• Дорога
  • Хари
  • Оран
  • Сати
  • Альфир
  • Аня
  • Бахули
  • Джасмухин
  • Кунпэнлинг
  • Елена
  • Шалыго
  • Люба
  • Кусум саровара
  • Махащаю
  • Дельфины
  • Сарвадева
  • Море
  • Саша
  • Синди Дейл
  • Альфир
  • Лес
  • Бахули
  • Лес
  • Дорога
  • Завтрак в персиковом саду
  • Рамбхору
  • Лес
  • Сати
  • Дорога
  • Харарата
  • Лес
  • Нанда
  • Нурова
  • Лес
  • Нурова
  • Сита
  • Таня
  • Лес
  • Лотос
  • Шалыго
  • Лотос

03. Манипура чакра

3‑я чакра — это способность «я» воспринимать и создавать объектный мир, то есть — мир отдельных объектов в трехмерном пространстве. Тот самый мир, который мы видим глазами и слышим ушами. 3‑я чакра — переводчик между нашим внутренним миром и внешним объектным миром.

Голограмма

Сознание на уровне третьей чакры действует подобно голографическому преобразователю. Голограмма создается таким образом: трехмерный объект с помощью лазерной системы из двух когерентных источников света, записывается на фотопленку, и на фотопленке получается сложная картина из концентрических кругов (интерференционная картинка) — волновое представление этого трехмерного объекта или голограмма. Причем, в каждом участке голограммы содержится целостная информация о трехмерном объекте, за счет того, что любая часть трехмерного предмета отражена в каждой точке фотопленки, так что, если разделить полученную голограмму на части, то из каждой части можно будет восстановить целый трехмерный объект.

Голографическая природа восприятия также рассматривается наукой. О голографической модели мира хорошо написано в книге «Голографическая Вселенная. Новая теория реальности» Майкла Талбота. В этой книге глубинный (внутренний) уровень реальности называется импликативным (то есть «скрытым») порядком, в то время как внешний (объектный) уровень существования определяется как экспликативный, или раскрытый порядок.

С математической точки зрения, голограмма получается путем «преобразования Фурье», которая преобразует волновой «голографический мир» в привычный нам объектный мир и обратно. В физике это используется, например, в Фурье-оптике. Подобно этому и 3‑я чакра создает внутреннюю «проекцию» объектного мира и проецирует наш внутренний «голографичекский» мир вовне, являя тем самым пред нами воспринимаемый мир, объектный. 3‑я чакра, работая совместно с головным мозгом, преобразует внешний мир, который мы воспринимаем через наши глаза, уши и другие органы чувств в наше представление о нем как об отдельных объектах. С точки зрения современной физики материальный мир состоит из взаимодействующих элементарных частиц и полей, которые математически можно описать с помощью волновой функции. Но, глядя на мир, мы видим отдельные объекты: дома, машины, людей, животных и прочее. Такое наше восприятие позволяет нам манипулировать этими объектами. С метафизической точки зрения 3‑я чакра, являясь тем, что стоит между нами и миром, позволяет нам влиять на внешний мир непосредственно. Например, так, как описывает К. Кастанеда, говоря о способностях магов-толтеков.

Ментальный центр

Объектное восприятие мира позволяет нам понимать его, упрощая сложный мир в довольно простое представление о нем. А это — основа работы нашего мышления. Мы воспринимаем этот мир с помощью ума, являющегося центром всех пяти органов чувств, связанного с большими полушариями мозга. С помощью 3‑й чакры мы воспринимаем мир и мыслим в 3‑х измерениях (ширина, длина и высота), поэтому на этом уровне у нас «трехмерное мышление».

Также, в области 3‑й чакры находится наше подсознание, которое управляет нашим телом автоматически, поэтому эту чакру также можно назвать соматическим (телесным) умом.

На санскрите третью чакру называют: Манипурой (мани — «драгоценность», пура — «город»). Возможно, это связано с алхимией, так как с помощью манипура-чакрыдревние йоги изучали трансформацию металлов и получение золота. Но, скорее всего, этот термин относится именно к нашей собственной драгоценной самости. В ведической традиции тело человека вместе с чувствами представляли как город с девятью вратами (Шримад-Бхагаватам 4.25.37, 47). Поэтому манипура означает «город ума, или самости человека», поскольку ум является центром, куда сходится информация со всех чувств.

Эта часть сознания отвечает за наши размышления о повседневных (практических) делах. 3‑я чакра является источником «мирских» убеждений, мыслей, понимания и различения. Она является источником организаторских способностей.

3‑я чакра связана с ментальной ясностью: когда все ясно и понятно (гьяна). Любые переживания и ощущения на всех прочих чакрах могут полностью стать ясны нам, когда они формулируются на уровне 3‑й чакры, иначе говоря, когда они интерпретируется в трехмерном мире.

Самость

3‑я чакра является основой нашего убеждения об отделенности нашего существования от других, нашей самости (самооценки, самоуважения, самоопределения). Здесь мы думаем о себе как о мужчине или женщине, поваре или ученом… То есть, мы определяем себя в объектном мире.

Чувство эгоизма[1] тоже исходит от осознания себя на уровне 3‑й чакры — когда мы ограничены только осознанием своего «низшего Я» (первые 3 чакры) и не осознаем себя на более высоких чакрах, например, хотя бы на уровне 4‑й чакры.

Наше современное образование ведется в основном, на уровне 3‑й чакры. На этом уровне построена наша техническая цивилизация, основанная на науке. Наука, в практическом применении, работает с трехмерными объектами. Поэтому можно сказать, что западная цивилизация в особенности, уповающая на технический прогресс, построена на базисе 3‑й чакры.

Жизнерадостность

Одна из важнейших функций третей чакры — внутреннего солнца, нашей самости — ощущение беспричинной радости бытия. Ощущение себя собой — тем, кем мы являемся, приносит эту радость. Омрачается она обычно травмами, основанными на ущербной самооценке в сфере делать и являться (то есть — в самоопределении за счет деятельности или некой нашей функциональности). То есть, в своем здоровом состоянии мы способны испытывать радость жизни безусловно и как раз таки благодаря третей чакре. Третья чакра центрирует личность, выраженную в мире объектов. Соотнося себя с этим миром, мы даем себе определение именно на этом уровне. И чем мы целостнее, тем полноценнее будет такое самоопределение, и тем больше радости принесет нам ощущения себя в нем.

