Четыре типа религий

Автор: Альфир вкл. .

 

Все люди верят во что-то: в Бога, в ангелов,  Нирвану, в материю и законы природы, в то, что нет Бога, в демонов, в магию, в себя, ... Существуют различные религии, секты, философии.

 

 Самые многочисленные религии современного мира это:

Христианство

hramhrista

 

Ислам 

1305970142 pictures islam-57.jpg   hr allah-6-1 display

tatarstanmecet

 

Индуизм

Brahma-Vishnu-Shiva

 

jaganath

 

Буддизм

budda

hramBudda

 

 

И конечно атеизм, основанный на достижениях современной науки. Атеизм мы включили в наш список, потому что утверждение, что нет Личностного Бога - это постулат, принимаемый на веру и недоказуем с помощью восприятия мира физическими органами чувств или с помощью логики.

 Griffith observatory

Давайте попробуем классифицировать различные верования людей в рамках Ведической концепции Абсолютной Истины.

В Ведах описывается,  что Единого Всевышнего можно познать в трех аспектах: как высшую Личность Бхагаван, как Высшую душу каждого Параматму  и как неописуемое безличное сияние Брахмана. Подробнее смотрите нашу статью Бог. По аналогии можно привести пример из Христианства: Бог-отец, Бог в сердце и Святой Дух.  Грубая аналогия с человеком: душа - субъект - "я" человека, его сознание (тонкое тело) и физическое тело.

 

Аспект Бхагавана (Вишну) вечно проявлен в духовном мире (Вайкунтхе) в бесчисленных формах. Как один Бог может проявить бесчисленные формы? Аналогично тому,  как человек дома, на работе, в санатории, то есть в разных местах, а также с разными людьми может играть разные роли. Прибавьте к этому также что все ваше время - настоящее время, иначе говоря, вы можете играть эти разные роли одновременно.

Мы рассмотрим четыре формы Бога, связанные с проявлением материального мира (чатур-вьюха): Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Материальный мир, состоящий из множества Вселенных находиться то в непроявленном состоянии, то проявляется (твориться, поддерживается и уничтожается),

  • Васудева в форме Нараяны явялется прибежищем непроявленной совокупной материи. Он является источником единого сознания (читтам, см. Шримад-Бхагаватам 1.26). Нараяна означает "прибежище". Материальный мир в непроявленном состоянии покоиться в Нараяне.

narayana

 

 

  • Санкаршана в форме Каранодакашайи Вишну (Маха-Вишну), проявляет всю совокупность материальной энергии в виде множества Вселенных. Санкаршана является источником эго (аханкарах). Карана означает - "причина". Каранодакашайи значит "Возлежащий в причинном океане".

mahavishnu

 

Также Санкаршана является источником Шивы. Шиву часто изображают с полумесяцем на голове и четкой из рудракши на руках и пребывающего в медитации на своего Господа Санкаршану.

shiva

 

 

  • Прадьюмна в форме Гарбходакашайи Вишну, входит во все Вселенные и создаёт разнообразие жизни в них. Пральюмна является источником разума (буддхих). Также Прадьюмна является источником Брахмы (Творца). Гарбха означает - "зародыш". Гарбходакашайи значит "возлежащий в океане Гарбха".

7976741 Lakshmi i Vishnu na SHeshe

 

 

  • Анируддха в форме Кширодакашайи Вишну, распространяет себя как вездесущая Параматма (Сверхдуша) во всех душах и в каждом атоме Вселенной. Анируддха является источником ума (манах). Кшира означает - "молоко". Кширодакашайи значит "возлежащий в молочном океане".

 Milk Ocean

 

Анируддха также является объектом медитации йогов-мистиков.

Анируддха

 

 

Рассмотрим классификацию современных мировых верований (христианство, ислам, индуизм, будизм, магия, эзотеризм, атеизм и других) в вышеописанном контексте. Приведенная ниже таблица - примерная классификация современных верований по двум вышеизложенным "координатам". Она примерная, так как здесь конечно представлены не все верования, и те религии, которые представлены - довольно сложные организации, состоящие из различных течений, сект и направлений, и их конечно нельзя "разложить по полочкам" однозначно:

 

  Причина всех причин, Начало всех начал, Наивысший Владыка
Чатур-вьюха Васудева Санкаршана Прадьюмна Анируддха
Формы Вишну Нараяана Маха-Вишну
(Каранодакашайи Вишну)
Гарбходакашайи Вишну Кширодакашайи Вишну
Формы сознания Единое сознание Эго Разум Ум
Бхагаван (Высшая Личность)
Вайшнавизм Ислам, Шиваизм, Шактизм Христианство, Иудаизм Аштанга-йога
Параматма (Высшая Душа)
Духовеный мистицизм, Даосизм Суфии, Агхори, Тантра Каббала, Христианский мистицизм
Западный мистицизм
Брахман (Неописуемое сияние)
Буддизм, Дзен Адвайта Западный эзотеризм Современные виды йоги
Физически мир
Восточный (ведический) материализм Атеизм Наука теоретическая Наука экспериментальная

