психоэнергетического центра у макушки головы], взирая при этом на кончик носа, он принимает облик Абсолюта

2.74. Созерцая вездесущее Я, которое чисто, имеет вид пространства и ослепительно как искрящаяся жидкость, йогин обретает освобождение».  «Горакша паддхати»

 

«5.103. Лотос, расположенный в Брахмарандхре, называется Сахасрара. В центре его-луна. Из треугольной области постоянно течет нектар. Лунная жидкость бессмертия течет через И ду, и этот поток у йогинов называется Гангой.

5.104. От правой части Аджны, направляясь к левой ноздре, течет Ида. Здесь она называется Варана (текущая на север Ганга).

5.105. Пусть йогин размышляет над местом между Идой и Пингалой, как о Варанаси. Пингала проходит из левой части Аджны к правой ноздре и называется Аси.

5.106. В пространстве между четырьмя лепестками Муладхары обитает «солнце».

5.107. Оно источает яд, который в виде жара течет по Пингале.

5.108. «Солнечная» жидкость смерти идет к правой нозДре, а лунная жидкость бессмертия течет налево.

5.109. Поднимающееся с левой стороны Аджны и направляющееся к правой ноздре, такое «северное» течение Пингалы называется Аси

...

5.120. Тысячелепестковый лотос помещается над Аджной, в основании нёба, там, где находится отверстие Сушумны.

5.121. От основания нёба Сушумна простирается до Муладхары. Все каналы Нади окружают ее. Эти Нади — семена тайны и источники всех принципов, образующих человека и указывающих дорогу к Брахману.

5.122. В центре Сахасрары — Йони с лицом повернутым вниз.

5.123. Здесь-корень Сушумны вместе с ее отверстием, называемым Брахмарандхра.

5.124. В полости Сушумны обитает внутренняя сила Кундалини. Кроме того, в Сушумне есть сила, называемая Читра (Читрини).

5.125. Кто помнит об этом, тот постигает Брахмана, и у него больше нет ни грехов, ни рождений, ни самого человеческого существования». «Шива Самхита»

Толтеки – шаманы-индейцы 

Карлос Кастанеда в своих книгах описывает деление Сознания у Толтеков на 8 центров

Первое кольцо силы:
6. Разум
5. Разговор

Второе кольцо силы:
4. Чувство
4а. Видение
4б. Сновидение
3. Воля

2. Нагуаль
1. Тональ

«...Затем он (Дон Хуан Матус – шаман-Толтек, учитель Кастанеды) высыпал на землю пепел около лампы, покрыв участок примерно в два квадратных фута, и пальцем нарисовал диаграмму, имевшую восемь точек, соединенных между собой линиями. Это была геометрическая фигура.

Такую же фигуру он рисовал мне несколько лет назад, пытаясь объяснить, что когда я наблюдал четыре раза подряд падение одного и того же дерева, это не было иллюзией. Диаграмма на пепле имела два эпицентра. Один он называл «разум», другой – «воля». «Разум» был непосредственно соединен с точкой, названной «разговор». Через «разговор», «разум» был косвенно соединен с тремя другими точками: «ощущение», «сновидение» и «видение». Другой эпицентр – «воля», был непосредственно соединен с «ощущением», «сновидением» и «видением», но только косвенно с «разумом» через «разговор». Яотметил, что диаграмма отличалась от той, которую я видел несколько лет назад.

- Внешняя форма не имеет значения, - сказал он. Эти точки представляют собой человеческое существо и могут быть нарисованы любым способом, каким захочешь.

- Представляют ли они собой тело человеческого существа? – спросил я.

- Не называй это телом, - сказал он. На волокнах светящегося существа имеется восемь точек. Маг говорит, как ты можешь видеть на этой диаграмме, что человеческое существо является прежде всего волей, потому что воля непосредственно соединена с тремя точками: ощущением, сновидением и видением. Затем человеческое существо является разумом. Этот центр действительно меньше, чем воля. Он соединен только с разговором.

- А что такое другие две точки, дон Хуан? Он взглянул на меня и улыбнулся.

- Ты намного сильнее теперь, чем был тогда, когда мы впервые говорили об этой диаграмме, но ты еще недостаточно силен, чтобы знать все восемь точек. Когда-нибудь Хенаро (второй учитель Кастанеды) покажет тебе две другие.

