06. Аджна чакра


6‑я чакра расположена в области головы, центрируясь в ее лобной части, и согласно свидетельству ясновидящих, постепенно, по направлению снизу вверх, меняет цвет от синего (индиго) к фиолетовому в центре головы, становясь постепенно все светлее.

Ключевые слова для этой чакры: образ, видение, разум (буддхи), абстрактное мышление. Это состояние примерно схоже с тем, что называют Нирваной (буквально: «отсутствие качеств»), и оно также как и все прочие переживаемые нами состояния, неизменно привязано к субъекту.

Хотя физический орган зрения (глаза) связан с 3‑й чакрой, 6‑я чакрадает способность самого видения, а также — озарения, визуализации, своих представлений о себе и о мире. Этой частью сознания мы мыслим структурно, абстрактно и образно[1], анализируем. На этом уровне мы создаем изначальные образы и модели того, что, транслируясь на нижние чакры и в процессе уплотнения обретая и видоизменяя вибрацию, может постепенно обрести физическую реализацию.

На санскрите аджна означает: 1) приказ, указание (постулат); 2) знать, замечать, узнавать, понимать, осознавать (воспринимать). Проекцию аджна чакрына уровне межбровья называют «третьим глазом».

Абстрактное мышление

Мышление на уровне 6‑й чакры, в отличие от 3‑й ,не привязано к какой-то конкретной реальности (например, нашему пространству и времени). Оно основано на абстрактных понятиях и идеализации.

Абстрактное понятие — мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Идеализация — замещение реального эмпирического[2] явления идеализированной схемой, отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «бесконечная прямая», «точка»...

Матема́тика — это наука, исторически основанная на решении задач о количественных и пространственных соотношениях реального мира путём идеализации необходимых для этого свойств объектов и формализации этих задач.

В современном научном познании мира активно пользуются абстрагированием (например, в теоретической физике).

Теорети́ческая фи́зика — способ познания природы, при котором тому или иному кругу природных явлений сопоставляется какая-либо математическая модель. В такой формулировке теоретическая физика не вытекает из «опыта», а является самостоятельным методом изучения Природы. Однако область её интересов, естественно, формируется с учетом результатов эксперимента и наблюдений.

В отличие от теоретической физики, экспериментальная физика больше привязана к физической реальности, воспринимаемой через наши материальные органы чувств (в основном глаза и уши) и их продолжение (приборы, такие как телескоп, микроскоп, коллайдер...) и она соответствует уровню 3‑й чакры.

Буддхи

Согласно некоторым эзотерическим представлениям, «душа входит в тело через 3‑й глаз». Здесь мы нарочито не будем употреблять термин «душа», поскольку он наполнен разнотолками. Для большей ясности мы введем заимствованный термин из Саентологии. Он имеет наиболее соответствующий нашей трактовке контент. Понятие тэтанав саентологии близко к осознанию себя на уровне 6‑й — чакры. И в такой трактовке уровень Буддхи это — опять-таки, состояние Нирваны. Тэтаном в саентологии называют индивидуализированную статику жизни, которая не имеет «ни массы, ни движения, ни местоположения в пространстве или во времени (вне физической реальности). Она обладает способностью постулировать и воспринимать». А Нирвана в этом контексте — свободный (или «оперирующий» — когда он выходит на стадию проявления) Тетан.

Здесь под статикой подразумевается отсутствие «колебаний (вибрации) материи». В саентологии эта мысль сформулирована достаточно удачно (по аналогии с чакрами): усилие (1‑я чакра)— наиболее грубая форма вибрации (импульс), далее по мере увеличения часты вибрации — идут эмоции и чувственно-ощущаемые переживания (2‑я чакра), а потом — аналитическое мышление (3‑я чакра) и наиболее высокочастотная вибрация — эстетика (5‑я чакра). И тэтану (6‑я чакра) соответствует отсутствие колебаний, то есть нулевая длина волны. При этом сама саенталогия не имеет дела с системой чакр. Со своей стороны мы отметим, что 4‑я и 7‑я чакры занимают особое место в «шкале колебаний», поскольку их функционирование связано с «приостановкой» времени (в случае с 4‑й чакрой) и пространства, как формы измерения материи, (в 7‑й). В этом контексте шестая чакра служит своего рода «отправной точкой» для исчисления «координат», проявляющихся во всем своем многообразии в прочих чакрах. Тэтан, находясь вне этих координат, может «создавать» их с этой, если можно так выразиться, позиции.

