04. Анахата чакра

Сердце

Я (Субъект) — единое существо вне пространства и времени. Свою единую природу я проявляю через разные чакры. Наиболее близкое для нашего понимания проявление этого единства и целостности «я» — это четвертая, четырехмерная чакра. Четвертым измерением здесь является «субъективное время». Четвертая чакра расположена в области груди. Обычно она зеленого цвета. Ее также называют сердечной чакрой, потому что здесь находится неделимая природа нашего сознания, его «сердце». Эта чакра — место для центрирования нашего сознания. В отличие от третей чакры, которая центрирует нас как «личность»: со всеми нашими определениями, — четвертая позволяет центрироваться нашему сознанию, превосходящему многие границы личности. Видимо именно отсюда идут этимологические корни таких выражений, как «большое сердце»: сознание в сердечной чакре расширяется за пределы центрированной на самости личности и охватывает единство многих личностей благодаря приятию их сердцем. Отсюда рождается истинная «мудрость сердца» или вигьяна (осознанное или «созревшее» знание — с санскр.)

Единство

В сокровенной части четвертой чакрыили«в самой глубине своего сердца» мы ощущаем единство с другими на уровне субъективной реальности. В наиболее привычном для нас понимании это можно рассматривать как «ощущать другого как самого себя» или «поставить себя на место другого». Отсюда рождается подлинное сочувствие. У человека с «открытым сердцем» или восприимчивой четвертой чакрой сопереживание к эмоциональным или, точнее говоря, «душевным» состояниям других людей развито настолько, что иногда они могут спутать чьи-то переживания со своими собственными. В этом смысле полезно уравновешивать сердечную чакру достаточно развитыми прочими чакрами, в особенности — третей, залогом здравомыслия и сохранения своей неповторимой самости (личности) в этой жизни. С другой стороны такое «открытое сердце» обеспечивает наиболее легкий доступ «за грани» обыденного «трехмерного» мира и восприятия. Люди с таким сердцем легко воспринимают сказки и то, что стоит в основе сказок — подлинную и чудодейственную силу души человеческой.

«Возлюбить ближнего своего» или вообще кого-либо «как самое себя» можно только при здоровой третей и четвертой чакре. Третья чакра в этом случае — основа для здоровой любви к себе как к личности, а четвертая — корень осознания единства природы нас всех как единых в Духе. Именно на уровне сердца мы можем ощутить подлинную близость или родство душ.

Взаимоотношения

Ощущение единого бытия с другими позволяет нам строить любовные взаимоотношения. Говорят, что настоящая любовь «рождается на небесах». И в свете «четырехмерного» понимания сердечной чакры (где время — еще одна координата, позволяющая включать в восприятие момента сразу все времена в моменте «сейчас») это означает, что те, кого мы в этой жизни смогли полюбить по настоящему — это наши «родственные души», то есть те, с кем мы связаны уже очень долго, далеко не одну жизнь. Общение с такими душами приоткрывает завесу обыденного сознания и позволяет нам «открыть свое сердце». И естественным плодом такой любви для каждого из тех, кто ее разделяет, является расширение сознания до восприятия того, что время не способно ограничить взаимоотношения. Более того, в таком состоянии сознания мы становимся открытыми для собственных «душевных сил»: часто именно в таком состоянии многие люди открывают в себе «сверхспособности», интуитивное чутье и испытывают озарение. Метафорически об этом говорится как о единении душ, в котором «земные ангелы» соединяются для того, чтобы вместе у них стало «два крыла на двоих». Но в отличие от обычной влюбленности, которая ослепляет и сковывает ожиданиями развитие взаимоотношений, отношения с родственной душой всегда несут потенциал взаимного развития для участников. В компании своих родственных душ (их может быть в вашей жизни больше одной — это может быть целый круг близких для вас людей) мы развиваемся интенсивнее, и отслеживаем такое развитие, распознавая его с вдохновением и энтузиазмом, даже если приходится вместе преодолевать трудности. Из своей «духовной группы» мы с легкостью распространяем свое сознание единства душ на более широкий круг: ведь даже в привычной нам жизни у нас есть друзья, друзья друзей, друзья друзей друзей и так далее. По этой аналогии концентрические кольца наших «духовных родственников» расходятся в бесконечность. Такая иллюстрация дает наглядный пример единства всех душ — «близких» и «далеких».