Цельную личность с сильной третей чакрой можно легко распознать по ее «излучению». Желто-золотистый свет словно источается из такого человека на окружающий его мир. Так, будто изнутри   него светит солнце. Рядом с таким человеком заряжаешься оптимизмом. А поскольку третья чакра также связана с глазами, то и они у такого человека лучатся внутренним светом радости.

Радость вообще  — это естественное состояние здоровья. Если что-то в нас ее омрачает, значит пришло время возвращать себе целостность. И центрирование в третьей чакре — один из ключевых элементов в этом. Здесь мы по-настоящему празднуем личную независимоть: свободу от необходимости в одобрении нашей самости и нашего самоопределения.

Переваривание

3‑я чакра позволяет преобразовывать грубые виды энергий в более тонкие виды и наоборот. Она связана с перевариванием и усвоением энергий физического мира — поступающей пищи, эмоций и информации от физических чувств. И обратно, 3‑я чакра позволяет объяснять информацию с более высоких чакр в понятных нам категориях. Таким образом, на информационном уровне 3‑я чакра — центр понимания, а на физическом уровне — позволяет переваривать и усваивать пищу.

3‑я чакра позволяет восприятие других чакр (более высоких) объяснять в объектных категориях. Трехмерное восприятие объектов привычно для человека, поэтому современный язык главным образом кодирует понятия, находящиеся в трехмерном варианте (за исключением четырехмерных, включающих временной фактор, и тех, что мы называем «явлениями» — их мерность превосходит уровень объектов). Таким образом, мы конкретизируем свой опыт на уровне «объективности». Это позволяет людям оперировать более-менее общими сегментами реальности и развивать и поддерживать ее совместно на этом уровне.

С другой стороны, для того, чтобы преобразовывать плотную энергию сознания в более тонкие, мы ограничиваем свою деятельность в объектном мире. Это позволяет нам освободить внимание для более тонкого восприятия, и переносит нас в более «высокие» вибрации.

Ра

Стихия, которая отвечает за преобразование материи и связана с 3‑й чакрой — «огонь». Общение с живым огнем (свечи, костер) позволяет очищать и гармонизировать стихию «огня». Оздоровительные посты также способствуют очищению 3‑й чакрыи накоплению «огня» (для аккумулирования и хранения этой энергии ее рекомендуется опускать ниже, ко второй чакре).

3‑я чакра является нашим личным «Солнцем» — Ра. Недаром йоги связывали ее со слогом «Рам». Эта чакра на границе со 2‑й чакрой является источником радости — «Ра-Дость — то, что дает Ра». Йоги говорят, что медитация на 3‑ю чакру дает потала-сиддхи (постоянное счастье). Крик Ур-Ра, тоже связан с Ра. Созерцание кРАсивых форм гармонизирует третью чакру.

МанипуРа — чакра радости. Радость — это сияние личного солнца. Каждый из нас — такое солнце. И в нашем здоровом состоянии (духовном + физическом с центром на манипуре) мы испытываем беспричинное и безусловное состояние Радости. Когда свет манипуры чист, прозрачен и беспримесен, энергия радости лучится из человека и распространяется вокруг, освещая его мир и привнося в жизнь всех, кто его окружает, эту радость. Соприкасаясь с таким человеком, мы невольно заражаемся его легким и радостным расположением духа. Когда третья чакра сильна и чиста, ее сила позволяет человеку с радостью и легкостью проявлять себя в мире трехмерных объектов и манипулировать ими играючи. В этом и есть мастерство Воли.

Воля

В ведической традиции 3‑я чакра ассоциируется с понятием тапас (на санскрите тапа — нагревать). Тапа еще интерпретируют как «аскеза» или «воля», что означает — самоопределение; подтверждение того, каким способом «Я» проявляет себя; подтверждение снова и снова своего выбора. Таким образом, 3‑я чакра — является одним из центров «мужской силы» — воли.

Такое подтверждение своего выбора — является добровольным ограничением для души и поэтому называется аскезой. Но аскеза необязательно должна быть неприятной.

В Ведах Вишну (Всевышний) говорит Брахме (Творцу Вселенной):

сриджами тапасаиведам грасами тапаса пунах
бибхарми
тапаса вишвам вирйам ме душчарам тапах

«Силой тапа Я творю космос, силой тапа поддерживаю его и силой тапа поглощаю мироздание. Таким образом, тапа является источником Моей силы». (Шримад-Бхагаватам 2.9.24)

Вот что пишет Карлос Кастанеда о воле:

«... В нас есть просвет; подобно мягкому месту на голове ребенка, которое закрывается с возрастом, этот просвет открывается, когда развиваешь свою волю.

Где этот просвет?

В месте твоих светящихся волокон, — сказал он, показывая на свою брюшную полость.

Чему он подобен? Для чего он?

Это отверстие. Оно дает место для воли, чтобы та могла вылететь подобно стреле.

Воля — это предмет? Или подобна предмету?

Нет. Я просто сказал, чтобы ты мог понять. То, что маг называет волей, есть сила внутри нас самих. Это не мысль, не предмет, не желание. Перестать задавать вопросы — это не является волей, потому что для этого нужно думать и хотеть. Воля — это то, что заставляет тебя побеждать, когда твои мысли говорят тебе, что ты побежден. Воля — это то, что делает тебя неуязвимым. Воля — это то, что позволяет магу проходить сквозь стену, через пространство, на луну, если он хочет.

Я ничего больше не хотел спрашивать. Я был усталый и несколько напряжен. Я боялся, что дон Хуан собирается попросить меня уйти, и это раздражало меня.

Пойдем на холмы, — сказал он неожиданно и встал.

По пути он снова начал говорить о воле и смеяться над моим замешательством из-за того, что я не мог записывать на ходу. Он описал волю, как силу, которая была истинным звеном между людьми и миром. Он очень тщательно отметил, что мир — это то, что мы ощущаем, каким бы способом мы ни делали это. Дон Хуан подчеркнул, что ощущение мира заключает в себе процесс восприятия всего того, что предстает перед нами. Это определенное «ощущение» совершается нашими чувствами и нашей волей.

