Целостноть и согласованность общества

Автор: Альфир и Ульяна Ситдиковы.

Частью заземления для человека является гармоничная интеграция в первую очередь с обществом себе подобных, то есть — людей. А затем и других существ, таких как животные и растения и далее — существ из соседних измерений.

Рассмотрим условия гармоничного устройства и целостности общества или сообщества людей. Общество — это не просто сумма элементов из людей или различных групп (сообществ). Здоровое общество — это целостный организм. Рассмотрим целостность и согласованность общества по четырем «измерениям».

Функциональная целостность

Различные участники общества дополняют друг друга своими комплементарными качествами и функциями, подобно тому, как в человеческом теле каждый орган тела (например, сердце или легкие) имеет свою уникальную функцию.

Удобно разделить функциональные составляющие общества на четыре группы или естественные сословия. Можно сказать, что эти неотъемлемые части общества сопоставимы с различными подсистемами человеческого организма:

1-е сословие («нервная система» общественного организма) служит обществу, действуя как интегративная система, связывая в одно целое прочие системы общественного организма, задавая определенный «дух» в обществе. Можно условно назвать их «брахманами[1]» или «ведунами».

Ценности этого сословия определяются стремлением к «истине» и ее физическому воплощению в виде «рая на Земле»: наиболее комфортной жизни и полной самых широких возможностей, открывающихся перед ними, пусть даже хотя и в теории. В определенном смысле это «идеалисты», которые легко окрыляются духом новых веяний и сами готовы стать проводниками и первооткрывателями этого духа как для себя самих, так и для всего остального общества.

Их восприятие внешнего мира отличается особой легкостью, открытостью, подвижностью. Это очень увлекающиеся люди, предпочитающие обстановку неформального общения.

Наиболее полно раскрыть и проявить свои способности они могут, служа обществу в качестве ученых и исследователей, открывающих новые горизонты мировоззрения, учителей и воспитателей, доносящих самые свежие идеи и дух «нового времени» до представителей всех поколений, или даже как простые домохозяйки, способные привить своим отпрыскам идеи «будущего» и заложить в них взгляды и ценности, способные послужить фундаментом для строительства оного. Они способны задавать новые веяния не только в сфере науки или философии, но и в таких отраслях жизни, как искусство, мода и даже кулинария.

Люди этого сословия не любят ограничений во времени, не признают временных рамок, предпочитают вести размеренный, спокойный, философски созерцательный образ жизни. Кроме того, не терпят, когда их втискивают в жесткие рамки заповедей, кодексов и правил.

Для того, чтобы реализовать себя наиболее полноценно, людям этого сословия естественно культивировать такие качества как умение центрироваться, «возвращаться к себе» как бы далеко не уходило сознание, как внутри, так и снаружи, верность своему выбору, чистота, незлопамятность, миролюбивость, прямота, простота, знание, эрудиция, мудрость, верность, крепкая и глубокая вера, умение довольствоваться малым, милосердие, представление о себе как об «апостолах Истины» и правдивость.

2-е сословие («опорно-двигательный аппарат» общественного организма) служит обществу, придавая определенную «форму» общественному организму, обеспечивая ему опору, защиту и возможность развития с помощью «силы воли». Их назовем «кшатриями[2]» или «витязями».

Люди этого сословия способны радоваться малому. Стойкость, решительность, выносливость и несгибаемость всегда будут иметь у них высший авторитет. В их среде весьма ценится опытность, бывалость, искушенность. Они уверенно себя чувствуют в экстремальных ситуациях. Социальная роль этого сословия — создание государств и империй. Они преодолевают препятствия волевыми методами. Причем они предпочитают не оборонятся, а наступать. Они же вдохновенно воспевают жертвы и потери, неизбежные в борьбе.

Следует отметить, что присущее представителям этого сословия стремление к идеалам не только укрепляет их волю, но и помогает им вдохновлять на соблюдение порядка представителей всех остальных сословий. Именно оно как раз и позволяет создать «костяк» общества, его аристократию в хорошем смысле этого слова, способную вести за собой всех остальных, являя им пример чести и достоинства. Представители этого сословия, получая в свое ведение определенный коллектив (от отдельной семьи, школьного класса или студенческого коллектива до целой страны или нации) становятся превосходными лидерами, и не только идейными, но и практичными и справедливыми организаторами системы, обеспечивающей соблюдение устанавливаемых ими правовых норм, позволяя всему обществу приближаться к этим идеалам. Однако нельзя огульно причислять к этому сословию всех людей, практикующих боевые искусства для укрепления своего тела, для собственной защиты или же для духовного развития. Представители второго сословия предпочитают вести за собой армию или хотя бы команду, вместо того чтобы сражаться в одиночку как «супергерой». Хотя, при необходимости, такой человек может и один выступить против целого войска (как это бывало в старину с богатырями). Но будучи природным «костяком» общества, витязи, как никто другой, поддерживают структуру общества, как слаженного и организованного (в плане иерархий и исполнения команд) механизма.

