Введение в концепцию "Чакры"

Автор: Альфир и Ульяна Ситдиковы вкл. .

Точка отсчета

Что для меня реально?
В состоянии бодрствования — это то, что я вижу, слышу, могу потрогать. Во сне — опять же то, что я вижу, чувствую и слышу. То есть, для меня реально то, что я воспринимаю.

Но есть такие состояния, в которых нам кажется, что мы ничего не воспринимаем. К ним относится состояние глубокого сна, а также так называемая потеря сознания или обморок. Никто не может с достоверностью сказать, что в действительности мы тогда воспринимаем, но принято считать, что восприятие как таковое в них отсутствует. Тем не менее, все, что нам известно, так это то, что и в это время мы не перестаем существовать. Для себя самих и в эти «бессознательные» мгновения мы «есть», просто есть. Иначе говоря, мы сознаем, что мы есть в любом случае, помним мы это впоследствии или нет. Значит, начало отсчета реальности — это «Я» или Субъект. Это то, что на древнем языке санскрит именуется атман (сознающий себя субъект). Субъект точно знает для себя, что он есть.

Как я знаю, что реально что-то, помимо меня, или «объект»? Например, я сижу в кресле и печатаю этот текст? Я воспринимаю это кресло (чувствую, тем местом, что сижу на нем), и это подтверждает реальность кресла для меня. Но когда я сойду с кресла и уйду в другую комнату? Реально ли кресло? Есть ли оно? Откуда мне знать или как мне убедиться в реальности кресла?

Я знаю о его существовании или реальности из своего опыта взаимодействия с ним (иначе говоря — восприятия). Кресло стало для меня реальным теперь. Если же я живу в соседней квартире и никогда не сидел на этом кресле, как и не захаживал в гости к хозяину кресла — моему соседу — то, существует это кресло, или никогда его не было вовсе — мне совершенно не важно, согласитесь? Разве что толика гравитационного влияния может сказаться на мне, сознаю я это или нет. Другое дело — Луна. Я могу не знать о ее существовании. Но ее влияние на меня неоспоримо. Мы живем в мире, где, в конечном счете, всё влияет на всё.

Таким образом, я воспринимаю существование объектов и других субъектов, даже если и не задумываюсь о них. Так я становлюсь воспринимающей частью общей реальности, где в центре моей «личной» реальности нахожусь «я», как «точка отсчёта».

Другие объекты, как и субъекты, оказывают на нас свое влияние, даже если мы не осознаем его или того, каким образом это возможно. И если существуют определённые факторы, влияющие на меня, не зависимо от того, сознаю я их существование или нет, то мы также можем предположить и, на основе наблюдения, сделать вывод, что есть и определённые внутренние аспекты меня, части «Я», подверженные этому влиянию и оказывающие его вовне, но не сознаваемые мною. Причем, и сами мы можем оказывать подобного рода влияние на прочие «Я» (субъекты), как, разумеется, и на объекты, и не сознавать наличия такого влияния, то есть, не сознавать те части себя, которые являются источником такого влияния.

Отсюда можно сделать вывод, что Я (субъект или атман) не ограничен сознающей моей частью (ахам на санскрите). То есть у меня есть части, которые я не осознаю, как это ни парадоксально. И в настоящем состоянии эти неосознаваемые части меня (можно сказать — «подсознание») составляют большую мою часть.

Но почему то, что я не осознаю, я считаю собой? Потому что при желании в другой момент я могу осознать то, что не осознавал в этот момент. Например, обычно люди не осознают свое сердцебиение и не могут на него влиять. Но при соответствующей тренировке могут научиться. Или в регрессии могут вспомнить то, что давно забыли.

Попробуйте представить себе и осознать, что вас нет или не было когда-то! Вообще не было! Вряд ли у вас получится. И принимая факт нашего существования в вечности, и собрав всё наше осознание за всё время нашего существования, можно попробовать понять, насколько мы велики как атман.

Проявления Я

Я — триединое существо. Сердцевина меня (как принято считать — «вечная душа») — это субъект или дух — тот, кто есть, сознает и чувствует. Второе — это (так называемое «бренное») физическое тело: то, что является нашим внешним, осязаемым и видимым проявлением. И третье — это сознание (энергия атмана), проявление меня между телом и душой.