Внутренний мир

4‑я чакра является входом в наш внутренний или субъективный мир, в мир наших сновидений и мечтаний (то, что в английском объединено одним понятием «dreams»). Во время сновидений через 4‑ю чакру мы можем отправиться в нижние миры: миры подсознания (3‑я чакра), решать там поставленные нами ранее задачи и «расфасовывать» информацию, которую получили за день; или же — в область 2‑й или 1‑й чакры, для работы со своими эмоциональными состояниями или страхами и инстинктами. Но можем и отправиться в сферы более высоких чакр (начиная с 4‑й) для путешествий по различным мирам. Кстати говоря, именно с уровня этой чакры начинается так называемый «мир сказок», где все то, что мы считаем «волшебным», вполне реально и живет своей жизнью. Попадая в этот мир, мы можем заново учиться своим «волшебным способностям», в основе которых лежит сила нашего сердца и души. И не случайно именно дети, чье сердце чаще «открыто», чем «закрыто», легче верят в сказки и волшебство: их контакт с собственной душой еще не настолько затуманен предрассудками и ожиданиями, которыми обрастает человек за время «образования» в современном мире «травмированной третей чакры».

Мир на уровне 4‑й чакрыназывают еще астральным миром. Отсюда открываются двери в более «высокие» измерения. По-настоящему выбирать себе ходы в разные измерения можно научиться уже на 5‑й чакре. На четвертой же мы пока осваиваемся в «многомерности», привыкая к «межвременью» сердца, над которым, как известно, время не властно.

Для того чтобы найти путь в глубину собственного сердца полезно практиковать медитации, подобные той, что описана в книге Друнвало Мельхиседека «Живи в сердце. Как войти в священное пространство внутри сердца».

Именно в своем сердце мы можем найти самое священное и сокровенное, что есть в нас. Как отмечает Мельхисидек, Упанишады описывают вход в это пространство как «крохотный». В Библии также говорится, что тропа в рай узка, в отличие от многополосной трассы в чистилище. Истинный рай находится в чистом сердце. А сердце чисто у каждого по определению. Поэтому, на санскрите 4‑ю чакрую называют анахата («беспримесный», «нетронутый», «непобедимый») — что указывает на неделимую природу «я». Другое дело, что многие просто потеряли контакт с этой частью себя (точнее —со своим центром), и потому считают себя нечестивцами, и зачастую стараются поддержать это убеждение своими поступками. Поэтому возвращение в собственное сердце — это настоящий выход из «темного царства» потерянных или «грешных» душ.

Что же мы найдем в самой глубине своего сердца? Пожалуй, наилучший ответ на этот вопрос для каждого из нас —тот, который мы дадим себе сами в процессе переживания опыта погружения в свое сердце. Но мы можем здесь упомянуть об опыте тех, кто уже достигал заметного успеха на этом поприще, в частности — о том, что находили там великие мудрецы древности и йоги, проводящие в медитации на святилище своего сердца столетия и тысячелетия. В полной сосредоточенности на самой сокровенной части своего сердца древние йоги и мудрецы постигали суть самих себя, открывая там для себя Душу всех душ и Высшее «Я» всех «я», которое едино для всех (Параматма — буквально с санскрита; йоги представляли его в дорогой для них форме четырехрукого Вишну, своим мощным намерением они приглашали это Божество проявиться в их сердцах именно в этой форме). Это и есть «Бог в сердце каждого». И каждый постигает эту Высшую Душу своим неповторимым индивидуальным образом, отражающим его отношение к Ней. Обретение своей извечной связи с Высшей Душой является сутью постижения своей собственной божественной природы и осознания духовного единства всех и вся. Однажды увидев (восприняв, услышав, ощутив) эту Единую Душу всего сущего, мы никогда больше не сможем забыть Ее. Образ Бога в сердце у каждого может быть свой, в меру личного осознания и опыта (естественно, это ни коим образом не умаляет Абсолютной природы Бога, существующего как внутри, так и вне всего). Просто ни один из образов не может «ограничить» Душу, и тем более Высшую Душу, но он позволяет нам «конкретизировать» наши отношения. Образ Высшей души позволяет сохранять Ее в сознании и на уровне «трехмерного восприятия» реальности, пусть и уже в несколько дистанцированной форме: как воспоминание о несравненном переживании Момента Истины. Если же сознание беспримесной четвертой чакры в его кульминационной мере — в форме осознания Параматмы — продолжать на постоянной основе, то тогда Высшая Душа будет смотреть на вас через все глаза на свете, и говорить с вами голосами всех существ, имеющих голос. В этом смысле Параматму называют Владыкой всех чувств: Высшая Душа оживляет все тела, являясь коренным источником любой жизни, любого сознания и, собственно, нас самих со всеми нашими чувствами.

Древние йоги иногда называли Высшую Душу Лучшим Другом индивидуума, поскольку Она, находясь в непосредственнейшей близости к нам, знает нас лучше, чем это вообще возможно для нас самих: ведь Она — это Наивысшее проявление нашей духовной Сути, Она «больше нас» и одновременно с этим, Она такая же, как и мы по природе. Именно Богу в сердце адресуются молитвы страждущих и прочих молящихся. Именно Бог в сердце исполняет все наши желания и мечты. Именно Бог в сердце есть неизменная основа всей жизни, известной и еще неизвестной нам. И единение с Богом в сердце — это обретение самого драгоценного, что только есть у нас «от природы». Единение — это восстановление нашей связи с Высшей Душой.

