01. Муладхара чакра

Автор: Альфир и Ульяна Ситдиковы вкл. .

Начнем изучение чакр с первой — муладхары чакры (так она называется на санскрите). Первая чакра — это импульс «я», стимул, который толкает нас на «путешествие по жизни». Импульс, который привел нас в этот мир. Эта часть сознания, которой мы воспринимаем наш физический мир «здесь и сейчас», на санскрите называется муладхара (мула — «корень» и дхара — «опора», «держать»). Этот импульс (усилие) мы ассоциируем с основными жизненными инстинктами: движения, выживания, самовоспроизводства и самосохранения.

Одним словом, эти инстинкты можно охарактеризовать как выживание: выживание посредством физического тела, семьи и потомства, группы (организации, где мы работаем, нации, государства), человечества, всего живого, Вселенной, Духовного Мира и Единого Бога. Другие слова, которые характеризуют первую чакру — «присутствие» или «сознательность». Потому что, если мы не сознаем этот мир, иначе говоря — не отдаем себе отчет в происходящем, то, мы не выживаем здесь.

Жизнестойкость

Мы живы, и это — аксиома. Если я не живу, то кто констатирует то, что со мной? Смерть рассматривается наблюдателями со стороны как некое преобразование объекта или как изменение условий в отношении субъекта. Но что в этом процессе воспринимаю я, переживающий опыт? Ответить на этот вопрос можно только сохраняя «неразрывность» сознания даже при таком, зачастую, травматическом раскладе. Подобно тому, как, просыпаясь, люди часто отключаются от своих сновидений и не помнят их, так и опыт умирания (как и рождения), переносится в бессознательное нами, когда мы переходим в другой режим восприятия — к некой деятельности (состоянию бодрствования). Но сам опыт несомненно переживается нами осознанно (в той мере, в коей мы вообще способны к осознанности). И свидетельствуют об этом многочисленные случаи гипнотических регрессий: погружение в прошлые жизни и соединение со своим опытом смерти в них, как и путешествия «между жизнями»[1].

Мы есть, мы всегда были и всегда будем. И это — основа нашего опыта, основа нашего сознания, основа нашей способности выражаться в импульсе (с коего начинается любое «делание» и прочие фазы самовыражения). Состояние, в котором мы подтверждаем свою жизнь «на практике», можно назвать непосредственной функцией 1‑й чакры. Это состояние называется жизнестойкостью. Это состояние единения, если можно так сказать, со своим жизнехранилищем — с самим собой, как источником жизненной энергии. Жизнестойкость обеспечивает «реальность» происходящего. Разумеется, прочие уровни наполняют эту реальность интенсивностью и объемом. Принимая свою жизнестойкость как данность, мы относимся к ней как к воздуху: он есть, и мы дышим, его нет — и наше существование на физическом уровне ставится под вопрос...

У жизнестойкости есть антоним — эскапизм[2]. Эта болезнь, к сожалению, не сознается теми, кто ее переживает. Исцелиться можно развитием сознательности в отношении собственных энергий, уважению к Жизни и к самим себе.

Кундалини

Сознательность также дает импульс к действию. Именно она переводит «бытие» в «делание». Этот импульс, древние йоги назвали кундалини[3] (точнее — красной кундалини). Йоги связывали его с самосознанием, поскольку любое действие, в конечном счете, ведет к познанию или осознанию себя.

«Кундалини на языке психологии это то, что побуждает вас пойти на величайшее приключение... Это поиск, который делает жизнь пригодной для проживания, и это Кундалини; это божественное побуждение». (Карл Густав Юнг)

Кундалини (с санскрита) означает «свёрнутый кольцом». Красную кундалини, спящую в первой чакре, йоги сравнивают со змеей, свернутой в клубок. Она представляет собой наш потенциал «в зародыше» и высвобождается в виде импульса. «Пространство» первой чакры «одномерно». Иначе говоря, импульс первой чакры имеет свойство движения «по прямой», без способности к самостоятельному изменению направления. Импульс сам по себе — это уже огромная сила: толчок к действию, инициирующий движение.