Сперва, «я» проявляю себя как сознание («тонкое» или «энергетическое» тело), а затем — уже как тело (физическое). Это происходит как во время физического рождения, так и в повседневной жизни — то есть всегда. Этот же принцип распространим в отношении понимания проявления так называемой «материальной» Вселенной: из более «тонких» форм энергии – начиная непосредственно с энергии самого Духа (как продолжения Абсолюта) к более плотным формам её проявления (всем видам «эфирных энергий», стоящих в основе структуры последующего физического воплощения, как «энергетическая матрица»). Так же в нашей повседневной жизни мы можем наблюдать этот же принцип воздействия «духа на материю»: мы по своей воле, можем похудеть или потолстеть, мы можем изменить свои навыки, развить таланты, способности. Изменять окружающую нас обстановку. Таким образом, мое влияние распространяется от «сердцевины» к «периферии». Конечно, в определенных пределах, так как есть и «другие». Имеет место и обратный вектор направленности от более плотных форм энергии к её «центру»: манифестируя себя в физическом мире, энергия духа, завершая цикл творения, возвращается снова к своему творцу уже в новом качестве. Это иллюстрирует то, что опыт, который мы получаем в ходе взаимодействия с объектным миром, привносит свои коррективы как в наше мировосприятие, так и в самосознание, в конечном счёте.

Мы рассмотрели расширение своего «я» вовне, то есть: я (субъект) — сознание (энергия духа) — тело. Но давайте пойдём от «я» внутрь, вглубь себя. Там мы найдем «апогей своего я» или — Бога, который является «сердцевиной» всех субъектов. В этой связи примечательно высказывание ведических святых: «Я люблю свое тело потому, что в нём есть «я», то есть, душа, а себя я люблю потому, что во мне есть Бог». Данная аналогия продолжается: «я», как это конкретное, так и все прочие — это, так сказать, «тело» Бога, но это «тело» самосознающее, и потому каждое «я» неповторимо и уникально как субъект. И «сердцевина» всех «я» — еще более неповторима и уникальна. Это Высшее Я всех субъектов представляет собой не только апофеоз всех наших ипостасей, но и является корневой «точкой отсчета», которая существует как самостоятельный Субъект (Источник всех субъектов).

Мы предлагаем изучать наше сознание (энергию духа) более подробно, разделяя его на отдельные области, в зависимости от конкретных способов проявления «я». Такое аналитическое рассмотрение наших составляющих позволит включить в восприятие те наши части, о которых мы, возможно, давно уже забыли, и вернуть их в распоряжение сознания. Благодаря этому мы сможем научиться сознательно владеть собственными энергиями и лучше осознавать себя на всех уровнях своего существования. В практическом смысле это также может означать — избавиться от нежелательных привычек, навязчивых стереотипов, вредоносных программ и угнетающих зависимостей. С другой стороны, неумение сознавать свои энергии и владеть ими зачастую приводит к негативному влиянию нашей энергетики как на других, так и на нас самих, чем ощутимо портит нашу жизнь, похищая из неё удачу.

Здесь, чтобы не запутаться в терминах, надо отметить то, что именно мы понимаем под энергией. Это не физическая энергия, как ее понимают в физике. Есть источник (в данном случае источником является «я»), а есть то, что, исходит от источника, или то, что принадлежит источнику, иначе говоря — зависит от него. Это мы и назвали в этой книге «энергией источника» — то, что мне принадлежит, или то, что является продолжением меня: моё сознание, моё тело и так далее. Иначе говоря, энергия в нашем определении — продолжение сути в качественном её выражении.

Радикальное разделение себя на дух, как «субъект» (сознающий и чувствующий) и тело, как «объект» (а, следовательно, лишенный сознания и «нечувствительный», мешает мне осознать себя целостно, и принять свое тело, и энергии, как «более плотные» продолжения меня. Пусть тело само по себе не обладает сознанием, но оно является существенным фактором, влияющим на самовосприятие духа, существующего в симбиозе с ним. Разделение своей энергии на её составляющие, принимаемое в данной книге, скорее условное и нацелено на более скрупулезное познание себя как существа целостного, но многосложного. Такое разделение, хотя и может показаться «искусственным», на практике действенно. Для простоты понимания мы прибегнем к традиционному термину и назовем конкретные участки сознания «чакрами». Тут и далее мы будем изучать свои чакры на практике — в связи с собой, опираясь на существующий у нас опыт: то есть, на то, что реально для нас.