- Каждый человек имеет эти восемь точек, или только маги?

- Мы можем сказать, что каждый из нас приносит в мир восемь точек. Две из них – разум и разговор, известны каждому. Ощущение – всегда смутно, как бы оно ни было знакомо. Но только в мире магов полностью знакомишься со сновидением, видением и волей. И, наконец, на краю этого мира встречаешься с другими двумя. Восемь точек дают целостность самого себя.

Он показал мне на диаграмме, что, в сущности, все точки могут соединяться одна с другой косвенно.

Я опять спросил его о двух загадочных оставшихся точках. От ощущения, сновидения и видения, и намного более далеки от разговора и разума. Он ткнул пальцем, указывая, что они изолированы от всех остальных и одна от другой.

- Эти две точки никогда не бывают доступны разговору или разуму. Только воля может иметь с ними дела. Разум настолько удален от них, что совершенно бесполезно пытаться осмыслить их. Это одна из труднейших задач для понимания. В конце концов, силой разума является все осмысливать.

Я спросил его, соответствуют ли восемь точек участкам человеческого существа или определенным органам.

- Соответствуют, - ответил он сухо и стер диаграмму. Он коснулся моей головы и сказал, что это центр "разума" и "разговора". верхняя часть груди был центром "чувства". Район ниже пупка был "волей". "Сновидение" было с правой стороны против ребер. "Видение" – с левой. Он сказал, что иногда у некоторых воинов и "сновидение" и "видение" распологаются на одной стороне..

- А где остальные две точки? – спросил я. Он дал мне совершенно неудобоваримый ответ и расхохотался.

- Ты очень хитрый, - сказал он. – ты думаешь, что я сонный старый козел, не так ли?

Яобъяснил ему, что мои вопросы создали свою собственную инерцию.
- Не пытайся спешить, - сказал он. В соответствующее время ты будешь это знать, и тогда ты будешь сам по себе.

- Ты хочешь сказать, что я больше тебя не увижу, дон Хуан?
- Никогда, - сказал он. – Хенаро и я будем тогда тем, чем мы всегда были – пылью на дороге.
Яощутил толчок у себя в животе. – О чем ты говоришь, дон Хуан?
- Яговорю о том, что все мы неизмеримые существа – светящиеся и безграничные. Ты, Хенаро и я связаны вместе целью, которая не является нашим решением.

- О какой цели ты говоришь? – Об учении пути воина. Ты не можешь уйти с него, но точно так же не можем и мы. До тех пор, пока наше достижение впереди, ты будешь находить меня или Хенаро. Но когда оно будет выполнено, ты полетишь свободно и никому неизвестно, куда сила твоей жизни понесет тебя.

- Что в этом делает дон Хенаро? – Пока что этот предмет не для тебя, - сказал он. – сего дня я должен углубить тот коготок, который вонзил в тебя Хенаро – тот факт, что мы есть светящиеся существа. Мы – восприниматели. Мы – осознание. Мы – не предметы, мы не имеем твердости, мы безграничны. Мир предметов и твердости – это только способ сделать легким наш проход по земле. Это только описание, которое мы создали, чтобы оно помогало нам. Мы, или вернее наш разум забывает, что описание это только описание и таким образом мы заключаем целостность нас самих в заколдованный круг, из которого мы редко вырываемся в течение нашей жизни.

В данный момент, например, ты занят тем, что вытаскиваешь себя из клещей разума. Для тебя является невероятным и немыслимым то, что Хенаро вдруг появляется на краю чапараля, и, тем не менее ты не можешь отрицать то, что был свидетелем этого. Ты воспринял это событие как таковое.

Дон Хуан усмехнулся. Он тщательно нарисовал другую диаграмму на пепле и накрыл ее своей шляпой прежде, чем я успел ее скопировать.

- Мы – восприниматели, - продолжал он, - хотя тот мир, который мы воспринимаем является иллюзией. Он был создан описанием, которое рассказывалось нам с момента нашего рождения.

Мы – светящиеся существа – рождены с двумя кольцами силы. Но мы пользуемся только одним, чтобы создавать мир. Это кольцо, которое прицепляется очень скоро после рождения, есть разум и его компаньон – разговор. Они сотрудничают друг с другом и создают мир.