То, что саентологии именуют Тэтаном, на санскрите имеет сходное понятие: Буддхи, или «духовный интеллект», из которого рождается все восприятие «материи». Веды приписывают мышлению 6‑й чакры (буддхи) такие качества: сомнение, заблуждение, верное представление, память и сон. «Когда энергия Бытия приходит в соприкосновение с импульсом к созиданию, возникает интеллект. Функция интеллекта заключается в том, чтобы определять природу объектов, попадающих в поле зрения живого существа, и помогать его чувствам» (Шримад-Бхагаватам, 3.26.29‑31).

«Сомнения, заблуждения, верное представление, память и сон» — это формы восприятия реальности, имеющие отношение к нашему восприятию того, что есть «реальность» (то, есть, наша обычная жизнь), а что — «иллюзия», (что не представляет для нас особого значения). В Пятой Чакре мы уже обсуждали то, почему нам удобно «фильтровать» реальность так, а не иначе. Но 6‑я чакра дает принцип самого разграничения, создавая «основу» вариантов реальности из Буддхи (представлений).

Некоторые считают, что Тэтан и есть душа. Но «душа» как термин — весьма растяжимое понятие. В контексте представления о чакрах можно сказать, что сознание шестой чакры — это уровень с которого мы проецируем себя в «проявленную (в физическом смысле) Вселенную».

Иллюзия и реальность

Единую всеобъемлющую реальность (все что есть) мы обычно воспринимаем (понимаем) как двойственность: мужское и женское (Инь и Ян), реальность и иллюзия, истина и ложь, причина и следствие, временное и вечное, ограниченное и бесконечное, единство и разнообразие, существование и небытие, полнота и пустота, свет и тьма, добро и зло, порядок и хаос, брахман и майя (Индуизм), тональ и нагваль (Кастанеда). Мы разделяем мир на реальность и иллюзию согласно своему восприятию.

В современной нам действительности имеется большое разнообразие способов восприятия мира человеком в рамках его представлений. Материалисты считают, что реален только физический мир (объективный мир), а сознание (и стоящий за ним субъект[3]) и идеальный мир — нереален. Буддисты считают, что весь воспринимаемый мир иллюзорен, а реальность (нирвану) нельзя воспринять. Сторонники школ адвайты считают, что реален только Брахман, «То» или Атман, а мы (как личности) и мир — майя (иллюзия). Религии считают, что только их интерпретация Бога — истинна, а другие интерпретации ложны. Последователи личностной концепции Бога считают, что Личность Бога реальна, а потеря себя в Единстве — иллюзия. Последователи Шанкарачарьи считают, что все наблюдаемое разнообразие иллюзорно и временно, и Единый Атман не может проявлять личностные качества.

Когда мы бодрствуем, мы считаем что сны — иллюзия, а наш твердый физический мир реален. Когда мы спим, мы считаем что сон, который мы видим — реален, а о физическом мире можем и не вспомнить. Такое разделение — естественно, потому что мы не воспринимаем весь мир сразу целиком. Мы своим восприятием разделяем мир на реальный (воспринимаемый) и иллюзорный (то, что в данный момент мы не воспринимаем). Отсюда очевидна ограниченность всех вышеперечисленных концепций: они возникли не на пустом месте, а обусловлены нашей способностью к восприятию.

В этом контексте Всевышнего можно определить как Того Субъекта, Кто не разделяет Сущее (по сути Себя) на реальность и иллюзию. То есть, Его восприятие безгранично и включает в себя все возможные варианты.

Шестая чакра позволяет существование «канвы» эфира, постулируя его из Буддхи. В самом Буддхи нет «вибрации». На уровне Буддхи двойственность — это лишь концепция, а не форма восприятия. Но именно отсюда рождается платформа для появления многовариантности, где двойственность «иллюзии» и «реальности» — первая форма разделения на варианты.

Можно также говорить о том, что Буддхи — это, условно говоря, то, что стоит за «Большим взрывом» из которого конденсируется материя в более плотные слои и в дальнейшем — формы. То есть, изначальный импульс к сотворению или проявлению, если угодно, материи из духа реализуется на одном из наиболее ранних его этапов именно посредством Буддхи.