Существует неимоверное количество способов «описания реальности». И здравомыслие не позволит принять один из них за единственно верный и исчерпывающий. Поэтому авторы считают своим долгом отметить, что и в этом тексте, как и в любом другом, истина в том числе и «где-то рядом».

Чакры

Существуют различные способы и системы разделения сознания для изучения. Так, в классической психологии сознание рассматривают в терминах мышления, чувствования и воли.


[1] В школе Проекта «Кассиопея» данная структура описывается более детально как «структура Разумного Духа», состоящая из Разума (тут – «мышление»), включающего в себя мышление, воображение и память, Духовного Сердца или Суть (тут «чувствование»), включающего чувствование, желание и инстинкты (интуицию), и Энергию (тут «воля»), включающее сознание, волю и эмоции. Подробнее: Структура Разумного Духа

Еще более общее разделение — на мужскую и женскую энергии, или на «инь» и «ян».

Мы же для удобства анализа и изучения выделим 32 составляющие сознания: 7 частей связанных непосредственно с физическим телом, 5 — внетелесных и 20 внепространственных частей. Эти части сознания (проявления «я») мы и будем тут и далее в книге называть чакрами.

Если выделение в энергетическом поле 7 составляющих или чакр считается более или менее общепринятой классификацией, имеющей свои истоки еще в ведических текстах, то идея разделения на 32 чакры заимствована нами у признанного автора и специалиста в данной области исследования — Синди Дейл. Ее книги переведены, в том числе и на русский язык и доступны для широкого круга читателей. Сама она — практикующий целитель и обучает своему мастерству, путешествуя по всему миру. Синди определяет себя как потомственную шаманку и является проводником знаний от многих духовных и тонкоматериальных источников. Мы взяли за основу ее систему классификации, поскольку она отражает в себе не только актуальный для человека энергетический потенциал его «внутри-телесных» чакр, но и расширяет горизонты нашего познания до возможностей открытия новых форм самовосприятия. Так помимо семи основных чакр, которые условно «локализуются» в теле человека, мы принимаем в расчёт (рассматриваем и изучаем) ещё пять энергоцентров, располагающихся в более «удалённых» от физического поля восприятия «пространствах», также сопряжённых с нашей духовной сутью – так называемых «вне-телесных» чакр. Остальные 20 чакр, обозначенные Синди в её работах, служат для нас больше как энерго-информационные «ключи» к самосознанию.
Авторы этой книги взяли на себя смелость наполнить понимание этих энерго-структур несколько новым смыслом, основываясь в этом на собственных исследованиях и опыте в данной области.

Первые 12 проявлений «я», связанных с пространством, можно увидеть при достаточном уровне осознанности на энергетическом уровне как энергетические вихри, отсюда и название «чакра».
Благодаря нашим учителям мы пришли к осознанию, что у разных форм воплощённых существ в разных «плотно-материальных» мирах осознанность чакр варьируется: от семи – как у большинства современных нам людей, до 24 и более – у представителей гуманоидных форм жизни в других мирах (на других планетах нашей Галактики). Данная информация может быть отнесена к таким источникам как Сэн-Жермен и Архангел Гавриил.
Наше тонкое тело, которое мы определяем как сознание, разные люди рассматривают по-разному: в виде точечных чакр и энергетических каналов (нади), в виде аурических полей, в виде лучей или в виде духовных качеств и свойств. Мы будем рассматривать чакры как непрерывные области сознания (то есть не точечные). Таким образом, эти области постепенно переходят одна в другую.

Чакры можно рассматривать на разных уровнях. Восприятие реальности с точки зрения чакр также может быть подразделено как минимум на семь уровней, начиная с уровня атмана – духовного (в 7 чакре), далее переходящим в аджну (шестую чакру) как постулирование или восприятие на уровне разума, затем вербализированного через самовыражение в вишуддхе (пятой чакре), осознанного на уровне духовного единения в анахате – сердечном центре, 4 чакре, соответствующем уровню «чистого» астрала, переходя к ментальному осмыслению в манипуре (чакре солнечного сплетения) и спускаясь и обретая эмоциональную насыщенность в свадхистахана-чакре (2-ом энерго-центре, сопоставимом с верхней границей «нижнего» астрала) и «уплотняясь» до почти осязаемого ощущения в корневой чакре Муладхара. Кроме того, семь основных центров сознания (чакр) связаны с разными органами физического тела. Например, есть соответствие эндокринных желез, вырабатывающих гормоны с 7‑ми чакровой системой. Таким образом, «я» (субъект) своим сознанием (чакрами), и далее, через эндокринные железы и гормоны, регулирует деятельность своего организма. Мы постараемся рассмотреть чакры начиная с духовного уровня, и далее, интегрируясь с остальными уровнями сознания. Мы будем рассматривать свои энерго-центры как часть нас самих, позволяющую нам осознанно проявлять себя в окружающем мире, поскольку это наиболее соответствует нашему опыту и ощутимо для нас.