Поэтому, по существу, тот мир, который твой разум хочет поддерживать, является миром, созданным описанием и его догматическими и нерушимыми законами, которые разум выучивается принимать и защищать.

Секрет светящихся существ состоит в том, что у них есть другое кольцо силы, которым они никогда не пользуются – воля. Трюк мага это тот же самый трюк среднего человека. Оба имеют описание. Один – средний человек, поддерживает его своим разумом. Другой – маг – своей волей. Оба описания имеют свои законы, и эти законы объективны. Но преимуществом мага является то, что воля более захватывающа, чем разум. Предложение, которое я хочу сделать в данный момент состоит в том, чтобы с этого времени ты позволил себе воспринимать, поддерживать описание твоим разумом или твоей волей. Чувствую, что это единственный способ для тебя использовать свой повседневный мир как вызов и средство накопить достаточно личной силы, чтобы получить целостность самого себя.

Может быть в следующий раз, когда ты приедешь, у тебя будет ее достаточно. Во всяком случае, жди до тех пор, пока не почувствуешь, что внутренний голос говорит тебе делать так. Если ты приедешь в любом другом духе, то это будет тратой времени и опасностью для тебя...» Кастанеда Карлос книга 4. "Сказки осиле" (Carlos Castaneda Tales of Power)
Часть 1.Свидетель действия силы. Глава 3. Секрет светящихся существ.

« - Я собираюсь рассказать тебе о тонале и нагвале, - сказал он и взглянул на меня пронзительно.

Он мне объяснил, что каждое человеческое существо имеет две стороны, два отдельных существа, две противоположные стороны, которые становятся действующими в момент рождения. Одна называется "тональ", другая - "нагваль".

- тональ - это общественное лицо. Он засмеялся, я полагаю, при виде моего замешательства.

- Тональ является по праву защитником, хранителем. Хранителем, который большей частью превращается в охранника.

- Тональ - это организатор мира, - продолжал он. – может быть лучшим способом описания его монументальной работы будет сказать, что на его плечах покоится задача приведения хаоса мира в порядок. Но будет чрезмерным заявлять, как это делают маги, что все то, что мы знаем как люди, является работой тоналя.

В данный момент, например, все, что участвует в попытке найти смысл в нашем разговоре, является твоим тоналем. Без него были бы только бессмысленные звуки и гримасы, и ты не понял бы ничего из того, что я говорю.

Скажу далее, что тональ является хранителем, который охраняет нечто бесценное, нас самих. Поэтому врожденным качеством тоналя является быть консервативным и ревнивым относительно своих действий. А поскольку его деяния являются
самой что ни на есть важнейшей частью нашей жизни, то не удивительно, что он постепенно изменяется в каждом из нас из хранителя в охранника.

...

- Хранитель мыслит широко и все понимает, - объяснил он - охранник, с другой стороны, бдительный, узко мыслящий и большей частью деспот. Скажу далее, что тональ во всех нас был превращен в мелочного и деспотичного охранника в то время, как он должен бы быть широко мыслящим хранителем.

- Тональ - это все, что мы есть, - продолжал он – назови его! Все, для чего у нас есть слово - это тональ. А поскольку тональ является его собственным деянием, тогда все, очевидно, попадает в его границы.

...

- Тональ - это все, что мы знаем, - сказал он - я думаю, что это само по себе уже достаточная причина для того, чтобы тональ был таким сверхсильным делом.

- Ты должен запомнить этот момент. Очень важно понимание всего этого. Тональ начинается с рождения и заканчивается со смертью.

...

- Тональ это то, что делает мир.
- Тональ является создателем мира? Дон Хуан почесал виски.
- Тональ создает мир только образно говоря.

Он не может создать или изменить ничего, и, тем не менее, он делает мир, потому что его функция состоит в том, чтобы судить, свидетельствовать и оценивать. Я говорю, что тональ делает мир, потому что он свидетельствует и оценивает его согласно своим тональным законам. Очень странным образом тональ является творцом, который не творит ни единой вещи другими словами, тональ создает законы, по которым он воспринимает мир, так что, образно говоря, он творит мир.

...

- Если тональ это все, что мы знаем о нас и нашем мире, что же такое нагваль?