Людям этого сословия для раскрытия своего потенциала естественно культивировать такие качества как героизм, мужество, энергичность, решимость, искушённость, находчивость, стойкость в битве, презрение трусости, щедрость, умение вести за собой, непобедимость, благотворительность, великодушие, честолюбие, умение прощать, верность принципам духа, правдивость и независящая от обстоятельств жизнерадостность.

3-е сословие («система внутренних органов» общественного организма) служит обществу, обеспечивая внутренние связи общества и круговорот разных энергий в обществе (например, товарно-денежных и информационных). Назовем их «вайшьями[3]» или «весями»

Представители этого сословия стремятся уйти от отрицательных отношений, оградить себя от врагов и противников. Они не боятся хаоса и потрясений, они умеют делать дело в условиях стихийности, риска, неразберихи. Свой практичный ум представители третьего сословия могут применить не только в коммерции, но и в любой другой области, например, в науке и в религии. При этом они умело добиваются выгоды в любом деле. И тут под выгодой может пониматься необязательно денежная прибыль, но любая другая польза, в зависимости от цены вопроса. Например, участники духовных сообществ и организаций могут в качестве выгоды рассматривать достижение рая, хорошую карму, освобождение или даже «развитие любви к Богу». Они хорошо умеют отстаивать себя и свои позиции, хорошо разбираются в обмене различными энергиями внутри общества, например денежными или информационными потоками. Это разумные люди, не любящие громких лозунгов и патетики. Они не ведут «идейную борьбу», предпочитая договориться с достойным соперником.

Людям этого сословия для раскрытия своих лучших качеств естественно культивировать такие качества как организаторские способности, основанные на сильных умственных способностях (умелости) и практичности, умение создавать комфорт и процветание, религиозность, любовь к традиционности, благочестие, верность, крепкая и глубокая вера, неиссякаемое усердие и любовь к труду.

4-е сословие («сердечнососудистая система» общественного организма) служит обществу, питая каждую отдельную клеточку в теле общественного организма и весь организм в целом. Отдельно взятые люди вместе с их разнообразными потребностями — вот что больше всего интересует представителей этого сословия. Их можно было бы назвать «шудрами[4]» или «смердами», но из-за негативной коннотации этих слов в современном обществе, мы остановимся на термине «гуманисты» — наиболее понятном для нашего восприятия.

«Гуманисты» испытывают неподдельную радость в непосредственной заботе о «своих ближних». Они с удовольствием ухаживают за ними, подавая им шубу, чай или делая им расслабляющий массаж. Они получают удовольствие не только и не столько от теоретических рассуждений о благе для человека, сколько от практической реализации этого блага через заботу о ближнем всеми доступными и вполне земными способами. И даже если они не в состоянии (в силу своих возможностей) помочь вам на физическом уровне, они всегда готовы помочь советом и дружеским участием. Представители этого сословия, будучи человеколюбцами по духу, чтят каждого отдельно взятого человека и его ценности, в том числе и материальные. Без свойственной представителям четвертого сословия любви к человеку, представители других сословий, в погоне за своей «истиной», идеалами и богатством могут забыть о том, что это «принцип существует для человека, а не человек для принципа».

Самое главное для людей этого сословия — это хорошие, теплые отношения. Тогда как риск, аврал, экономический хаос, махинации — не для них. Они любят стабильность в обществе. Это условие необходимо для полноценности их жизненной реализации. Но, несмотря на их природную консервативность и хорошую заземленность, они ценят необычность, сенсационность и уважают необычных, талантливых людей.

Людям этого сословия для раскрытия своих лучших качеств естественно культивировать в себе искреннюю преданность, скромность, чистоту, жертвенность, уважение чужой собственности, правдивость, покровительственное отношение к животным, почитание ученых и мудрецов, и усердие в следовании выбранному авторитету.

Здесь следует отметить, что все четыре сословия равноценны, точнее, имеют ценность именно в совокупности с остальными сословиями. К сожалению, отсутствие целостности и гордыня взращивают в людях «дух элитаризма», подталкивая их выделять и возвышать какое-либо одно сословие выше других. Приятие своей природы делает человека не только счастливым и здоровым, но и позволяет максимально реализоваться в жизни.