Импульс

Чтобы двигаться к любой цели, будь то самосознание или любая другая, более простая, необходим импульс (побуждение или усилие). В отсутствие такого импульса, продвижение, как и движение в принципе, невозможно. Поэтому первую чакру также связывают с фундаментом: на этом базисе зиждется всё остальное проявление нашей жизни в этом мире и любое развитие в ней. Не имея энергетической основы в виде здоровой первой чакры, мы не способны на развитие в принципе. Поэтому пренебрежительное отношение к энергии этой чакры, которое иногда бывает у неопытных «искателей истины», полагающих, что поскольку эта чакра связана с физическим телом и прочими физическими аспектами нашего существования, то она второстепенна по отношению к духу — ошибочно в корне и ведет к плачевным последствиям. Импульс первой чакры является частью духа, как и прочие проявления нашего сознания. Искусственное разграничение между «духом» и «материей» свидетельствует о недопонимании природы энергии, неделимой по своей сути. Такого рода двойственность (разделение на дух и материю) свойственно ментальному отношению, поскольку само оно существуют только в виде умственной концепции. В реальной жизни вся энергия неделима, хоть и разнородна. Поэтому невозможно сохранять энергетическую целостность, отдавая предпочтение только какому-то одному «уровню» в поле чакр, пренебрегая другими. Развивая одни только так называемые «верхние» чакры (о которых мы говорим далее на страницах этой книги), невозможно достичь позитивного результата без поддержки энергии основы — первой чакры. В этом смысле энергия первой чакры дает старт запуску «ракеты» нашего самосознания. Но без этого старта и нужного для него топлива (собственно, самой «красной» энергии этой чакры) никакой полет невозможен.

К примеру, вам нужно передвинуть руку. Если вы просто в уме будете представлять, что ваша рука движется, то на самом деле рука так и останется на месте. Чтобы сдвинуть руку, необходимо определенное усилие. Если к руке кто-то поднесет горячую спичку, то вы одернете руку, не думая и даже не дожидаясь соприкосновения с огнем. Это и есть энергия (способность сознания 1‑й чакры), выраженная в инстинкте выживания. При этом вы не будете думать, совершаете ли вы действие «духовное» или «материальное». Но импульс 1‑й чакры не ограничивается выживанием. Этот импульс может толкать нас на покорение горных вершин, и он же может побудить нас начать духовный поиск, или продолжать свой духовный путь, со всеми его взлетами и падениями, изо дня в день.

Потенциал

Из энергетического потенциала первой чакры рождается «делание» или любая активность на физическом уровне. Эта активность направлена на расширение нашего присутствия в физическом мире, на укрепление нашей силы в нем и расширение нашего влияния на него. Такое расширение также связано с деньгами, так как деньги в наше время зачастую становятся эквивалентом нашего потенциала к выживанию. Поэтому именно в области этой чакры находится центр, известный в китайских энергетических практиках как «точка миллиона золотых монет».

Первая чакра — один из центров силы мужчин (второй мужской центр — третья чакра). По своим свойствам красная энергия корневой чакры во многом схожа с энергией ян, отождествляемой также с мужской. Это энергия стабильности и надежности. Люди с сильной первой чакрой способны не только сами позаботиться о собственной стабильности и защищенности, но и обеспечить этими весьма полезными условиями тех, кто находится с ними рядом. Если вы не конкурируете с ними, то в обществе таких людей вы ощутите прилив жизненных сил и сможете почувствовать себя более защищенными, даже если они ничего для этого не предпринимают. Люди с сильной 1‑й чакрой притягивают именно своей аурой (защитой и надежностью). Например, те, кто легко зарабатывает деньги, успешные военные или бизнесмены, и все те, кто поражает нас легкостью в преодолении жизненных трудностей. Как ни странно это может прозвучать, но даже общепризнанные святые, которым поклоняется множество людей, дарят им ощущение защиты и покровительства, в том числе и благодаря тому, что находятся в гармонии и на уровне 1‑й чакры.