Я спросил его, не была ли воля шестым чувством. Он сказал, что она, скорее, отношение между нами самими и ощущаемым миром». (диалог Кастанеды и дона Хуана из книги 2. Отделенная реальность)

Из этого отрывка мы видим, что «воля», о которой говорит Дон Хуан — это фактически то же самое, что и тапа, в отличие от «мыслей», которые базируется на 6‑й чакре (в голове).

Если «Я» или атман рассматривать в трех аспектах сат-чит-ананда — бытие-знание-чувство, то первые три чакры — это проявление этих аспектов в физическом мире. Первая чакра — проявление аспекта выживания — сат, вторая чакра — аспект чувственного восприятия — чит», и третья чакра, как радость самосознания — ананда.

Характеристики

Здоровая третья чакра на энергетическом уровне светится чистым желтым цветом. Этот цвет может варьироваться от лимонно-желтого до золотисто-желтого — во всех гранях оттенков желтого в зависимости от индивидуальности человека. Этот свет сравним со светом нашего «индивидуального солнца», расположенного в центре нашего тела — в области солнечного сплетения. Медитация на эту область и визуализация этого «солнца» способствуют успешному центрированию личности.

Очищенная третья чакра открывает способность к яснознанию: состояние, когда приходит однозначное и ясное понимание, что «это так и не иначе», хотя при этом человек может и не иметь четкого представления, откуда это понимание к нему пришло. Эта способность является естественным продолжением «ясности ума» — признака здоровья третей чакры. Здоровая и чистая третья чакра также награждает своего владельца естественным оптимизмом и позитивным взглядом на жизнь, основанном на природном здравомыслии. Человека с ведущей 3‑й чакрой называют — «Мыслящий». Тыльная сторона 3‑й чакры служит в качестве интеллектуальной трафаретной основы (см. книги Синди Дейл). В аурическом теле человека третья чакра проецирует так называемое «ментальное тело», отражающее ее непосредственные функции. В физическом же теле она берет на себя функции надпочечников и поджелудочной железы, а также она поддерживает зрение и глаза.

Музыка

Музыка третьей чакры — интеллектуальна и высоко-технична, без плавных переходов как в музыке второй чакры, эмоции здесь осмысленные, то есть — эмоции рассматриваются с «высоты интеллекта», а не чувствуются непосредственно. Основной инструмент — конечно, фортепьяно с ясными «дискретными звуками».

 

 


[1]              Эгои́зм (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т. п.

 

02. Свадхистхана чакра

Вторая область сознания, которую мы рассмотрим — свадхистхана чакра (на санскрите сва — «собственный», адхистхана — «жильё»; буквально — «собственное жильё»). Это название связано с тем, что в древней ведической традиции свадхистхана чакру ассоциируют с «домом» лингама в йони (половыми органами). Ч. Ледбитер, на основе исследований оккультистов Запада конца XIX начала XX вв., 2‑ю чакру расположил в области селезенки, так как считал, что пробуждение центра свадхистхана крайне нежелательно, ибо это таит в себе опасности. Мы рассмотрим 2‑ю чакру как обширную область в брюшной полости. У женщин центр 2‑й чакры находится внутри матки и служит «центром женской силы». Эта чакра светится оранжевым цветом.

Чувства

Посредством 2‑й чакры мы чувствуем и получаем удовольствие от жизни. Чисто эмоциональная экспрессия является порождением второй чакры. Чувства, относящиеся больше к первой чакре, порождают «первобытные» инстинкты — животный страх, ярость или необузданную страсть. Чувства, зарождающиеся в самой второй чакре, «мягче» и «текуче», что более свойственно женской природе. А ближе к 3‑й чакре чувства становятся более осмысленными, такими как радость.

Ощущения на уровне 2‑я чакры переменчивы и нестабильны подобно волне на поверхности воды. Поэтому они постоянно меняются, в отличие, скажем от ощущений на уровне 10‑й чакры (смотрите соответствующую главу), которые стабильны. Развитая 2‑я чакра помогает «воплотиться» и раскрыть свое сознание на уровне сознания 10‑й чакры. Пример текучести чувств на уровне 2-й чакры: женский флирт и кокетство.

2‑я чакра позволяет нам получать удовольствие от жизни, смаковать, ощущать и упиваться тем, что производят другие чакры: «первобытными» чувствами корневой чакры, физическими ощущениями, мыслями, взаимоотношениями, возможностями, воображением, и даже тишиной. В отличие от первой чакры, вторая чакра — «двумерна». Мультики, которые так любят дети, воспринимаются на уровне второй чакры. В «мире второй чакры» все легко и просто, как в мультике про «Тома и Джерри», но при этом полно увлекательных переживаний. Это в случае, если 2‑я чакра «здорова». В противном случае человек может просто «застрять» в собственных эмоциях, что достаточно мучительно.

Эмоции

Вторая чакра категорична. Люди, живущие преимущественно сознанием этой чакры, любят делить мир на «черное и белое», влекомые эмоциональной стороной жизни. Эти люди любят плыть на волнах страсти и упиваться своими переживаниями, особенно яркими эмоциями ликования от побед и горечью от потерь. В своем здоровом состоянии такие люди обладают недюжинной «астральной» силой — не чем иным, как силой своих собственных эмоций, способных свалить наповал носорога и воскресить завядшего от тоски человека.

Чувства 2‑й чакры, соединяясь с мыслеформами 3‑й чакры, порождают эмоции. Если такие соединения энергии 2‑й и 3‑й чакры не распадаются после выражения эмоции, то могут породить эмоциональные блоки. Тогда определенная «проверенная эмоция» становится своего рода шаблоном, поскольку существует как программа в виде застывшего сочетания убеждений и чувств и применяется неосознанно и чаще всего «против нас самих». В основном травмы случаются с нами, когда во время переживания определенного эмоционального состояния мы испытываем ту или иную степень потери собственной целостности. В определенном смысле мы не можем утратить целостность, поскольку она является неотъемлемой характеристикой нас как духовной сути. Но парадокс обретения жизненного опыта заключается именно в состоянии мнимой утраты этой самой целостности. Все наши страхи зиждутся на этом основном, корневом страхе — потерять самих себя.