Для лучшего понимания предлагаемого авторами описания функциональной целостности общества мы рекомендуем ознакомиться с существующей в современной литературе теорией «соционических квадр[5]», а так же — с системой варна-ашрама[6] из древней ведической культуры.

Каждый человек с рождения наделен своими уникальными качествами и характером, соответствующими его уникальной природе. Поэтому, в естественном состоянии — осознавая свою природу и не подвергаясь навязанному влиянию чужих ценностей или идей — люди стараются занимать подобающее своей природе положение в обществе. Принадлежность человека к тому или иному сословию является врожденной, хотя развивает свои сильные качества человек всю свою жизнь. При этом вовсе необязательно, чтобы дети наследовали свойства своих родителей. Разумеется, родители влияют на характер, качества, мировоззрение и культуру человека, как и его воспитатели, учителя, культурная среда, образование, различные психологические травмы и прочие факторы. Мы же здесь под врожденной природой человека понимаем основу характера, которая остается неизменной с рождения до смерти и которая оказывает влияние на форму и характер взаимоотношения человека с его окружением, особенно с социумом. Вышеперечисленные факторы, такие как воспитание и образование, влияют на врожденную природу, подавляя ее, раскрывая или «раскрашивая», но не могут изменить ее. Такая природа человека уникальна, но если мы будем рассматривать ее в связи с естественными сословиями общества, то можно увидеть, что в каждом конкретном человеке качества сословий смешаны. Но все же можно выделить в характере человека соответствие его качеств одному конкретному сословию как «основному», а также «дополнительному[7]», конкретизирующему. Люди, принадлежащие к одному сословию (особенно, когда совпадение по «основному» сословию), естественно опираются на похожие внутренние ценности и поэтому хорошо совместимы между собой в семье или группе.

Сознавая свое сословие, человек может занять свое естественное место в общественном организме и, таким образом, раскрыть все свои лучшие качества, таланты и гармонично взаимодействовать с обществом. Поэтому важно с детства культивировать ценности и идеалы именно своего сословия, которое может отличаться от сословия родителей или окружения.

Подробнее о функциональной целостности: Общественный организм: Квадры и Варны

Целостность в пространстве-времени

Жизнь людей можно разделить на несколько временных периодов. В современном обществе этапы жизни людей приблизительно таковы: ученичество (детсад, школа, институт), рабочий период (семья, работа, карьера, бизнес) и старость (пенсия, дача). И во все эти периоды жизни большинство людей главным образом заботится о нуждах одного этого воплощения — «живем один раз». Но если мы взглянем на жизнь человека как на один из кадров в киноленте его вечного существования, то сможем увидеть, что в подобном образе жизни не хватает связи с нашим вечным бытием. В некоторых древних культурах, учитывая этот момент, жизнь человека сознательно делили на четыре основных этапа, позволяющих ему заботится о своем вечном бытие на каждом из них, в ведической традиции эти этапы назвались ашрамами[8]). Давайте рассмотрим этапы жизни человека в гармоничном обществе с духовыми ценностями в контексте его вечной природы.

Первую стадию жизни человека можно назвать ученичеством (брахмачариям). В этот период жизни дети, подростки и молодые люди с помощью своих родителей, учителей и окружения адаптируются к жизни в этой реальности и обществе себе подобных. В период ученичества молодые люди усваивают мировоззрение, культивируемое в обществе, обучаются различным наукам для полноценного сосуществования с другими его членами и приобщаются к навыкам жизни, согласно своей природе (сословию). В этот период важно развивать и культивировать определенные качества, помогающие не терять связь с вечной частью себя, такие как скромность, смирение, миролюбие (отказ от насилия), терпимость, простота и другие[9]).

Следующий этап жизни — семейная жизнь (грихастха-ашрам). В этот период жизни люди создают свою семью, растят и воспитывают детей, активно участвуют в жизни общества. Это важная стадия жизни, ведь именно домохозяева поддерживают материально тех, кто еще не вступил во вторую стадию жизни (например, своих растущих детей), так и тех, кто уже отошел от активной жизни в обществе (своих пожилых родителей и странников). Для того чтобы не терять связь со своей вечной природой люди на этой стадии жизни стараются развивать в себе такие качества как чистота, стойкость, самообладание, отсутствие эгоизма и другие, позволяющие им получать удовлетворение от служения обществу в своем статусе.