Именно Высшая Душа является Вечным и Верховным гидом всех живых существ в их странствиях по бесконечным временам жизни. Она ведет и наставляет, но не вмешивается и не навязывает ни Своего общества, ни Своей воли. Она — наблюдатель и благожелатель каждого. Так гласит опыт тех, кто вернул себе забытое общество своей Высшей души. И хотя Она — Одна для всех, у каждого свой неповторимый опыт отношений с Ней. Любить Параматму столь же естественно для индивидуальной души, как для каждого из нас естественно любить свое тело: мы любим его, поскольку оно — продолжение нас. В этом смысле, мы любим Параматму потому, что мы — «продолжение Её». И мы любим все остальные проявления Параматмы — все остальные души, как Ее продолжение, такое же в своей сути, как мы сами.

Таким образом, мы резюмируем, что духовное сознание в прямом смысле этого слова начинается с уровня сердечной чакры. И на этом уровне мы сознаем Бога как Высшую Душу. Такое сознание является апогеем сознания единения душ.

Приятие

4‑я чакрасвязана с приятием себя и других «как есть». Именно приятие в 4‑й чакре позволяет любить человека, даже когда тебе неприятны отдельные его проявления. Приятие связано с «расслаблением сердца» — со способностью прощать (отпускать обиды). Чистота нашего сердца зависит от нашей способности принимать себя такими как есть, без чувства вины и сожаления, и не держа в себе обиды на кого-либо. (Техники прощения хорошо описаны в книгах Лууле Виилма).

Из приятия рождается целостность. Принимая себя «как есть», мы еще раз утверждаемся в этой целостности. Личная целостность — не только основа здоровья физического и духовного, но и почва для исцеления всех, кто приходит с вами в соприкосновение. Целостная личность по своей природе способствует «выравниванию», а точнее, приведению к наиболее целостному состоянию всего и всех, кто ее окружает. Такова природа целостности. Она — основа подлинного уважения и понимания, а в кульминации — сопереживания. Без умения сопереживать не может быть не только целительской помощи другому, но даже и простого дружеского участия. Искренний друг тот, кто умеет сопереживать. Сопереживание — не то же, что «жалость» или «сострадание». Последнее вообще по большому счету относится к одному из грехов человеческих: ведь сострадание имеет коннотацию снисхождения: я в чем-то уже «дальше» тебя, уже «прошел через это» или мне в чем-то «лучше», чем тебе, и со своей «колокольни» я могу проявить к тебе сострадание, как к несчастному «падшему». Разумеется, тут мы несколько утрируем, дабы акцентироваться на нотках гордыни, заложенной в «сострадании падшим и убогим». Сопереживание — совсем другое. В этом случае мы «с тобой одной крови, ты и я»: я — такой же, как и ты по своей сути. Поэтому наш опыт может быть близким и схожим. И, более того, я могу разделить с тобой твой опыт, что обогатит нас обоих в духовном смысле: как минимум — новым переживанием, как максимум — усилит наше восприятие духовного единения.

Целительство

4‑я чакра — центр человеческого тела, взаимоотношений, человеческой любви и сочувствия. Источник целительной силы. Эта целительная сила, как мы только что говорили в предыдущем параграфе, в основе своей имеет силу сопереживания и целостности. Целостная личность, находящаяся в контакте со своей духовной сутью, сопереживая другому, естественным образом способна помочь восстановлению его целостности. Стоит подчеркнуть, что целительство происходит от слова «целый», что отражает неделимую природу сердечной чакры. Она соединяет физический и эмоциональный центры с центрами высокой умственной и духовной деятельности. Очищенная четвертая чакра открывает способность сопереживать другим, не теряя себя, и проявлять подлинное сочувствие и сострадание, свободное от гордыни. В практическом смысле такой целитель отличается тем, что не афиширует своего воздействия, а иногда даже может «исцелять на автомате» — не придавая значения тому, что его энергетика сама настраивает того, кто обратился к ней — сознательно или не сознательно — на восстановление целостности. Если же такой человек практикует целительство как сознательную помощь другим, то позиционирует себя не как тот, кто «лечит больных» («сострадая сирым и убогим»), а, скорее, как друг, который готов поделиться тем, что у него есть в избытке: умением вернуть себе и сохранить собственную целостность. Такое целительское воздействие пробуждает заложенные в самой душе силы к исцелению и восстановлению собственной естественной духовной силы, и, в конечном счете, ведет к воссоединению души с Высшей душой.