Современное западное общество, при всем его материализме, во многом недооценивает 1‑ю чакру, концентрируясь главным образом на энергии и ценностях 3‑й чакры (объектный мир и манипулирование объектами, мотивированное эгоцентризмом — но об этом подробнее в главе о 3‑й чакре). В культурах, стоящих по системе ценностей ближе к так называемым «первобытным», 1‑я чакра и ее энергия является одной из основных. Инстинкты и чутье (инстинктивное) — служат в таком обществе не только для получения необходимой для жизни информации в таком обществе, но и являются источником сил — как физических, так и «мистических». Вспомним ритуальные пляски и песнопения, принятые в традициях культур 1‑й чакры. В таком обществе ценят не только силу, но и ее источник, божественный по своей сути. Пренебрежительное отношение к первой чакре «научно и технически прогрессировавшего» человека отрезает его от источника «первобытной» (читай — природной, физической) силы. Отсюда и проблемы со здоровьем и слабая выносливость.

Инстинкты и запахи

Рафинированные «парниковым эффектом» люди часто так далеки от своей жизнестойкости еще и в силу пренебрежения своей «животной основой». Да-да. В каждом человеке есть животное. Точнее, каждый человек — это еще и животное: ну, хотя бы — млекопитающее. Отрицать это, значит отрицать часть своей природы, часть себя, и лишать себя жизни таким образом.

Мода на утонченность и возвышенность поотрезала большинство ног (ну и того, что к ним прилагается), особенно у тех, кто причисляет себя к интеллигенции. Такая ампутация делает человека обездвиженным в плане его личностного и духовного, если угодно, развития.

Взглянув на животных не предвзято — то есть, без лишнего высокомерия — мы обнаружим, насколько они цельные существа. Они находятся в прямой связи со своим бытием: они являются тем, что они есть, и не стремятся казаться чем-то или выдавать себя за что-то. Их делание оснащено силой инстинктов. Люди, усвоив некие концепции, привыкли относиться к инстинктивному свысока — мол, это некое недорассудочное состояние. Но инстинкты врут гораздо реже, чем теории и изыскания усердствующего рассудка. Если мы честны с собой, то такие инстинкты могут стать незаменимыми помощниками не только в выживании, но и в реализации своих более дальних устремлений (импульсов).

Один из механизмов инстинктивного восприятия, наблюдаемого нами у большинства животных и также имеющийся в нас — это обоняние, или, точнее говоря — умение распознавать информацию в форме запаха. Современный человек привык к плоской трактовке такой информации: запах либо приятный, либо — нет. Разумеется, с дополнительными оттенками в этих двух категориях. Эта информация достоверна (пусть ее и можно считать субъективной — но ведь она и предназначена для субъекта!). И все же, лишь двоякая ее трактовка во многом ее обесценивает. Наше обоняние, при нужной настройке сознания на этот воспринимающий канал, способно поведать нам куда больше об интересующем нас объекте.

Любопытно, что именно обоняние, как чувственный рецептор, закреплено за первой чакрой. Чем сильнее развита она, тем более чуток человек к своему обонянию. И это чутье позволяет распознавать не только опасность на дальнем подступе, но и усвояемую энергию, необходимую на данном этапе. Любая энергия объёмна: за ней закреплена вся палитра возможных

ощущений в нашем восприятии. Этот факт хорошо известен даже синестетикам[4]. Дело лишь в умении ориентироваться и доверять своему чутью.

Утонченность восприятия не противоречит силе инстинктов, а, напротив, позволяет развивать их до бесконечности. Тут основное — это цельность и уважение ко всем аспектам жизни и себя как таковой.

Умение различать ароматы[5] и запахи, позволяет также использовать их сознательно для поддержания и усиления личной жизнестойкости. Известно, что комплиментарные нам ароматы «уплотняют» так называемое «эфирное тело», которое, кстати говоря, также закрепляется за первой чакрой, как самый близкий к физическому слой нашего существования.