Также восприятие самих чакр варьируется в зависимости от точки зрения на них. Если, скажем, смотреть на чакры в «эфирном» срезе то, они будут представлять для зрителя больше «схему» энергетической матрицы человека, содержащую информацию, из которой в дальнейшем происходит синхронизация с физическим телом (в том числе – через железы внутренней секреции, как упоминалось ранее). Если же смотреть на аурическое поле человека (его чакральную систему) с уровня «нижнего» или «верхнего» астрала, то нашему восприятию предстанет некая световая картина с наполнением в эмоционально-энергетическом её выражении. В ментальном срезе восприятия чакры также будут осознаваться иначе: как некая информационно-световая структура. И так далее, в зависимости от того или иного угла зрения в энергетическом контексте.

Нужно сказать о том, что классификация и даже конфигурация чакр по-разному воссоздаётся в разных системах и учениях в зависимости от контекста функциональной парадигмы. По-другому можно сказать, что таким образом мы «создаем» дискретные порталы (качества), в соответствие с конкретным намерением и целью. Древние йоги визуализировали свои энерго-центры (чакры) в форме лотосов с разным количеством лепестков. В этой аллегории символ лотоса представлял чистоту сознания в каждой данной чакре: чистый поток энергии. Поэтому именно такие формы чакр используются в традиционной системе йоги для визуализации и медитации. Однако чакрылюдей при общем рассмотрении выглядят скорее, как «аморфные поля». Таким образом, форма и состояние чакр, в конечном счете, зависит от нашего намерения. Это в значительной степени объясняет многообразие и противоречия в описаниях чакр в разных традициях.

Так и разные ясновидящие описывают чакры в различной цветовой гамме, причем зачастую их описания отличаются друг от друга. В попытке прийти к общему знаменателю можно сказать, что наиболее общее описание чакр «в цвете» представляет усредненные цвета чакрлюдей. Это все равно, что сказать, что у всех деревьев листья зеленые. Если же вы отправитесь в лес, то можете найти листья самых разных цветов и оттенков. Но издалека лес покажется зеленым. В реальности же у каждого человека несколько свои индивидуальные цвета, а точнее — оттенки.

На следующем схематичном рисунке мы попробовали отобразить примерную картину наиболее общего «вида на чакры» человека.

aura

Комментарий к рисунку: «На рисунке схематично показаны 12 чакр

 1 — в области бедер — красная
 2 — в области низа живота (у женщин в области матки) — оранжевая
 3 — в области солнечного сплетения — желтая
 4 — в области груди — зеленая
 5 — в области горла — голубовато-синяя
 6 — в центре головы — от темно-синего к фиолетовому
 7 — около макушки — белая
 8 — «монетка» над головой (на 4 пальца выше макушки) — черная (у магов, шаманов) или серебристая
 9 — над головой (на расстоянии вытянутой руки) — золотая
10 — под ногами и в ступнях — коричневая
11 — в ладонях и от пупка в виде «шнура» распространяясь по контуру  яйца ауры — розовая или серебристо-прозрачная
12 — вмещающий в себя все остальные чакры прозрачно-золотистый элипсоид, напоминающей формой яйцо
13 – чакра «духовного самоопределения в Источнике» (или Сварупа) радужного цвета (начиная с малинового) на расстоянии вытянутой руки плюс ладонь вверх.
Последняя чакра была показана авторам Синди Дейл при личном общении и обозначена ею как особая чакра, постигаемая только при личностном отношении к Абсолюту.

Остальные 20 из 32 (33) чакр нельзя отобразить в пространстве. Они — скорее разные стадии гармонии человека в целом.

