Дхарма - наша природа

В этой статье мы рассмотрим четыре аспекта человеческого существования, то, что в Ведической традиции называется "пуруша́ртха"  или чатур-варга ("четверичный путь"). Это: дхарма, артха, кама и мокша. С общепринятыми определениями этих терминов вы можете ознакомиться по приведенным  выше ссылкам. Мы рассмотрим эти четыре понятия несколько шире и в связи с чакрой заземления. Душа взаимодействует с физической реальностью с помощью 10-й чакры. Дхарма, артха, кама и мокша являются четырьмя аспектами этого взаимодействия.

Дхарма. Слово «дхарма» происходит от санскритского корня дхар — «поддерживать» и ма - "мать", "моя". Поэтому под Дхармой мы понимаем "природу": как "мою природу", то есть то, чем я являюсь, так и Природу, которая меня поддерживает, Природу-Мать. Традиционно под дхармой понимают наши религиозные обязанности. Но понятие дхармы - шире. Дхарма - естественная природа воплощенного существа. На уровне Бытия - Дхарма, это то, чем мы являемся органически, наша природа, со всеми ее аспектами на всех уровнях сознания. На уровне делания Дхарма - это способ, каким мы проявляем себя в физической реальности. Осзнание собственной дхармы включает ощущение своей органической связи со Вселенной, с Матерью Природой, и реализацию себя в качестве ее части.

 

В контексте общества, в котором мы живем, наша дхарма естественно определяется нашими врожденными качествами, которые можно классифицировать в терминах различных сословий: подробнее смотрите нашу статью "Целостноть и согласованность общества".

Артха - процветание, изобилие. В современном обществе люди привыкли связывать изобилие и процветание с состоянием экономики. Если члены общества могут свободно и гармонично проявлять свои врожденные таланты и качества, то экономика общества процветает.

Как и вслучае с Дхармой, значение Артхи намного глубже и гобальнее исторически принятого. Опять-таки, если обратиться к составу слова, то мы увидим, что этот термин обозначает "проявление всего разнообразия", являемого нам Природой и происходящего из самой нашей природы. Ведь именно так и создается изобилие этого мира: из сути проявляется множество форм, качеств и характеристик. Наши врожденные таланты и способности лежат в основе нашего процветания: оно проявляется из них, когда мы соединяем их со своей чувственностью, с Камой.

Кама - чувственное удовлетворение. Естественное изобилие и процветание питает чувственное удовлетворение. В процессе камы чувства удовлетворяются и успокаиваются, ум обретает естественное умиротворение. Но это и обратно зависимо - удовлетворенные чувства "рождают" изобилие. В Бхагавад-гите, объясняя Арджуне устройство проявленного мироздиня и его этапы, Кришна говорит, о том, что "ограны чувственного восприятия пророждают объекты такого восприятия". В этом ключе становится понятнее, как из Камы- из нашей чувственной природы  - то есть из того, что есть в нашей Дхарме, как ее часть- связанная с проявлением всякого множества этого мира, рождается Арха. 

Кама, реализованная в Дхарме и Артхе - это и есть

Мокша - освобождение. Когда чувства удовлетворены, целостность нашего сознания позволяет нам выйти за пределы мира, воспринимаемого через органы чувств, и  прийти в контакт со своей вечной частью.  Чувственная природа, раскрытая и реализованная, дает освобождежние - состояние свободы и единства, безраздельного бытия. И это бытие, заново проявляя действие, открывает новый цикл - пробуждая ото сна природу. Так проявляется Дхарма.

Сравним эти четыре понятия с четырьмя временами года:

Дхарма - весна. Пробуждение природы для полноценного проявления. Люди засевают семена.

Весна яблони

Артха - лето. Проявление изобилия в природе. Растут разнообразные растения, животные. Люди ухаживают за засеянными культурами.

лето

Кама - осень. Созревают плоды, засеянных весной культур. Люди собирают урожай.

осень фрукты

Мокша - зима.Травы и мелкие кустарники засыпает снегом, как и освободившиеся от листьев деревья. Люди питаются запасами, которые они собрали осенью.
Это транс - сон обнаженной Природы, из которого рождается новый виток жизни, новая Весна.

зима

И опять наступает весна - дхарма. Природа пробуждается после зимней спячки для нового цикла воспроизводства и размножения.

весна

Аналогия с временами года показывает, что четыре аспекта жизни: дхарма, артха, кама и мокша - не являются ступеньками в развитии, начиная с дхармы и кончая мокшой, а скорее составляют непрерывный, повторяющийся цикл существования.