- Нагваль - это та часть нас, с которой мы вообще не имеем никакого дела.

- Прости, я не понял. - Нагваль - это та часть нас, для которой нет никакого
описания. Нет слов, нет названий, нет чувств, нет знания.

- Но это противоречие, дон Хуан. По моему мнению, если это не может быть почувствовано, описано или названо, то оно не может существовать.

- Это противоречие только по твоему мнению. Я предупреждал тебя ранее, чтобы ты не пытался сбить самого себя с ног, стараясь понять это.

...

Нагваль там, где обитает сила.

Мы чувствуем с самого момента рождения, что есть две части нас самих. В момент рождения и некоторое время спустя мы являемся целиком нагвалем. Мы чувствуем затем, что для того, чтобы функционировать, нам необходима противоположная часть того, что мы имеем. Тональ отсутствует, и это дает нам с самого начала ощущение неполноты. Затем тональ начинает развиваться и становится совершенно необходимым для нашего функционирования. Настолько необходимым, что он замутняет сияние нагваля. Он захлестывает его. С того момента как мы становимся целиком тоналем, мы уже ничего больше не делаем как только взращиваем наше старое ощущение неполноты, которое сопровождало нас с момента нашего рождения и которое постоянно нам говорит, что есть другая часть, которая дала бы нам цельность.

С того момента, как мы становимся целиком тоналем, мы начинаем делать пары. Мы ощущаем наши две стороны, но мы всегда представляем их предметами тоналя. Мы говорим, что две наши части - это душа и тело, или ум и материя, или добро и зло, бог или дьявол. Мы никогда не осознаем, однако, что просто спариваем вещи на одном и том же острове тоналя.

...

- Можно сказать, что нагваль ответственен за творчество, - сказал он наконец и посмотрел на меня пристально. - нагваль - единственная часть нас, которая может творить.

Он оставался спокойным, глядя на меня. Я почувствовал, что он определенно ведет меня в ту область, которую мне хотелось бы, чтобы он осветил получше. Он сказал, что тональ не создает ничего, а только является свидетелем и оценщиком. Я спросил его, как он объясняет тот факт, что мы конструируем суперсооружения и машины.

- Это не творчество, - сказал он. - это только спаивание. Мы можем спаять все, что угодно, нашими руками лично или объединяясь с руками других тоналей. Группа тоналей может спаять все, что угодно. Суперсооружения, как ты сказал.

- Но что же такое тогда творчество, дон Хуан? Он посмотрел на меня, скосив глаза. Мягко усмехнувшись, он поднял правую руку над головой и резким движением повернул кисть, как бы поворачивая дверную ручку.

- Творчество вот, - сказал он и понес свою ладонь на уровне моих глаз.

Мне потребовалось невероятно долгое время для того, чтобы сфокусировать глаза на его руке. Я ощущал, что прозрачная мембрана держала все мое тело в фиксированном положении, и что мне нужно прорвать ее, чтобы остановить свой взгляд на его руке. Я старался, пока капли пота не попали мне в глаза. Наконец, я услышал или ощутил хлопок, и мои глаза и моя голова дернулись, освободившись.

На его правой ладони находился самый любопытный грызун, какого я когда-либо видел. Он был похож на белку с пушистым хвостом. Однако, в шерсти его хвоста были жесткие щетинки.

- Потрогай его, - сказал дон Хуан тихо. Я автоматически повиновался и погладил пальцем по мягкой спинке. Дон Хуан поднес руку ближе к моим глазам, и тогда я заметил нечто, что бросило меня в нервные судороги. У белки были очки и большие зубы.

- Он похож на японца, - сказал я и начал истерически смеяться.

Затем грызун стал расти на ладони дона Хуана, и в то время, как мои глаза были еще полны слез от смеха, грызун стал таким громадным, что исчез. Он буквально вышел за границы моего поля зрения. Это произошло так быстро, что застало меня во время раската смеха. Когда я взглянул вновь, или когда я вытер глаза и сфокусировал их должным образом, я смотрел на дона Хуана. Он сидел на скамейке, а я стоял перед ним, хотя и не помнил, когда встал. На мгновение моя нервозность была неудержимой. Дон Хуан спокойно поднялся, заставил меня сесть, зажал мой подбородок между бицепсом и локтем левой руки и ударил меня по макушке костяшками пальцев правой руки. Эффект был подобен удару электрического тока, он моментально меня успокоил. Было так много вещей, которые я хотел спросить. Но мои слова не могли пробиться через все эти вопросы.