Надо отметить, что этот рисунок достаточно условен и отражает среднестатистическую картину, потому что у каждого человека индивидуальные цвета чакр и сила его аурической системы. Чем чище человек — тем более чистые и красивые цвета, а серые и темные пятна — признак нездоровья (на различном уровне). Причем варьируются не только общие цвета всех чакр взятых вместе, но и оттенки отдельных чакр. Например, цвет сердечной чакры может быть как изумрудным или салатовым, так и темно-зеленым, в своем, неповторимом оттенке. Интенсивность цвета и «излучения» чакры зависит также от ее состояния и силы. Но и «чистые» и «здоровые» чакры у каждого отдельного индивидуума неповторимы в своем оттенке.

 

7‑я чакра, например, у кого-то прозрачна, у кого-то белая, у кого-то — ближе к фиолетовому. Если закрыть глаза и сосредоточиться на том участке тела, где расположена чакра, то внутренним зрением можно увидеть цвет своей чакры (особенно легко получится увидеть свою «ведущую» или наиболее сильную для вас чакру). Если у вас развито «внутреннее» зрение, то вы будете способны видеть эти прекрасные цвета, еще более разнообразные, чем те, что доступны нашим физическим глазам.

Но бывает, что, закрывая глаза, мы не способны увидеть ничего, кроме темноты. Это значит, что над «внутренним зрением» еще предстоит поработать. Но и тогда мы можем узнать о своих чакрах через остальные свои чувства — внутренние ощущения. Так можно осязать чакры даже просто приложив к области их предположительного местонахождения физические ладони: помимо обычного тепла в этой зоне (или холодка — как «дополнительный» оповестительный сигнал) можно ощутить определенную интенсивность «покалывания» или иные приятные или неприятные ощущения, в зависимости от состояния чакры.

Если вы не видите ничего, кроме темноты — не отчаивайтесь! Ведь наличие «внутреннего зрения» обнаруживает себя во сне! Если вы попробуете вспомнить свои сны, то сможете заметить, что часто они бывают цветными и даже вполне красочными. Дело лишь в том, что при переходе к состоянию бодрствования вы по определенной причине «выключаете» свое «внутреннее зрение». Проработав эту причину, вы можете научиться регулировать ракурсы своего зрения по своему усмотрению. Для начала в этом очень помогает просто умение расслабиться (отпустить стресс).

Кроме этого, на разных уровнях сознания система чакр также выглядит по-разному. Поэтому разные авторы-ясновидящие, описывая свое индивидуальное восприятие чакр и энергетического тела человека, могут зачастую сильно противоречить один другому. Но эти противоречия объясняются тем, что каждый из нас неповторим и восприятие такой субъективной сферы, как чакры, у каждого слегка отличается. И для честности перед читателями мы заметим, что сведения, приводимые в этой книге, по указанной выше причине можно считать достаточно «усредненными».

Из нашего личного опыта восприятия чакр мы смогли сделать следующее наблюдение: довольно просто понять «смысл» и «назначение» чакр, если рассмотреть их природу в аналогии с предложенной братьями Вачовски «Матрицей». В таком примере чакры можно было бы считать «проводами» или, скорее, «портами», через которые «я» выходит во «внешний» мир. Причём в случае с чакрами, через эти «порты» «я» не просто «воспринимает» мир, но и активно взаимодействует с ним, реально участвуя в процессе сотворения внешнего проявления себя в «мире материи», и принимая «воздействие» этого мира на своем внутреннем содержании. Кроме того, необходимо отметить, что мы иногда говорим о чакрах как о непрерывном «аурическом поле», а иногда рассматриваем их как дискретные объекты (наподобие тех же «проводов»). Это не противоречие. Понимать это следует в контексте грубой аналогии с корпускулярно-волновым дуализмом в квантовой физике.

Многое в функционировании чакр и энергосистемы человека надлежит рассматривать с учетом относительности наших способностей к пониманию в принципе. В опыте всегда остается преимущество перед теоретическим пониманием предмета. Реальный, то есть — пережитый непосредственно опыт — всегда несколько шире, больше и глубже чем любое, пусть даже самое искушенное теоретизирование по тому же вопросу. Поэтому-то мы и акцентируемся на субъективном восприятии чакр и их «относительной», в этом ключе, «реальности» для многих людей. Это вовсе не означает, что для таких людей (не придающих данному вопросу значения или вообще игнорирующих его) чакр «не существует». А скорее говорит лишь о том, что в их восприятии существует способ «обойтись» без названия для многих явлений, за которыми мы усматриваем присутствие энергии нашего сознания, или, выражаясь языком нашей книги — наших чакр.