В этом смысле становится понятна буддийская концепция Пустоты: что все происходит из Пустоты. Пустота тут — это «отсутствие колебаний или вибрации» на уровне Буддхи (самосознания в духовном разуме, творящем последующее «материальное проявление»). Как из тишины рождается звук, так из Пустоты Буддхи рождается вибрация (звук и все прочие волновые колебания материи). Без тишины мы не услышим звуков. Так и без «отсутствия вибрации», не может существовать вибрации. Отсюда рождается канва мироздания (эфир), преобразующийся в пятой чакре в многовариантость реальностей. Это можно проиллюстрировать, если сравнить эфир с водой, а многообразие вариантов — с волнами, идущими по воде.

Тут мы не утверждаем, что Буддхи, или же Пустота шестой чакры является Первопричиной Бытия! Ни в коем случае. Мы лишь описываем процесс проявления энергии сознания с «более тонких» ее форм, к более «плотным».[4] Далее, уже в главе о Седьмой Чакре, мы перейдем к Духовному Единству, или Вездесущему Духу, являющемуся причиной как «проявленной материи» (вибрации), так и «непроявленной» (отсутствия вибрации или Пустоты).

Видение

В области сознания шестой чакры мы проявляем нашу способность видения: видение через глаза, воображение, видение снов, ясновидение, дальновидение, откровения, галлюцинации.

Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — фантазия.

Мы видим физический мир с помощью двух глаз, но у нас есть и другие глаза, с помощью которых мы можем видеть. Например, заметьте сразу после сна, из какой области вы видели сон. Во сне наши физические глаза не вступают в соприкосновение с физическими объектами. Следовательно, наша способность видеть сны задействует и иные органы видения, не обязятельно физические. В состоянии сознания между сном и бодрствованием вы иногда можете увидеть «нематериальные» объекты вокруг вас. Женевьева Льюис Полсон в своих книгах описывает «семь (духовных) глаз» с помощью которых мы можем видеть различные уровни реальности.

Творческая визуализация

У нас есть не только способность видеть (воспринимать) готовую реальность, но и создавать реальность (активно вмешиваться в нее с помощью воображения).

В парадигме «трансерфинг реальности» за основу берется многовариантность реальности. Но, откуда возникает столько вариантов? Кто их создал? Очевидно, эти варианты создаются на уровне 6‑й чакры. Таким образом, посредством своей 6‑й чакрымы вносим «свою лепту» в создании нашей объективной реальности. Конечно, для того чтобы наше воображение стало для нас реальностью, мы должны иметь желание проявить себя как субъект (4‑я чакра) и настроить себя на эту «созданную» реальность (сделать это реальным для себя, «войти в реальность») (5‑я чакра). Чтобы сделать это эффективнее, мы можем воспользоваться нашим практичным умом (3‑й чакра). Также нам поможет импульс 1‑й чакрыи сила чувств 2‑й чакры.

Все наши мечтания, опасения, планы создаются воображением (6‑й чакрой) и могут реализоваться в настоящем или будущем (возможно в будущих жизнях в этой реальности или в других реальностях), как только мы настроимся на них с помощью 5‑й чакры.

На этом уровне создаются законы для различных реальностей. Эти законы вне пространства-времени, поэтому они для созданной реальности вечны и одинаковы во всем пространстве.

Пока мы не настроены на реальность, созданной 6‑й чакрой, для нас это является воображением, возможностью или галлюцинацией. Поэтому многие люди считают это иллюзией. Это нормально, так как это помогает нам лучше настроиться на текущую реальность, но это же может нам помешать изменить свою судьбу, если мы не будем осознавать, что разделение «реальность и иллюзия» — это наш выбор и мы всегда сможем изменить его и выбрать другую реальность, судьбу.

С помощью 6‑й чакры искусные йоги могут управлять реальностью, локально изменяя ее законы. Чтобы попробовать хоть отчасти понять обыденным умом, как такое возможно, попробуем просто отрешиться от привязки к тому, что привычный нам мир (картина мира) — единственная существующая форма того, что мы считаем реальностью. И, отталкиваясь от такого «допущения», мы можем пойти дальше и позволить себе хоть отчасти согласиться с тем, что все, что мы только могли бы представить себе — где-то реально. (Следовательно, где-то реально и то, что мы представить себе не в состоянии). В индуизме самым искусным в осознании 6‑й чакры считается Шива. Поэтому его еще называют Трайамбака — «трехглазый».