Так иногда нам может казаться, что мы проявляем себя не так, как нам того хотелось бы, или не так, как мы чувствуем. В этом случае, если разобраться, окажется, что мы пытаемся оценить переживаемый нами опыт в ключе заданных ранее установок или программ. Некое давнее разочарование может эхом отозваться и окрасить наше переживание самым неожиданным образом, тем самым в определенном смысле исказив «действительность». Разумеется, последнее весьма условно, поскольку переживания и действительность — две противоположные стороны одного и того же. Задаваясь вопросом о том, каким на самом деле является мир, в котором живем, мы не сможем прийти к иному выводу, кроме как к тому, который смогли уже сами осознать в результате пережитого нами опыта. А опыт, как известно, всегда основан на чувствах (даже если этот опыт мы усвоили в результате сопереживания). Мы чувствуем — значит, мы живы, по крайней мере, для самих себя.

Что же касается травм, полученных нами от других, то они, по своей сути являются продолжением или «наслоением» к нашим собственным «драматическим» установкам.

Единственный верный способ исцеления и недопущения травмирования на уровне эмоций и переживаний — приятие самого себя, безусловное, бескорыстное и постоянное. И в этом мастерство.

Иногда люди сетуют на то, что жизнь приносит им сплошные огорчения или разочарования. Но зачастую тут как раз срабатывают такого рода программы, закрепленные на неосознаваемых эмоциях. (Чаще всего такие программы распознаются в том, что мы реагируем однотипно на схожего рода ситуации). Эта тема подробно рассматривается в работах многих современных психологов, и мы не станем останавливаться на этом более подробно. Подчеркнем лишь то, что каждый из нас в состоянии научиться различать действие таких программ в своей жизни и со временем — выйти из под их контроля, открывая для себя новые грани свободы своей личности.

Вторая чакра по своему состоянию похожа на море и может быть спокойной как во время штиля, или же бурлящей, когда в ней происходят «штормы». Поэтому человек, в чьем сознании преобладает данная чакра, выглядит и действует весьма непредсказуемо и порой очень импульсивно. Ему следует научиться осознавать свои эмоции, чтобы овладеть собственной силой. Такие люди необычайно творческие, поскольку 2‑я чакра является центром чувств и творческой потенции, связанной с зарождением и созреванием чего-либо (детей, бизнеса, идей и проектов).

Энергия 2-й чакры

Во Введении мы уже приводили свое понимание энергии в контексте чакр. Но говоря об энергии второй чакры, мы имеем в виду конкретно ту ее часть, которая в психологии именуется «степенью внимания». Так, скажем, почему сексуальная энергия считается столь могущественной: она собирает в себе, аккумулирует очень много внимания. В данном ключе можно сказать, что энергия второй чакры — это энергия «аккумулированного внимания».

Когда мы встречаем что-то необычное, например, вы плывете на лодке и перед вами выпрыгивает дельфин, ваше внимание полностью охватывается этим переживанием. Вы чувствуете сильное удивление. Все ваше внимание собирается в одном переживании, и вы запоминаете этот случай до конца жизни. Это пример энергии «аккумулированного внимания». Может случиться, что вы переживаете горе. Ваше внимание тоже аккумулируется на переживании этой эмоции. Но если вы отвергнете горе, не желая его переживать, то ваша аккумулированная энергия внимания может надолго застрять в эмоции горя. И вы даже можете забыть об этом случае, но ваша застрявшая энергия не будет доступна, и, соответственно, останется меньше энергии для сознательного внимания. И третий пример: когда юноша и девушка влюбляются друг в друга, их внимание тоже собирается в переживании любви. Это пример «аккумулированного внимания» сексуальной энергии.

Сексуальная энергия признана одной из мощнейших сил. Она движет прогрессом. Если разобраться, то именно эта энергия — сочетание инь и ян, борьба противоположностей, если угодно, лежит в основе мироздания. Стремясь к воссоединению к собственной сутью, как бы парадоксально не звучало это — ведь мы сами сутью и являемся, мы обязательно стремимся приобщиться к собственной противоположности. Именно этим обусловлен поиск своей возможной «половинки». Разумеется, рассуждать о правомерности гипотезы «половинок» можно долго и пространно, но тут мы лишь хотим отметить, что для приятия собственной целостности человеку необходимо ощутить энергетическую целостность в единении с партнером. И такое единение может быть возможно, когда есть полное приятие, характеризующееся полноценным функционированием всех чакр. Такого рода переживание можно сравнить с «распадом личности», поскольку в состоянии полного энергетического единения, сопровождающего полноценный сексуальный взаимообмен, то, что мы привыкли считать своей личностью — наши самоопределения, диктуемые мыслями о себе, своими убеждениями, основанными на опыте и прочими внешними факторами — теряют свою ценность. Остается только само ощущение своего безусловного бытия, исполненного самоценности и ликования. Состояние «недумания» или «остановки мира», к которым стремятся буддисты и маги — есть состояние энергетического оргазма в целостном единении. Это состояние сродни самадхи — в последнем йог испытывает экстатическое единение со своей Высшей божественной сутью.

Духовный опыт человека начинается с переживания такого целостного единения. Именно сексуальная энергия подталкивает нас к самовыражению, принимающему в дальнейшем его развитии все более и более высокие и изысканные формы.

Также здесь уместно поговорить о состоянии единения с собственными чувствами. Когда человек принимает без редактирования или самоосуждения то, что ощущает и переживает, его потенциал обретает шанс на максимальную реализацию. Современные люди, перегружаясь рассудочными программами и эмоциональными травмами, накапливаемыми с самого раннего возраста, зачастую предосудительно относятся к такому безусловному приятию собственных чувств, не говоря уже о переживаемых ощущениях и, тем более — эмоциях! Но, откроем вам прописную истину духовного мистицизма — именно такое безусловное приятие себя в своих чувствах, ощущениях и переживаниях служит ключом к овладению собственной энергией и собственной жизнью. Когда мы способны непосредственно переживать свой опыт, без умственной и прочей его редакции, мы обретаем силу настоящего момента и стоим на пороге духовного мира, существующего вне времени.