Теорема Гёделя о неполноте

Вторая теорема Гёделя о неполноте гласит:
Непротиворечивость достаточно богатой теории не может быть доказана средствами этой теории. Однако вполне может оказаться, что непротиворечивость одной конкретной теории может быть установлена средствами другой, более мощной формальной теории. Но тогда встаёт вопрос о непротиворечивости этой второй теории, и т. д.

Фактически, Гёдель доказал, что «вытянуть самое себя за волосы из болота» невозможно. Нужна точка опоры. И такой точкой опоры может быть информация, которую содержит только более общая система аксиом, частным случаем которой является рассматриваемая система.

Средствами материальной науки (математики, физики, химии и биологии) невозможно доказать или опровергнуть существование души или Бога. Точнее даже можно сказать, что невозможно доказать или опровергнуть существование тонкого (метафизического) или духовного мира посредством 5 материальных чувств: глаз, ушей, носа, языка или кожи, и продолжениями этих чувств, таких как микроскопы или телескопы. Потому что, духовный мир является более общей системой по отношению к материальному миру и недоказуем посредством материальных средств.

Душа — более мощная система, чем тело. Это следует даже из того, что душа («Я») может рассматривать тело со стороны (мое тело, моя рука, мои мозги и прочее), мыслить абстрактно, создавать нематериальные «иллюзии». Тело же — подобно компьютеру или «биороботу».

Невозможно воспринимать тонкий мир физическими средствами, но его можно воспринять духовными или «нематериальными» чувствами. Из этого следует, что не имеет смысла духовным людям или эзотерикам


[1]              Эзотеризм (от др.-греч. ἐσωτερικός — внутренний, антоним — экзотерический. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесённые к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием — эзотеризм. К эзотерике можно отнести все, что идет изнутри вовне : религии, традиционные и новые, направления Нью-Эйдж, йога, кунг-фу, тантра, мистицизм и тому подобное.

О концепции сайта

Хотя мы (авторы) классифицируем различные концепции, практики и мировоззрения, у нас нет намерения представлять читателю логически непротиворечивой или замкнутой концепции. Также мы не презентуем набор аксиом, основываясь на которых можно строить какие-то теоремы, теории или какие-то логические выводы. Кроме того, материал сайта не может служить автономным практическим руководством или сборником инструкций к применению, поскольку не рассматривает частных (конкретных) личностных случаев. Данная сайт предлагает вниманию читателя систему ключей к самосознанию, предназначенную в помощь к личностному развитию. В каждой статье мы даем ключи для соединения с определенной областью своего сознания, для распознавания своего личного опыта, так, чтобы вы могли сказать: «Да я же знаю это!» или «Как я раньше этого не замечал?!» В материалах этого сайта мы используем много ссылок на древние ведические тексты, написанные на Санскрите. При этом мы будем стараться разъяснять смысл каждого санскритского термина, приводимого нами. Использование ведических текстов для иллюстрации нашего видения связано с тем, что древние Веды основаны на развитой парадигме и достаточно подробно описывают сложные метафизические понятия.

красный1 sm
 01. Муладхара чакра
1 sm
 02. Свадхистхана чакра
0 1fae f06c9778 XL sm
 03. Манипура чакра
19 zelenyj raj administrator sm
 04. Анахата чакра
205555535 sm
 05. Вишуддха чакра
1f9fd92d1c20 sm
 06. Аджна чакра
Anvil shaped cumulus panorama edit sm
 07. Сахасрара чакра
a 123 sm
 08. Шаманская чакра
1250071338 3 sm
 09. Чакра души
806fa541fe59 sm
 10. Чакра заземления
розовая Гортензия sm
 11. Чакра трансформации
00005086 sm
 12. Чакра мастерства
72613123 khwdrjbzmxplwdmlzcgho sm
 13. Радужная чакра

 

 Ум

 Ступени гармонизации

Чакры в различных традициях  

Связь семи чакр с органами физического тела

Чакры и соционика

Литература

Обсуждения


[1] Эзотеризм (от др.-греч. ἐσωτερικός — внутренний, антоним — экзотерический. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесённые к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием — эзотеризм. К эзотерике можно отнести все, что идет изнутри вовне : религии, традиционные и новые, направления Нью-Эйдж, йога, кунг-фу, тантра, мистицизм и тому подобное.