Сознание в 6‑й чакре может быть охарактеризовано как абстрагирование. Именно это дает свободу для постулирования на более «плотных» уровнях. В этом смысле «образы», рождаемые непосредственно с уровня этой чакры можно условно описать как у Льюиса Кэролла[5]: «Ты когда-нибудь видела, как рисуют множество?
— Множество чего? — спросила Алиса.
— Ничего, — отвечала Соня.Просто множество!»

Знаки и видение «иных измерений»

Восприятие шестой чакры абстрактно, и на этом уровне существуют «абстрактные символы». Они отвлечены от того, что мы подразумеваем под самими «видимыми образами» и чаще всего означают более общие вещи, или нечто, что можно понять в более широком контексте. Так мы можем идти по улице и увидеть на рекламном щите предупреждение: «… вредит вашему здоровью», и воспринять это как знак, предупреждающий, что нечто, к чему мы движемся сейчас, может оказаться опасным для нашего здоровья или благополучия. Но, разумеется, трактовка таких знаков граничит с «безумием», поэтому всегда рекомендуется соблюдать баланс и оставаться «заземленным», дабы не утратить здравый смысл и не погрузиться в полностью субъективную реальность (оторванную от общей), упуская из своего восприятия объективную сторону вопроса. Парадокс восприятия на этом уровне заключается в том, что зацикленность на собственном субъективном восприятии, в отрыве от так называемой общей реальности (иначе говоря восприятие только одного субъекта — самого себя, без способности со-настраиваться с другими субъектами в следствии некоторых блоков в 4‑й чакре, где осуществляется приятие), делает человека ущербным в его восприятии.

Так и во сне мы можем видеть определенные символы или знаки, предупреждающие нас о чем-то или сообщающие нечто значимое для нас. Часто наши сны могут подсказывать нам то, что мы можем не замечать в состоянии бодрствования. Сны также иногда показательны в плане нашего развития, и если мы научимся распознавать их образы, то сможем лучше понимать свои сны и те советы, что получаем в них от своего подсознания и наших духовных наставников, зачастую проникающих в наш сон, чтобы оказать нам необходимую поддержку. Тут следует отметить, что многие знаки и символы, как во снах, так и те, что мы можем распознать в мире «бодрствования», имеют очень личную трактовку для каждого конкретного человека. Поэтому часто «Сонники» или гадалки могут очень сильно примитивизироватьподобные послания. Гораздо полезней и естественнее самому освоить «язык знаков и символов», развивая свое интуитивное видение (6‑я чакра) и яснознание (3‑я чакра).

Следует отметить, что «знаки» мы получаем по всем чакрам, и распознаем их в зависимости от того, какая из чакр у нас более развита. Так по первой чакре знаком может быть просто чей-то случайный пинок, полученный вами в транспорте, по второй — вас что-то может сильно задеть эмоционально, заставив ощутить резкую смену настроения, по третей — вас ни с того ни с сего может осенить пониманием какого-то факта или происшествия, ранее загадочного для вас, по четвертой — что-то может вас неожиданно глубоко тронуть и вызвать сопереживание, по пятой — вы можете услышать подсказку из непривычного источника, а по шестой — увидеть нечто важное для себя там, где и не предполагали.

Развивая осознанность и бдительность в отношении знаков можно научиться постоянно оставаться «открытым миру» и при этом жить глубокой духовной жизнью. Более того, с помощью восприятия знаков можно легко ощущать связь между различными измерениями: между миром людей и ангелов, миром животных и растений, миром божественных существ и так далее. Здесь главное условие — осознанность и открытость или восприимчивость, позволяющие нам оставаться «на связи», не закрываясь от контакта со всем тем, что окружает нас и что мы зачастую привыкли не замечать.

Если наше сознание привычно к восприятию знаков, то нас не будет особо удивлять появление знаков из иных измерений. Такие знаки превосходят по мерности привычные нашему трехмерному уму образы, и их символика более наполнена и емка. Приобщаясь к таким образам, мы понемногу начинаем постигать азы «сотворения мира»: то, как Буддхи создает реальности. Для того, чтобы наш ум смог получить в данном случае хоть какую-то картинку, приведем пример из Шримад Бхагаватам, где объясняется, что Творец Вселенной, Брахма (воплощение Разума) создает мир одним своим интеллектом, как раз с помощью подобных образов.