В китайской традиции энергию 2‑й чакры называют «ци» (жизненная сила). Энергия 2‑й чакры находится непосредственно «над» энергией 1‑й чакры, поэтому с помощью энергии 2‑й чакры можно напрямую управлять физическим телом. Что как раз и используется в энергетическом целительстве, пранотерапие и у хиллеров.

А в боевых искусствах мастера показывают необычайную быстроту и силу, благодаря тому, что «аккумулируют» свою «энергетическую» силу в области на 4 пальца ниже пупка и на 4 пальца внутрь низа живота, где находится центр силы, используемый в боевых искусствах (кунг‑фу). Японские воины эту энергию называют Хара, шаманы же называют ее Тумо, которая особо характеризуется взрывной силой.

В славянских традициях эта энергия имела название «Жи» (иногда ее путают с «Хи») — или энергия жизни. Она связана с плавным течением жизненной силы в теле, и отсюда происходит «гимнастика»: умение владеть плавностью своего тела. Этот корень дает русский «живот» и, собственно «жизнь», «жилье» (адхистхана).

Эту же самую энергию в психологии именуют психической, или, как у К. Г. Юнга — либидо. В данном свете становится очевидно, что сексуальность — лишь одно из множества возможных проявлений этой энергии, но не специфическая ее разновидность.

Особую силу эта энергия обретает, когда человек развивает осознанность в отношении динамики его эмоциональных проявлений или как у Юнга «потребность найти конкретную форму для сознаваемого им динамизма психических событий». Научиться (или, вспомнить заново навык того, как) осознавать собственные эмоции и переживания — необыкновенно сильная духовная дисциплина. Духовность ее не в религиозной обрядовости. Отнюдь. Приятие себя как духовной сути подразумевает приятие собственных переживаний, в том числе и эмоциональных. Нет необходимости отождествлять себя с эмоциями, которые мы испытываем. Достаточно просто принимать свое достоинство при любых переживаниях. Эмоции не могут характеризовать нас в качественном отношении. Они являются частью нашего опыта, подобно оттенкам в палитре на живописном холсте. Но нельзя назвать картину плохой или недостойной только оттого, что какие-то из оттенков кому-то лично не по вкусу. Если мы можем переживать свой опыт не теряя себя в эмоциях, сознавая, что они лишь — часть его, то нам будет удаваться воспринимать картину собственной жизни более цельно и масштабно, и открывать для себя все новые и новые горизонты и глубины.

Оттого что эмоции — лишь составная часть опыта, они не являются менее значимыми, чем любая другая его составляющая. Эмоции и переживания идут рука об руку. И отслеживание своих переживаний лежит в основе сознательного отношения к собственной энергетике.

Баланс мужского и женского в духовных традициях

В господствующих мировых религиях последние несколько тысяч лет Богу поклонялись только как мужчине. Мужчина почитался, а женщине всегда отводилась вторая роль, если не подавлялась, что породило у людей множество блоков, связанных с серьезными искажениями в области сознания 2‑й чакры и блоки, создавшие «разрывы» между 1‑й и 2‑й, а также 2‑й и 3‑й чакрами, что не могло не возыметь весьма плачевных последствий для всего человечества. Наши чувства, живущие в каждом из нас как естественная часть нас самих, лишили поддержки жизненных сил 1‑й чакры и осуждались убеждениями 3‑й чакры. Это привело к охоте на ведьм, осуждению мистики, чувственности, и породило перекос в системе образования, когда превозносилось «мужское» знание — наука, логика и философия 3‑й чакры, а женское «знание» — мистическое знание, идущее от чувств, подвергалось осуждению и репрессиям. Это социальное давление влияло на женщин, побуждая их развивать мужские качества — 3‑ю чакру в ущерб 2‑й — «женской чакре». Таким образом женщины оставались на второстепенных ролях, так как опирались не на собственный «центр силы» — 2‑ю чакру, а на мужской «центр силы» — 3‑ю чакру. Об этом можно прочитать у Флоринды Доннер в ее книге «Жизнь в сновидении»: «... Дело в том, что в наше время знание выведено из достижений только на пути разума. Но у женщин иной путь, никогда даже не принимающийся во внимание. Этот путь может дополнить знание, но это должен быть такой вклад, который ничего общего не имеет с путем разума... Она объяснила, что мужчины, стремясь к господству, добились успеха, уменьшая таинственную силу женщины, превращая ее матку в чисто биологический орган, единственной функцией которого является воспроизводство, вынашивание мужского семени...» Смысл данной цитаты в том, что современная наука опирается в своем развитии на знания, полученные с помощью интеллекта (рассудка), контролируемого энергиями мужского характера и левого полушария головного мозга. Интуитивная же часть личности каждого человека связана с правым полушарием мозга и с женской энергией. Женская энергия познает мир во многом менее рационально, но зато более непосредственно (нет редакции рассудком). В этом смысле такой путь познания можно счесть загадочным – ведь он не поддается анализу рациональным умом, поскольку зачастую превосходит способности последнего. Именно в непосредственной интуитивной силе заключается мистическое могущество женской энергии. Но это вовсе не означает, что мужчинам такого рода энергия не доступна. В каждом человеке сочетается и мужское и женское, и потому как женщина, так и мужчина при полноценном раскрытии собственного энергетического потенциала и умении его балансировать, способны владеть таинственной силой интуиции.

Деградация «мировых религий» в значительной мере стала следствием такого перекоса «мужской» и «женской» энергий. Без достаточной поддержки женской силы одна только патриархальная система обречена на крушение, как жесткий скелет без мышечной массы, поддерживающей его своей эластичной прочностью. Именно женская энергия позволяет как мужчинам, так и женщинам проникать в самые глубины духовных переживаний и сокровенного духовного знания. Баланс мужского и женского — это залог здоровья, как для каждого отдельного индивида, так и для общества в целом.

