Шар Взаимоотношений

Автор: Альфир вкл. .

Человек живет среди других людей и существ. Между ним и другими возникают различные взаимоотношения. Если систематизировать эти отношения по наиболее общим критериям, то можно выделить следующие группы взаимоотношений:

  • -1. Отсутствие взаимоотношений. Крайний случай. Есть только "Я", нет других. "Нирвана".

  •  0. Отношения нейтралитета.

  •  1. Взаимоотношения (служения) «снизу вверх»: выше по социальному статусу, более сильным, более влиятельным, отношение к старшим, родителям, Высшим Существам и так далее В этих отношениях человек ищет покровительства старших и помогает им, предлагая свое служение. Сюда же относится почитание и поклонение. Пример: отношение ученика (вы) и учителя, работника и начальника, ребенка и родителя, младшего и старшего брата, верующего и его Божества.

  •  2. Взаимоотношения (дружбы) с «равными»: по социальному статусу, образованию, положению в семье и так далее, такие как дружеские и братские отношения. В этих отношениях человек относится к другому как к равному.

  •  3. Взаимоотношения (заботы) «сверху вниз»: по социальному статусу, образованию, как родители к детям и так далее В этих взаимоотношениях человек предлагает помощь с позиции покровительства.

С разными личностями у человека могут возникать различные взаимоотношения. Эти разные типы взаимоотношений уникальны и их множество можно представить в виде "Шара взаимоотношений" с человеком в центре.

На рисунке «шар взаимоотношений» синим цветом окрашены взаимоотношения типа (1), желтым (2) и Красным (3).

Если у человека есть комплексы или «блоки» по одному из этих трех взаимоотношений (то есть человек осознанно или неосознанно блокирует какой-то тип взаимоотношений), то он теряет часть «вкуса» взаимоотношений, и не может себя полностью проявить и реализовать в жизни. Например, если человек пренебрегает взаимоотношениями типа (1), то он может сильно возгордиться. Блокирование взаимоотношений типа (3) может проявиться как надменность. Блокирование (0) может проявляться в отсутствии мира внутри и, как следствие, — в суетливости. Здоровые супружеские взаимоотношения включают в себя все три типа взаимоотношений, но на более близком, интимном уровне. Поэтому наличие блоков в основных трех взаимоотношениях делает супружескую жизнь скудной.

В ведической традиции

Веды классифицируют различные межличностные отношения таким образом: Бхава означает — состояние, бытие сознания (бху, бхав — становиться). Раса — вкус, означает то, что можно пережить и чем можно наслаждаться. На примере артиста и зрителя, бхава — эмоциональное состояние артиста, раса — наслаждение зрителя.

Основные расы (вкусы наслаждения взаимоотношениями):

  • Шанта раса — нейтральные отношения, покой, мирное ощущение спокойствия или благоговения. Вы как-то относитесь друг другу, но ВЗАИМООТНОШЕНИЯ нейтральные — они не окрашены ни одним из доминирующих вкусов. Нирвана, или Безличное слияние с Богом, состояние «Только Я — есть» — преддверие Шанта расы.

  • Дасья раса — любовь к старшим по статусу, любовное служение, почитание, любовь к родителям.

  • Сакхья раса — любовь к равным по статусу, братские (дружеские) любовные отношения

  • Ватсалья раса — любовь к младшим по статусу, родительская (покровительствующая) любовь.

  • Шрингара — супружеская любовь, также называемая Мадхурья — сладость. Шрингара разделяют на любовное чувство в единении (Самбхога Шрингара) и в разлуке (Випраламбха Шрингара). Шрингара включает в себя остальные расы: Дасья, Сакхья и Ватсалья и превосходит их.

По мере того, насколько в Расе сильно ощущение близости (интимности и глубины взаимоотношений) Расы можно построить в такой ряд: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья (самые сладостные).

Эти основные расы могут выражаться в разных эмоциональных состояниях:

  • Хасья — смех и веселость.

  • Рудра — гнев,

  • Каруна — Печаль и сострадание

  • Вира — героизм,

  • Абхута — удивление

  • Бибхатса — отвращение,

  • Бхаянака — страх.

Эти разные виды эмоций могут выражаться совместимым образом и несовместимым образом. Расабхаса, или смесь несовместимых эмоций, делится на упарасу (ложное выражение), анурасу (подражание) и апарасу (извращенные эмоции). Таким образом, расабхаса может выражаться в большей, средней или меньшей степени».

Такие же Расы появляются и в отношениях человека с Целым (Богом). Эти уникальные взаимоотношения и определяют вечную индивидуальность живого существа. В имперсональных религиях, таких как Буддизм, акцент ставиться на отсуствие взаимоотношений и в лучшем случае это — шанта-раса. А в Христианстве — дасья раса с Богом-Отцом. Но, эти расы отражают лишь часть взаимоотношений и любви Бога и человека.

Литература:

Е К Файдыш «Измененные состояния сознания»

Живительная сила расы (танца)

«Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами

«Джайва-дхарма» Бхактивинода ТХАКУР

PS.

Краткое описание духовных чувств (по книге Синди Дейл «Библия интуиции»:

Чистые духовные чувства могут искажаться ментальными или эмоциональными блоками:

  • Гнев (ваши психологические границы нарушены и вам нужно установить новые, более надежные) в искаженном виде может проявляться как ярость (выражаете гнев без разбора на ни в чем не повинных людей)

  • Печаль в искаженном виде проявляется как горе (застряли в печали) и отчаяние (попытка избавиться от печали отказавшись от любви)

  • Счастье (вы едины с самим собой и Богом) в искаженном виде может проявляться как горечь (позволяете другим контролировать свое счастье и стыдитесь своего счастья) и цинизм (пытаетесь поймать упущенное счастье)

  • Страх в искаженном виде может проявляться как ужас, испуг (теряете связь с самим собой и полагаетесь на внешние обстоятельства) и отказ от себя

  • Отвращение (что-то или кто-то враждебен к вам и вам нужно немедленно от этого избавиться) в искаженном виде может проявляться как стыд (боитесь враждебное со своего пути, считая себя недостойным) и порицание (проецируете свое чувство недовольства собой на других)

  • Вина (отвращение к себе) в искаженном виде может проявляться как ненависть к себе (загоняете вглубь себя гнев и боль, чтобы заслужить любовь другого)