Стабильность и стремление

Первая чакра награждает нас как стабильностью —устойчивостью в своем импульсе, так и стремлением — свойством устойчивого импульса в продолжении на остальных уровнях. Импульс, переходя на уровень второй чакры, становится чувственным и эмоциональным проявлением стремления, на уровне третей чакры —ясным пониманием своего стремления, на четвертой — полными приятием и единением в своем стремлении, на пятой —верой и выражением стремления в конкретную линию действительности, на шестой — постулированием своего стремления в некой системе координат, на седьмой — осознанием своего стремления в общей, большей перспективе, на восьмой стремление находит свои «черные дыры», превращая мир в перекресток выборов, на девятой мы сознаем свое стремление как реализацию своей жизненной миссии, на десятой наше стремление вплетается в многомерную канву жизни в теле (на земном уровне со всем его многообразием), на одиннадцатой наше стремление преображает нас самих и все что вокруг нас, на двенадцатой оно обретает форму мастерства, а на тринадцатой — проявляется в наших вечных взаимоотношениях со Всевышним.

Характеристики

На энергетическом уровне первая чакра светится красным цветом и соответствует области промежности. Вниз к ногам она переходит в более коричневый, земляной оттенок, а вверх, в направлении пупка постепенно переходит в оранжевый цвет. Чистой первой чакре соответствует «чистый» красный цвет — незамутненный, без темных и серых участков, хотя индивидуальный цвет каждого человека может отличаться от других.

Через эту чакру «я» влияет на физическое тело через надпочечники (вырабатывая адреналин) и через половые железы. Поэтому эта чакра связана с «адреналином к жизни». Соответствующая энергетике этой чакры часть мозга: рептильный мозг, отвечающий за базовые инстинкты. Из органов физического тела эту чакру также связывают с ногами и костной системой, анусом и с нижним отделом кишечника, а также с «красными кровяными тельцами». Из физических органов чувств — с носом и его функцией осязания. Из стихий — с землей.

Человека с сильной или «ведущей» (той, что играет наиболее значимую роль в жизни или на данном ее этапе) 1‑й чакрой можно назвать «Реалист».

С первой чакрой связаны экстраспособности: восприятие физических состояний окружающих; психометрия («считывание» физических объектов). Если энергетическая подпитка на уровне первой чакры тех, кто приходит в соприкосновение с обладателем здоровой первой чакры — то есть,   усиление энергии первой чакры и у других — можно считать экстраспособнотью, то стоит здесь отметить и это. Такой человек заряжает вас своей жизнестойкостью.

Мы можем порекомендовать читателям познакомиться с книгами Женевьевы Льюис Полсон — специалиста по кундалини, а также с книгами Синди Дейл для изучения их подхода к развитию потенциала этой чакры. Интересные практические советы можно найти в работе Бренды Девис «Путешествие по радуге чакр».

Все это относилось к «фронтальной», или осознаваемой, активной стороне первой чакры. «Тыльная» же, подсознательна сторона 1‑й чакры служит в качестве основы нашего жизненного опыта. Это можно понимать так, что энергия этой чакры, «напитывая» прочие уровни нашего тела — физического и тех, которые принято называть «тонкими» или «энрегетическими», составляет стержень или основу в виде заданного импульса для нашего дальнейшего проявления себя в жизни, в мире, в деятельности.

Очищение

Проблемы в области сознания, отвечающей за первую чакру, возникают, когда свободному проявлению этого импульса мешают неосознанные запреты. Например, у нас могут быть травмы в прошлом, связанные с выражением наших основных инстинктов, блокирующие их выражение сейчас. Это может мешать нам обрести материальную независимость и положение в обществе, созданию семьи, защищать свои интересы и прочие вещи, связанные с этой сферой.

Чтобы исцелить эту область сознания, можно применять общие техники очищения, а также техники очищения именно для первой чакры. Очищать и гармонизировать первую чакру можно через обретение материальной независимости в обществе, выполнение физических упражнений, массажа, употребление сбалансированной и натуральной пищи, аромотерапию (вдыхание приятных ароматов трудно переоценить). Для усиления первой чакры полезно общаться с красным цветом: носить красную одежду, есть красную пищу и смотреть на красный цвет.

Также полезны приятные запахи, гармонирующие с вашими ощущениями. Такие запахи заполняют ваше жизненное пространство, помогая вам сохранять свою целостность. Кроме всего прочего, полезно баловать себя и позволять себе то, что считается «запретным плодом» (ведь последнее может оказаться чем-то вполне невинным с точки зрения здравого смысла, если отбросить предрассудки, вызванные травмами, подавляющими нашу жизненную силу).