В последнее время этот перекос постепенно устраняется, что позволяет нам более гармонично и целостно проявлять себя. С точки зрения авторов, этому процессу реабилитации женской энергии человечество во многом обязано великой личности — Шри Чайтанье Махапрабху, олицетворяющему Собой совокупность мужского и женского в Личности Бога. Эта мистическая личность называется «скрытой аватарой», поскольку о его пребывании на Земле знал лишь довольно небольшой круг его приближенных. Он жил в конце XV — начале XVI века в Западной Бенгалии, Индия — и не случайно это время совпало с возрождением западной культуры: эпохой Ренессанса и путешествиями Колумба. Для большинства своих современников он был лишь блестящим философом и удивительным вайшнавом, который проповедовал любовь к Богу как к целостному сочетанию мужской и женской энергии — к Радхе-Кришне. Но его появление было предсказано за многие тысячелетия до этого в текстах древних индийских Пуран. В настоящее время энергия Чайтаньи — совокупная энергия любви мужского и женского в Абсолютной форме проникает во все уголки и закоулки этого мира, вкрадываясь в сознание людей и преображая каждого отдельно, и мир в целом.

Следует отметить, что из жизнеописаний Чайтаньи его современниками мы можем узнать, что сам он был настоящим гурманом и ценителем красок жизни с большой буквы. Его эмоциональные проявления и переживания в любви с Богом — это шедевриальный пример проявления 2‑й чакры на духовном уровне во всей своей красе. И хотя Махапрабху, являясь Скрытой Аватарой, не отличается большой личной популярностью у человеческого населения современной Земли, Его влияние распространяется вне зависимости от того, знают ли люди о том, какова суть Его божественного вмешательства. В этом смысле становится более понятно значение термина «скрытая аватара» — Его личностный аспект малодоступен, но влияние энергии повсеместно.

Разумеется, Божий промысел имеет очень разнообразные формы и осуществляется через многочисленных агентов. В этом смысле нельзя преуменьшать заслуги и других проводников гармонизирующих энергий Золотого[1] века, характеризуемого усилением влияния женской энергии.

Очищение второй чакры

Вторая чакра связана с ощущением вкуса. Вкусы (на санскрите — раса) бывают шести основных видов: сладкий, горький, соленый, кислый, вяжущий и острый. Чтобы придавать пище определенный вкус можно пользоваться различными специями. Приготовление вкусной пищи, со сбалансированными вкусами — большое искусство. Процесс готовки и потребление такой пищи — помогает балансировать вторую чакру и поддерживать здоровье и вкус к жизни.

Как мы уже говорили, 2‑я чакра текуча и подобна морю, поэтому и специфические методы очищения второй чакры связаны со стихией воды: омовение тела (каждодневный душ, принятие теплой ванной с морской солью, купание в чистых водоемах), питье чистой воды. Все жидкости тела («жи») — это непосредственное продолжение энергии 2‑й чакры, а задержка жидкости в организме — показатель нарушений по 2‑й чакре. Также положительно влияет на вторую чакру употребление вкусной пищи, положительные эмоции, смехотерапия и приятные, полные хороших эмоций, впечатления. Наша потребность в пище в значительной степени определяется эмоциональным голодом. Особенно хорошо эмоции очищаются от хороших впечатлений в путешествиях, при купании в море или океане. Интенсивные эмоциональные переживания, носящие конструктивный характер, не только насыщают вторую чакру, но и позволяют балансировать энергии всех остальных чакр. Очищенная вторая чакра позволяет в полной мере наслаждаться жизнью во всей ее эмоциональной палитре.

Характеристики

Здоровая вторая чакра реализуется через ощущение вкуса, в чем ей «помогают» стихия Воды и такие органы в теле, как язык. Одна из непосредственных ее функций также реализуется гениталиями. В аурическом поле человека она занимает так называемое «тело чувств». При его полноценном развитии оно наделяет человека экстраспособностью к эмпатии и здоровому сочувствию, а также дает ее обладателю необычайную силу, такую как у мастеров боевых искусств, быстроту реакции, грациозность и плавность (как в кунг‑фу). Энергия этой чакры — осознаваемые нами наши собственные чувства — являются топливом для реализации любой мистической силы. И тут мы говорим о мистической силе в целом, поскольку приятие собственного эмоционального и чувственного потенциала как такового является основой для приятия собственной силы в принципе. Без такого приятия невозможно культивирование собственных способностей. Отрекаясь от собственного чувственного опыта, человек кастрирует себя энергетически, и тогда его развитие (в том числе и на духовном поприще) может быть не иначе как умствованием.

В теле эту чакру «отслеживает» так называемый «мозг млекопитающего» или лимбическая система и гормональные железы: гонады — яичники, яички — простата и лимфатическая система. Тыльная сторона 2‑й чакры служит в качестве трафаретной основы наших чувств. Человека со 2‑й «ведущей» или основной чакрой называют — «Чувствующий» (его описание смотрите в книгах Синди Дейл).

Мистическая цивилизация Атлантов[2], жившая на Земле до нашей истории была основана на второй чакре, брала и хранила силу эмоций, в отличие от Лемурийцев (живших до Атлантов), берущих силу от первой чакры. Наша сегодняшняя цивилизация построена на силе третьей чакры — логики и огня. Народные сказки — скорее всего — отголоски остатков мощи цивилизации Атлантов, поскольку сказочная энергия — ни что иное, как соединение силы чувства и сердца.

Музыка

Музыка второй чакры будит чувственность и романтизм. Она бурная и текучая. Она насыщена простыми эмоциями, как большинство эстрадной музыки. Она ориентирована на то, чтобы приносить удовольствие.

 


[1]              В Ведической литературе упоминается, что явление Золотой Аватары (Чайтаньи Махапрабху), знаменует собой начало эпохи духовного возрождения, именуемой Золотым веком. В известной нам западной истории этот период совпадает с началом Ренессанса.

[2]              См. работы Г. Бореева и Друнвало Мельхисидека

01. Муладхара чакра

Начнем изучение чакр с первой — муладхары чакры (так она называется на санскрите). Первая чакра — это импульс «я», стимул, который толкает нас на «путешествие по жизни». Импульс, который привел нас в этот мир. Эта часть сознания, которой мы воспринимаем наш физический мир «здесь и сейчас», на санскрите называется муладхара (мула — «корень» и дхара — «опора», «держать»). Этот импульс (усилие) мы ассоциируем с основными жизненными инстинктами: движения, выживания, самовоспроизводства и самосохранения.