...

- Мы прибыли к последней части объяснения магов, - сказал он - прошлой ночью мы с Хенаро показали тебе две последние точки, которые образуют целостность человека - нагваль и тональ. Я однажды говорил тебе, что эти точки находятся вне нас и в то же время, это не так. Это парадокс светящегося существа.

Тональ каждого из нас является просто отражением того неописуемого и неизвестного, что наполнено порядком. Нагваль каждого из нас является только отражением той неописуемой пустоты, которая содержит все....»

Кастанеда Карлос. Книга 4. "Сказки осиле" (Carlos Castaneda Tales of Power)
Часть 2. Тональ и нагваль. Глава 2. Острова тоналя.

Далее рассмотрим более современные учения, в которых неявно проявляется концепция чакр:

Саентология

Хотя саентология официально отвергает систему чакр, тем не менее, концепция чакр существует и  в ней как разные «частоты» материи:

  1. Усилие — наиболее грубая форма вибрации, в которой выражен основной инстинкт жизни - выживание (1-я чакра)
  2. Эмоции и чувственно-ощущаемые переживания - далее по мере увеличения часты вибрации (2-я чакра)
  3. Аналитическое мышление (3-я чакра) 
  4. ?
  5. Эстетика (5-я чакра) - наиболее высокочастотная вибрация
  6. Тэтану (6-я чакра) соответствует отсутствие колебаний, то есть нулевая длина волны. Тэтаном в саентологии называют индивидуализированную статику жизни, которая не имеет «ни массы, ни движения, ни местоположения в пространстве или во времени (вне физической реальности). Она обладает способностью постулировать и воспринимать».
  7. ?

 

Концепция общественной безопасности

 в КОБ концепция чакр проявляется в приоритетах управления:

  1. Информация мировоззренческого характера, методология, осваивая которую, люди строят — индивидуально и общественно — свои “стандартные автоматизмы” распознавания и осмысления частных процессов в полноте и целостности Мироздания и определяют в своём восприятии иерархическую упорядоченность их во взаимной вложенности. Она является основой культуры мышления и полноты управленческой деятельности, включая и внутриобщественное полновластие. (6-я чакра)


  2. Информация летописного, хронологического, характера всех отраслей Культуры и всех отраслей Знания. Она позволяет видеть направленность течения процессов и соотносить друг с другом частные отрасли Культуры в целом и отрасли Знания. При владении сообразным Мирозданию мировоззрением, на основе чувства меры, она позволяет выявлять частные процессы, воспринимая “хаотичный” поток фактов и явлений в мировоззренческое “сито” — субъективную человеческую меру распознавания. (5-я чакра)

  3. Информация факто-описательного характера: описание частных процессов и их взаимосвязей — существо информации третьего приоритета, к которому относятся вероучения религиозных культов, светские идеологии, технологии и фактология всех отраслей науки. (4-я чакра)

  4. Экономические процессы, как средство воздействия, подчиненные чисто информационным средствам воздействия через финансы (деньги), являющиеся предельно обобщённым видом информации экономического характера. (3-я чакра)

  5. Средства геноцида, поражающие не только живущих, но и последующие поколения, уничтожающие генетически обусловленный потенциал освоения и развития ими культурного наследия предков: ядерный шантаж — угроза применения; алкогольный, табачный и прочий наркотический геноцид, пищевые добавки, все экологические загрязнители, некоторые медикаменты — реальное применение; “генная инженерия” и “биотехнологии” — потенциальная опасность. (2-я чакра)

  6. Прочие средства воздействия, главным образом силового, — оружие в традиционном понимании этого слова, убивающее и калечащее людей, разрушающее и уничтожающее материально-технические объекты цивилизации, вещественные памятники культуры и носители их духа. (1-я чакра)

7-й чакре в КОБ соответсвует така назывемый "нулевой" приоритет управления, или "Божий промысел"

 

Введение в книгу /Чакры/

Обсуждение прежнего варианта статьи