Очищенная первая чакра позволяет чувствовать свою силу. При очищении первой чакры проявляются её более тонкие свойства. Например, мы можем замечать знаки, связанные с физическим воздействием. Нас могут толкнуть или можем удариться. Для человека с сильной 1‑й чакрой — это знаки, к которым лучше прислушаться, потому как обычно они приходят уже на стадии, когда знак не просто указывает, а, скорее, уже «кричит» о том, на что следует обратить внимание.

Для любой реализации в жизни, в том числе и духовной, человеку необходимо поддерживать баланс, дабы оставаться цельной личностью. Целостность энергетическая и цельность натуры — показатель степени здоровья, как физического, так и духовного. И полноценно функционирующая первая чакра служит безусловным фундаментом такого здоровья.

Для того чтобы перейти от теории к практике мы для каждой чакры будем рекомендовать слушать определенную музыку, которая позволит осознать и почувствовать чакры «вживую».

Музыка

Музыка первой чакры энергична, ритмична и зачастую динамична. Пробуждает активность, поднимает тонус. (Но на человека с ослабленной первой чакрой может действовать угнетающе). Такой музыкой могут быть: ритмичный бой барабанов, особенно — восточных, а также горловое пение и та музыка, которая побуждает к подвижному, энергичному танцу.

 


[1]              Подробнее об этом в работах Майкла Ньютона

[2]           Из Википедии: Эскапизм (англ. escape — убежать, спастись) — индивидуалистическо-примиренческое стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий. Стремление бежать от реальности может возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, неспособностью создать адекватные мнимому цензу отношения с окружающими субъектами представления, не занятыми «напряженной работой». Часто возникает в кризисных ситуациях саморефлексии.

                Любая активная деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс, религия и т. д.) может стать способом эскапизма, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Способом эскапизма может стать и пассивная деятельность (просмотр фильмов, чтение книг, алкогольное или наркотическое опьянение, медитация и т. д.). Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз.

[3]              Пробуждение красной кундалини муладхара чакры — тонкий процесс, который может быть проблематичным, если тело не подготовлено, поэтому лучше это делать под наблюдением специалиста.

[4]              Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

                Синестезия (греч. συναίσθηση — одновременное ощущение, совместное чувство) — в неврологии — явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

                Примеры: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов.

                Слуховая синестезия — способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, было открыто американскими учеными Мелиссой Саэнс (Melissa Saenz) и Кристофом Кохом (Christof Koch) из Калифорнийского технологического института.

                Вкусовая синестезия — появление вкусовых ассоциаций от каких-либо слов, образов. Такие синестеты могут, например, слышать любимую песню каждый раз, когда едят шоколад.

                Чаще всего встречаются синестеты с цветовыми или фактурными ассоциациями на буквы, цифры и слова (например, буква А всегда кажется ярко-желтой).

                Феномен синестезии известен науке на протяжении уже трех столетий. Пик интереса к ней пришёлся на рубеж XIX и XX веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства. Так, в 1915 году был создан специальный инструмент для исполнения световой партии в «Прометее» Александра Скрябина. В 1970-х были популярны концерты «музыка + свет», в которых использовался «световой орган» — музыкальный инструмент, извлекавший не только звуки, но и свет.

                Истоки причин соединения видимого и слышимого восприятия на человеческие рецепторы уходят в глубь веков. Еще в древности существовало искусство под названием синкретика, то есть неделимое на роды и виды. Цвет и звук в сознании первобытных предков принадлежали определенным предметам, а восприятие предметов было конкретным. Именно поэтому танец и свет от пламени костра, которые были обязательными ритуальными действами, являлись нераздельными и исполнялись в определенных и предназначенных для этого случаях.

                По мнению Чарльза Осгуда, именно феномен синестезии, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности, служит основой метафорических переносов и оценок и делает возможным метод семантического дифференциала.

                Следует учитывать, что синестезия не является психическим расстройством.

[5]              В Бхагавад-гите Кришна говорит: "Я — изначальный аромат земли, и Я — жар огня. Я — жизнь всего, что живет, и Я — епитимьи всех аскетов". (7.9)