Одним словом, эти инстинкты можно охарактеризовать как выживание: выживание посредством физического тела, семьи и потомства, группы (организации, где мы работаем, нации, государства), человечества, всего живого, Вселенной, Духовного Мира и Единого Бога. Другие слова, которые характеризуют первую чакру — «присутствие» или «сознательность». Потому что, если мы не сознаем этот мир, иначе говоря — не отдаем себе отчет в происходящем, то, мы не выживаем здесь.

Жизнестойкость

Мы живы, и это — аксиома. Если я не живу, то кто констатирует то, что со мной? Смерть рассматривается наблюдателями со стороны как некое преобразование объекта или как изменение условий в отношении субъекта. Но что в этом процессе воспринимаю я, переживающий опыт? Ответить на этот вопрос можно только сохраняя «неразрывность» сознания даже при таком, зачастую, травматическом раскладе. Подобно тому, как, просыпаясь, люди часто отключаются от своих сновидений и не помнят их, так и опыт умирания (как и рождения), переносится в бессознательное нами, когда мы переходим в другой режим восприятия — к некой деятельности (состоянию бодрствования). Но сам опыт несомненно переживается нами осознанно (в той мере, в коей мы вообще способны к осознанности). И свидетельствуют об этом многочисленные случаи гипнотических регрессий: погружение в прошлые жизни и соединение со своим опытом смерти в них, как и путешествия «между жизнями»[1].

Мы есть, мы всегда были и всегда будем. И это — основа нашего опыта, основа нашего сознания, основа нашей способности выражаться в импульсе (с коего начинается любое «делание» и прочие фазы самовыражения). Состояние, в котором мы подтверждаем свою жизнь «на практике», можно назвать непосредственной функцией 1‑й чакры. Это состояние называется жизнестойкостью. Это состояние единения, если можно так сказать, со своим жизнехранилищем — с самим собой, как источником жизненной энергии. Жизнестойкость обеспечивает «реальность» происходящего. Разумеется, прочие уровни наполняют эту реальность интенсивностью и объемом. Принимая свою жизнестойкость как данность, мы относимся к ней как к воздуху: он есть, и мы дышим, его нет — и наше существование на физическом уровне ставится под вопрос...

У жизнестойкости есть антоним — эскапизм[2]. Эта болезнь, к сожалению, не сознается теми, кто ее переживает. Исцелиться можно развитием сознательности в отношении собственных энергий, уважению к Жизни и к самим себе.

Кундалини

Сознательность также дает импульс к действию. Именно она переводит «бытие» в «делание». Этот импульс, древние йоги назвали кундалини[3] (точнее — красной кундалини). Йоги связывали его с самосознанием, поскольку любое действие, в конечном счете, ведет к познанию или осознанию себя.

«Кундалини на языке психологии это то, что побуждает вас пойти на величайшее приключение... Это поиск, который делает жизнь пригодной для проживания, и это Кундалини; это божественное побуждение». (Карл Густав Юнг)

Кундалини (с санскрита) означает «свёрнутый кольцом». Красную кундалини, спящую в первой чакре, йоги сравнивают со змеей, свернутой в клубок. Она представляет собой наш потенциал «в зародыше» и высвобождается в виде импульса. «Пространство» первой чакры «одномерно». Иначе говоря, импульс первой чакры имеет свойство движения «по прямой», без способности к самостоятельному изменению направления. Импульс сам по себе — это уже огромная сила: толчок к действию, инициирующий движение.

Импульс

Чтобы двигаться к любой цели, будь то самосознание или любая другая, более простая, необходим импульс (побуждение или усилие). В отсутствие такого импульса, продвижение, как и движение в принципе, невозможно. Поэтому первую чакру также связывают с фундаментом: на этом базисе зиждется всё остальное проявление нашей жизни в этом мире и любое развитие в ней. Не имея энергетической основы в виде здоровой первой чакры, мы не способны на развитие в принципе. Поэтому пренебрежительное отношение к энергии этой чакры, которое иногда бывает у неопытных «искателей истины», полагающих, что поскольку эта чакра связана с физическим телом и прочими физическими аспектами нашего существования, то она второстепенна по отношению к духу — ошибочно в корне и ведет к плачевным последствиям. Импульс первой чакры является частью духа, как и прочие проявления нашего сознания. Искусственное разграничение между «духом» и «материей» свидетельствует о недопонимании природы энергии, неделимой по своей сути. Такого рода двойственность (разделение на дух и материю) свойственно ментальному отношению, поскольку само оно существуют только в виде умственной концепции. В реальной жизни вся энергия неделима, хоть и разнородна. Поэтому невозможно сохранять энергетическую целостность, отдавая предпочтение только какому-то одному «уровню» в поле чакр, пренебрегая другими. Развивая одни только так называемые «верхние» чакры (о которых мы говорим далее на страницах этой книги), невозможно достичь позитивного результата без поддержки энергии основы — первой чакры. В этом смысле энергия первой чакры дает старт запуску «ракеты» нашего самосознания. Но без этого старта и нужного для него топлива (собственно, самой «красной» энергии этой чакры) никакой полет невозможен.

К примеру, вам нужно передвинуть руку. Если вы просто в уме будете представлять, что ваша рука движется, то на самом деле рука так и останется на месте. Чтобы сдвинуть руку, необходимо определенное усилие. Если к руке кто-то поднесет горячую спичку, то вы одернете руку, не думая и даже не дожидаясь соприкосновения с огнем. Это и есть энергия (способность сознания 1‑й чакры), выраженная в инстинкте выживания. При этом вы не будете думать, совершаете ли вы действие «духовное» или «материальное». Но импульс 1‑й чакры не ограничивается выживанием. Этот импульс может толкать нас на покорение горных вершин, и он же может побудить нас начать духовный поиск, или продолжать свой духовный путь, со всеми его взлетами и падениями, изо дня в день.

Потенциал

Из энергетического потенциала первой чакры рождается «делание» или любая активность на физическом уровне. Эта активность направлена на расширение нашего присутствия в физическом мире, на укрепление нашей силы в нем и расширение нашего влияния на него. Такое расширение также связано с деньгами, так как деньги в наше время зачастую становятся эквивалентом нашего потенциала к выживанию. Поэтому именно в области этой чакры находится центр, известный в китайских энергетических практиках как «точка миллиона золотых монет».