Вырастив детей и достигнув пожилого возраста, люди вступают в следующий этап своей жизни (ванапрастха-ашрам). На этом этапе муж с женой могут отойти от активной трудовой деятельности и позволить себе заниматься более спокойными делами, а также путешествовать и/или совершать паломничества, чтобы познакомиться с другими местами и культурами. В древности пожилые люди уходили жить в лес, чтобы отдохнуть от трудового быта и гармонизировать свое существование с помощью сил природы. На этой стадии полезно культивировать следующие качества: понимание того, что наша жизнь в этом теле не вечна, и необходимо раскрывать свою связь с собственной вечной природой, отсутствие сильной привязанности к родным, дому и прочему, постоянное спокойствие в желанных и нежеланных событиях.

В последней же стадии жизни (в старости) люди могут позволить себе еще больше предаваться самосознанию и подготовке «к встрече со своей вечной частью», культивируя при этом следующие качества: безраздельная, неизменная преданность Богу, стремление жить в уединенном месте, отсутствие привязанности к «мирскому» и постоянное стремление к духовному самосознанию, и другие. В ведическом обществе некоторые при этом могли принимать статус санньясы (странники вне общества, которые заботились о благополучии всего общества). Остальные члены общества оказывали почтение и поддержку странникам, культивирующим духовные качества и настроенные на свое вечное бытие. Такие странники служат олицетворением (живым воплощением) духовных качеств и маяками для гармоничной духовной эволюции общества.

Гармоничное общество принимает все четыре стадии жизни, и люди на разных стадиях жизни помогают друг другу. Например, семейные люди могут накормить странствующего паломника или странника и не осуждать их за другой образ жизни. Последние же, в свою очередь, делятся с семейными людьми своим опытом и осознанием. Таким образом, четыре ашрама поддерживают друг друга своими сильными сторонами.

Рассматривая целостность сообщества людей во времени, можно также отметить, что оно создается, развивается, существует, может создавать дочерние сообщества, уменьшается и исчезает. Как тело живого организма — рождается, растет, существует какое-то время, само-воспроизводится, стареет и умирает. Поэтому при создании любого сообщества необходимо учитывать все эти стадии, чтобы эволюция общества не нарушала гармонии, как членов своего общества, так и окружения.

Пространственная же целостность общества в том, что именно неповторимым своим размером и формой человек уже занимает свое уникальное место в обществе. То, как физически человек «оборудован», гласит громче о его месте в общественном устройстве, чем любая теория или психологическая гипотеза. Сильный и храбрый человек — от природы сформирован как защитник и потому будет занимать не только функционально, но и пространственно, соответствующее ему место. Таким образом, пространственная проекция общественного организма напрямую вытекает из его функциональности и физического проявления его членов.

С другой стороны, пространственная целостность выражена в том факте, что темперамент, культура и деятельность людей связаны с той местностью, где они живут. Например, южные люди более «горячие» и динамичны, чем жители севера, чей образ жизни более размеренный, а темперамент более сдержан. Очевидно, что мы как человечество едины и целостны в своем многообразии разных наций и народностей. И каждая народность, которая создала свою культуру и религию во взаимодействии с энергии своей местности (Родины) самоценна, дополняет и обогащает всю человеческую культуру.

Метафизическая Целостность

Мы (люди) не одни в этом мире, поэтому стоит рассматривать наши взаимодействия с другими живыми существами (животными, растениями, с Землей). Они (другие существа) являются не только объектами или инструментами для деятельности людей, но и субъектами, имеющими свои чувства и желания. И их чувства и желания влияют на сознание людей и соответственно на общество в целом.

С другой стороны общество существует на разных уровнях бытия — как на физическом плане, так и более тонком плане как самостоятельный тонкоматериальный эгрегор — сознание общества, созданный мыслями и чувствами членов общества. И между этими уровнями бытия существует согласие, дополнение и целостность или нет. Хороший пример этого приведен в книге "Роза мира" Даниила Андреева, где он описывает метафизическую историю России. С таким более широким видением становиться понятным, почему где-то экономика развивается, а где то все разваливается. Почему в одном месте никак не могут построить какое-то здание (иногда это происходит просто из-за территориального конфликта с другими существами, которых мы не видим, но взаимодействуем с ними на уровне сознания).