Характеристики

4‑я чакра отвечает за (физический, эмоциональный или духовный) контакт (соприкосновение), чувство осязания и связана со стихией «воздух». Очищать стихию «Воздух» можно через дыхательные техники (пранаяма, реберфинг, вайвейшн, холотропное дыхание, свободное дыхание) и, конечно, вдыхая чистый воздух, а также — через приятные прикосновения (массаж прикосновений).

В сердцевине 4‑й чакры находится источник белой кундалини, о которой говорится в «Медитации трех кундалини», описанной Синди Дейл. Суть этой медитации в объединении потоков кундалини — Красной, восходящей, Золотой, нисходящей и Белой, «внутренней» или находящейся в «сердце каждой чакры». Подробнее вы можете ознакомиться с этой медитацией в конце книги в Приложениях. Также весьма полезна медитация, предложенная Клаусом Джоулом, обучающая тому, как посылать энергию любви. Подробнее с ней можно ознакомиться в его книге «Посланник. Правдивая история про любовь».

Говоря о четвертой чакре здесь, в этом тексте, мы относим к ней всю область груди. Существует множество описаний сердечной чакры, подразделяющих ее на несколько составляющих. Так в славянских традициях известны чакры «Лада» и «Лель», расположенные по обеим сторонам груди. Некоторые авторы-экстрасенсы, исходя из своей личной практики и опыта, вводят и больше делений, отмечая «семь сердец» — как Женевьева Полсон, и так далее. Мы же намеренно не вдаемся в такие структурные детализации, дабы подчеркнуть суть единой природы сознания в сердечной чакре.

Здоровая четвертая чакра светится на энергетическом уровне чистым зеленым цветом. Оттенки его, опять-таки, варьируются в зависимости от индивидуальности владельца чакры. И для очищения и укрепления сердечной чакры также полезно общаться с зеленым цветом: от созерцания зеленой листвы на деревьях, до облачения в зеленые футболки и блузки. Энергия зеленого цвета в ее первозданном варианте несет естественное исцеление. Но иногда энергия сердца может окрашиваться в розовые тона (это можно объяснить соединением трех кундалини, как в вышеупомянутой медитации), особенно, когда она направлена на то, чтобы напитать энергией того, кто в этом нуждается, как в случае с матерью и ребенком. Такая энергия пробуждает в том, на кого она направлена, ощущение материнской любви и заботы, исходящей из глубины сердца целителя. Дело в том, что эта энергия, объединяя три кундалини — Земную, Небесную и Духовную — является в некотором смысле апогеем энергии четвертой чакры.

Естественный же зеленый цвет излучает человек в своем стабильном состоянии. И такая энергия более характерна для мудрых и уравновешенных людей, зачастую не сознающих целительского воздействия своей энергетики на окружающих. Чистая зеленая энергия характеризует людей с высокоорганизованным сознанием: их «мозг четвертой чакры» уже пробудился в определенной мере, и их восприятие реальности превосходит трехмерный опыт. Поэтому организация трехмерного жизне-пространства для них становится уже своего рода побочным эффектом высокоразвитого сознания.

Развитая четвертая чакра дает, как уже упоминалось, естественные способности к целительству. К ним же относится владение такими техниками как рейки, астральная проекция, дальновидение и осознанные сны.

На основе сознания единства сердечной чакры работает наш «4‑х мерный интуитивный разум» — эфирный мозг, находящийся на макушке головы и позволяющий получать новую, неизвестную информацию. Этот «мозг» еще эволюционно не проявлен на физическом уровне, но некоторые люди способны пользоваться им и сейчас. В наше время человеческая цивилизация взяла довольно уверенный курс на развитие сознания четвертой чакры. Логически, это сознание — следующий эволюционный шаг человечества, открывающий дальнейшее развитие к пятой и более мерным чакрам.

В физическом теле четвертой чакрой поддерживается тимус (вилочковая железа, зобная железа), отвечающий за иммунитет. На энергетическом и психологическом уровне иммунитет человека во многом зависит от его способности любить себя и принимать себя как есть. И, собственно, деятельность сердечно-сосудистой системы, а также — легких, зиждется на энергии этой чакры.

Человека с 4‑й ведущей чакрой называют — «Примиряющий». Для такого человека необходимо устанавливать для себя четкие границы при общении с людьми, чтобы не терять свою жизненную энергию. Такие границы устанавливаются на основе здоровой 3‑й чакры. Для него гармоничные отношения — залог здоровья.

Тыльная сторона 4‑й чакры является центром средоточия желаний нашего сердца (подробнее об этом можно прочитать у Синди Дейл).

Музыка

Музыка 4‑й чакры открывает сердце, приносит чувство умиротворения и, одновременно с ним, — окрыленности. Когда слушаешь эту музыку, возникает ощущение, что время остановилось. Такая музыка способна приоткрывать дверь в мир волшебства и сказок и возвращать нам контакт с нашей духовной сутью.