Создание образов начинается с создания собственного образа, или, как принято говорить — имиджа (слово происходит от английского image — буквально «образ»). Мы становимся такими, какими «делаем себя сами». Но это «делание себя» начинается с того, какими мы себя видим. А то, какими (по образу) мы себя видим, во многом зависит от того, как мы привыкли себя определять, насколько на наше самоопределение влияют окружающие, их мнение и их ожидания. Часто люди строят свой образ, основываясь на том, какими их видят или хотят видеть другие. И часто сам человек не сознает, что «творит себя» идя на поводу у других людей. Начиная с диктата моды, мнения коллектива и авторитетов (первыми из которых обычно выступают наши родители, а на смену им приходят наши сверстники), мнение окружающих формирует наш образ самих себя. И если нам удается к зрелому возрасту постараться хоть немного «отыскать» себя и проявить свою аутентичность, то это само по себе уже большое достижение. Но если же мы обретаем сознательность, то вместе с ней к нам возвращается способность создавать свой образ, если не по «образу и подобию Божьему», то хотя бы по тому, как мы сами себе представляем «наилучшую версию» самих себя. За эту способность отвечает «тыльная сторона» шестой чакры.

Процесс создания образов и их влияние на нас и на то, что мы «творим» — это отдельная наука. И ей стоило бы посвятить целую книжку. Здесь мы лишь коснулись ее значимости для нашего самостановления как духовно-развивающейся личности.

Характеристики

Как уже упоминалось ранее, стихия шестой чакры — разум (буддхи). Осознание этой стихии дает нам способность созидать, начиная с созидания собственного образа, своей реальности и так далее, на более плотных физических уровнях.

Очищая и развивая свою шестую чакру, человек обретает такие экстраспособности, как: ясновидение, прозрение, видение на расстоянии, предвидение, кристаллоскопия.

Чакры реализуют свою функцию на уровне физического тела через гормональные железы, и для шестой чакры это — гипофиз и гипоталамус.

Человека с 6‑й ведущей чакрой называют — «Провидящий». Для поддержания здоровья такому человеку нужно иметь свое, независимое от мнения других, представление о себе и о своем внешнем виде.

Для очищения шестой чакры рекомендуется сохранять избирательность в том, какие зрительные образы мы себе позволяем (впитывать из окружающей среды и задерживать в сознании). Полезно созерцать темно-синий (индиго) и фиолетовый цвет, также приобщаться к его вибрациям через камни (например, сапфир и аметист), одежду и цветотерапию (например, Ауросома). Эта практика способствует улучшению работы головного мозга, прояснению сознания, а также облегчает головные боли.

Одно из качеств разума — решимость. Обретая самоопределение, независимое от ожиданий и претензий окружающего мира и уравновешивая свой разум остальными развитыми чакрами, мы обретаем решимость. Так наше сознание становится непосредственным орудием творения нашей реальности. И в этом и состоит подлинная основа ответственности за свою жизнь.

Далее мы приводим список литературы, способствующей лучшему пониманию и укреплению шестой чакры:

Борис Сахаров «Открытие третьего глаза»

Айванхов О. М. «Взгляд на невидимое»

Ч. Ледбитер «Ясновидение»

Шакти Гавайн «Созидающая визуализация»

Останин А. Н., Короткова О. В. «Интегральное видение (основы теории и практики)»

В. М. Бронников «Альтернативное видение»

Произведения Льюиса Кэрролла: Алиса в Стране чудес и Алиса в Зазеркалье написаны на уровне 6‑й чакры.

Музыка

Музыка абстракций, буддистская музыка, музыка абстрактных образов

 


[1]              Образы в данном случае не привязаны к предметности, характерной для третьей чакры, а абстрактны

[2]              Познаваемом опытным путем, в отличие от теоретического

[3]              Можно сказать, что наше взаимодействие с миром и людьми, в частности, в той степени «духовно», в которой мы способны воспринимать других как субъекты или не менее значимые «точки отсчета», чем мы сами

[4]              Так, например, в Ведической концепции миросотворения приводится последовательная цепочка проявления элементов от менее плотных к более плотным. Мы говорим об этом в следующей главе, когда описываем проявление эго, интеллекта и ума. Подробнее все это описано в Бхагавата-Пуране (Шримад Бхагаватам).

[5]              «Алиса в стране чудес»