Для метафизической целостности общества необходимо осознание нами своего единого источника— Бога, хотя осознание Бога различными людьми может отличаться,  в зависимости от их традиций

«Фрактальная[10]» целостность

Общество может состоять из других сообществ, например, деревня состоит из домов (семей), а также может являться частью большего сообщества (в нашем примере — района). В этом контексте целостность и гармоничность означает, что сообщество заботится как о своих внутренних сообществах, об их целостности и благополучии, так и осознает свою функцию по отношению к большему сообществу, членом которого является, и целостность которого обеспечивает своим существованием. Это — «фрактальная» целостность. Пример «фрактальности» (самоподобия) сообщества людей на различных уровнях: человек, семья, группа по интересам, организация — коммерческая или общественная, корпорация, деревня, город, район, область, страна, нация или человечество.

Из «Фрактальной целостности» вытекает утопичность создания изолированных сообществ или поселений.

К этому пункту можно отнести еще один фактор целостности общества — здоровое «эго общества». Как известно, от эго человека (3‑я чакра) зависит его здоровье и красота.

Например, в организме человека каждый орган изолирован от других, чтобы поддерживать свое здоровье и форму. Но одновременно этот орган вступает в симбиотическое взаимодействие с другими органами тела. Так и сообщество должно с одной стороны определять свои границы определенными условиями (своеобразный здоровый «элитаризм» или «эгоизм»), с другой же — вступать в симбиотическое взаимодействие с прочими сообществами, например, как часть государства.

Жизненный пример фрактальной целостности — семья и работа (например, организация, в которой работает муж). Хороший работодатель понимает что физическое и психическое состояние своего работника тесно связана с его семьей, поэтому ошибочно эксплуатировать работника за счет его семьи. Если будет дисгармония в семье работника, то это отразиться и на работодателе. Нарушение целостности в семье члена организации может привет к нарушению целостности и самой организации, и наоборот. Поэтому хороший работодатель заботясь о работнике также заботиться и о его семье.

 


[1] Тут мы предлагаем читателю трактовку традиционного понятия, отличную от общепринятого перевода с санскрита, но полезную для понимания сути этого термина. Она получена авторами опытно-шаманским путем — авешкары к Вьясадеве, автору дошедших до современности санскритских Ведических текстов. Здесь и далее в сносках на название 4‑х основных варн мы используем именно это толкование.
Б-ра-ахма-н — можно приблизительно перевести как «тот, кто охватывает Свет внутри всех нас»

[2] Кшатрия: «тот, кто несёт Свет»

[3] В-ай-шья: «тот, кто во всём находит счастье»

[4] Ш-уд-ра: «ищущий Свет» или «идущий к Свету»

[5] Квадры — понятие из молодой науки — соционики. В каждой квадре (их четыре) входит по четыре Социотипа (Типа Информационного Метаболизма).

[6] Варны (с санскрита «качество», «цвет», «категория» ) — сословия в древнем Ведическом обществе варнашрамы. Всего существует четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. В современной Индии система варнашрамы деградировала и трансформировалась в кастовую систему с вертикальной иерархией.

[7] Так можно выделить брахмана-брахмана, брахмана-кшатрия, брахмана-вайшью, брахмана-шудру и т.д.

[8] Ашрам (с санскрита от слов «шрам» — усталость, истощение, боль и «а» — отрицание) — защищенное место от усталости и боли. В социальном контексте ашрам означает стадию жизни человека: брахмачарья (ученичество), грихастха (семейная жизнь, ванапрастха (отход от «мирских» дел, паломничество) и санньяса (уединенная жизнь в духовном поиске, жизнь «вне общества»).

[9] В Бхагавад-гите 13.8‑12 Кришна более подробно перечисляет духовные качества людей разных ашрамов.

[10] Фрактал (лат. fractus — дробленый) — термин, введённый Бенуа Мандельбротом в 1975 году для обозначения нерегулярных самоподобных множеств. Фрактал — это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба. Масштабная инвариантность, наблюдаемая во фракталах, может быть либо точной, либо приближённой.

 

Ссылки на обсуждения в форумах:

Форум Your ideal - Клубы по интересам - Философия:

Квадры и варны (начало)
Квадры и варны (продолжение)

Форум Мой мир (mail.ru) - Социальный мистицизм:
Общественный организм: квадры и варны

Целостность и согласованность Сообщества

Форум Мой мир (mail.ru) - Экономика. Россия и страны СНГ. Русскоязычные ученые:
Общественный организм часть 1 Введение
Общественный организм часть2 Квадры
Общественный организм часть3 Варны
Общественный организм часть4 Представление людей о себе о об обществе
Целостность и согласованность Дополнение
 
Аудиолекция Хари от 2011-01-22 Общество представляет собой процесс