Традиционные религии: христианство, ислам и индуизм объединяют поклоняющихся личностному аспекту Всевышнего  (Бхагавану) в различных Его формах. Буддизм делает основной акцент на безличный аспект Всевышнего (сияние Брахмана). Эзотерики, акцентируя на внутренний аспект религий, более терпимы к различным традициям и акцентируют на аспект Брахмана и Параматмы. Приверженцы магии акцентируют внимание на тонкой материи. Атеисты - в основном современные ученые, уверенные в том, что личностного аспекта Бога нет и почитают безличностную основу мира (законы природы, теории, построенные с помощью ума и разума). Верить в то что Бога (личностного Бога) нет и истина только то, что мы познаем с помощью своих чувств и разума - это тоже вера. поэтому мы их тоже рассматриваем в этой статье. Таким образом, атеисты почитают безличностный аспект Бога (Брахман), которая проявляется перед нами как проявленная материальная Вселенная, доступная нашим глазам.

Третьей "координатой", по которому можно разделить почитателей Бога, это - мужской и женский аспект Истины, Инь и Ян. В индуизме принято поклонение Божественной Паре: Радха-Кришне, Сита-Раме, Лакшми-Вишну, Брахме и Сарасвати, Шиве и Парвати. Есть еще поклоняющиеся различным проявлениям Парвати (Кали, Дурга, Чанди,Тара, Сати, )  - шактизм.

Последователи Шивы также поклоняются его воплощениям, таким как Хануман или Шанкара, и его сыновьям (Ганеше и Сканде).

Четвертая "координата" почитания Всевышнего - это степень осознания человека, который поклоняется. Всевышнему можно поклоняться и косвенно. Есть люди которые поклоняются различным девам, асурам, ангелам, демонам, стихиям природы,  великим людям, привидениям и другим могущественным существам, не осознавая их связь с Единым Целым. Здесь от степени осознания, того что все существа связаны со Всевышним и исходят из Него, а также того, что в сердце каждого существе пребывает Сверхдуша, определяет их положение в этой шкале. Если грубо сравнивать Бога с человеческим телом, то Бог - это все тело, а различные вышеперечисленные существа - это различные члены этого тела. С этой точки зрения мы осознаем, что палец - часть тела. Таким же образом различные могущественные существа являются неотъемлимой частью и представителями Всевышнего. Отдавая дань уважения всем могущественным существам, мы осознаем их связь с Всевышним. Нектороые религиозные люди признают только Единого Бога и не особо проявляют уважение могущественым существам, считая это многобожием. Другие же почитают и поклоняются разным могущественным существам, как Девы и ангелы. Об этом хорошо написано в 9-ой главе Бхагавад-гиты. "О Каунтея! Даже те, которые преданно чтят других богов, поклоняются только Мне, хотя и косвенно." (Бхагавад-гита 9.23). Сравните аналогичные высказывания из Корана: "Нет божества кроме Аллаха!" и Библии "Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим."

 

Таким образом, верования людей можно причислить к почитанию (прямому или косвенному) различных аспектов (личностных или безличных) четырех форм Всевышнего:

 

1. Васудеве в различных формах (Вишну, Нараяна, Кришна, ...) поклоняются вайшнавы, являющиеся частью индуизма

2. Санкаршане  в различных формах (Рама, Санкаршана, Шеша, Шива, Аллах, ...) поклоняются мусульмане, последователи Шанкары и  шиваиты.

3. Прадьюмне в различных формах (Бог-отец, Иегова, Саваох, Брахма, Высший разум, ...) поклоняются христиане и ученые. Ученые же поклоняются косвенно принимая за Истину то что можно постичь разумом.

4. Анируддхе в различных формах поклоняются йоги-мистики и ученые. Йоги мистики в самадхи созерцают форму Анируддхи в своем сердце. Ученые же поклоняются Анируддхе косвенно почитая современную науку, основанную на законах логики (ума).

Если рассмотреть различие в почитании Истины глубже. то можем говорить о различных взаимоотношениях каждой индивидуальности (в частности человека) и Абсолютной Истины (Первоисточника, Первопричины и Полного Целого). Наши уникальные взаимоотношения с Полным Целым обусловлены расой - нашим самым сокровенным "вкусом" (выбором), который мы осознаем и чувствуем, когда связаны со своей "вневременной и внепространственной" частью - нашей сварупой.

 

 Обсуждение в сообщесте "Наука и религия"...