Первая чакра — один из центров силы мужчин (второй мужской центр — третья чакра). По своим свойствам красная энергия корневой чакры во многом схожа с энергией ян, отождествляемой также с мужской. Это энергия стабильности и надежности. Люди с сильной первой чакрой способны не только сами позаботиться о собственной стабильности и защищенности, но и обеспечить этими весьма полезными условиями тех, кто находится с ними рядом. Если вы не конкурируете с ними, то в обществе таких людей вы ощутите прилив жизненных сил и сможете почувствовать себя более защищенными, даже если они ничего для этого не предпринимают. Люди с сильной 1‑й чакрой притягивают именно своей аурой (защитой и надежностью). Например, те, кто легко зарабатывает деньги, успешные военные или бизнесмены, и все те, кто поражает нас легкостью в преодолении жизненных трудностей. Как ни странно это может прозвучать, но даже общепризнанные святые, которым поклоняется множество людей, дарят им ощущение защиты и покровительства, в том числе и благодаря тому, что находятся в гармонии и на уровне 1‑й чакры.

Современное западное общество, при всем его материализме, во многом недооценивает 1‑ю чакру, концентрируясь главным образом на энергии и ценностях 3‑й чакры (объектный мир и манипулирование объектами, мотивированное эгоцентризмом — но об этом подробнее в главе о 3‑й чакре). В культурах, стоящих по системе ценностей ближе к так называемым «первобытным», 1‑я чакра и ее энергия является одной из основных. Инстинкты и чутье (инстинктивное) — служат в таком обществе не только для получения необходимой для жизни информации в таком обществе, но и являются источником сил — как физических, так и «мистических». Вспомним ритуальные пляски и песнопения, принятые в традициях культур 1‑й чакры. В таком обществе ценят не только силу, но и ее источник, божественный по своей сути. Пренебрежительное отношение к первой чакре «научно и технически прогрессировавшего» человека отрезает его от источника «первобытной» (читай — природной, физической) силы. Отсюда и проблемы со здоровьем и слабая выносливость.

Инстинкты и запахи

Рафинированные «парниковым эффектом» люди часто так далеки от своей жизнестойкости еще и в силу пренебрежения своей «животной основой». Да-да. В каждом человеке есть животное. Точнее, каждый человек — это еще и животное: ну, хотя бы — млекопитающее. Отрицать это, значит отрицать часть своей природы, часть себя, и лишать себя жизни таким образом.

Мода на утонченность и возвышенность поотрезала большинство ног (ну и того, что к ним прилагается), особенно у тех, кто причисляет себя к интеллигенции. Такая ампутация делает человека обездвиженным в плане его личностного и духовного, если угодно, развития.

Взглянув на животных не предвзято — то есть, без лишнего высокомерия — мы обнаружим, насколько они цельные существа. Они находятся в прямой связи со своим бытием: они являются тем, что они есть, и не стремятся казаться чем-то или выдавать себя за что-то. Их делание оснащено силой инстинктов. Люди, усвоив некие концепции, привыкли относиться к инстинктивному свысока — мол, это некое недорассудочное состояние. Но инстинкты врут гораздо реже, чем теории и изыскания усердствующего рассудка. Если мы честны с собой, то такие инстинкты могут стать незаменимыми помощниками не только в выживании, но и в реализации своих более дальних устремлений (импульсов).

Один из механизмов инстинктивного восприятия, наблюдаемого нами у большинства животных и также имеющийся в нас — это обоняние, или, точнее говоря — умение распознавать информацию в форме запаха. Современный человек привык к плоской трактовке такой информации: запах либо приятный, либо — нет. Разумеется, с дополнительными оттенками в этих двух категориях. Эта информация достоверна (пусть ее и можно считать субъективной — но ведь она и предназначена для субъекта!). И все же, лишь двоякая ее трактовка во многом ее обесценивает. Наше обоняние, при нужной настройке сознания на этот воспринимающий канал, способно поведать нам куда больше об интересующем нас объекте.

Любопытно, что именно обоняние, как чувственный рецептор, закреплено за первой чакрой. Чем сильнее развита она, тем более чуток человек к своему обонянию. И это чутье позволяет распознавать не только опасность на дальнем подступе, но и усвояемую энергию, необходимую на данном этапе. Любая энергия объёмна: за ней закреплена вся палитра возможных

ощущений в нашем восприятии. Этот факт хорошо известен даже синестетикам[4]. Дело лишь в умении ориентироваться и доверять своему чутью.

Утонченность восприятия не противоречит силе инстинктов, а, напротив, позволяет развивать их до бесконечности. Тут основное — это цельность и уважение ко всем аспектам жизни и себя как таковой.

Умение различать ароматы[5] и запахи, позволяет также использовать их сознательно для поддержания и усиления личной жизнестойкости. Известно, что комплиментарные нам ароматы «уплотняют» так называемое «эфирное тело», которое, кстати говоря, также закрепляется за первой чакрой, как самый близкий к физическому слой нашего существования.

Стабильность и стремление

Первая чакра награждает нас как стабильностью —устойчивостью в своем импульсе, так и стремлением — свойством устойчивого импульса в продолжении на остальных уровнях. Импульс, переходя на уровень второй чакры, становится чувственным и эмоциональным проявлением стремления, на уровне третей чакры —ясным пониманием своего стремления, на четвертой — полными приятием и единением в своем стремлении, на пятой —верой и выражением стремления в конкретную линию действительности, на шестой — постулированием своего стремления в некой системе координат, на седьмой — осознанием своего стремления в общей, большей перспективе, на восьмой стремление находит свои «черные дыры», превращая мир в перекресток выборов, на девятой мы сознаем свое стремление как реализацию своей жизненной миссии, на десятой наше стремление вплетается в многомерную канву жизни в теле (на земном уровне со всем его многообразием), на одиннадцатой наше стремление преображает нас самих и все что вокруг нас, на двенадцатой оно обретает форму мастерства, а на тринадцатой — проявляется в наших вечных взаимоотношениях со Всевышним.

Характеристики

На энергетическом уровне первая чакра светится красным цветом и соответствует области промежности. Вниз к ногам она переходит в более коричневый, земляной оттенок, а вверх, в направлении пупка постепенно переходит в оранжевый цвет. Чистой первой чакре соответствует «чистый» красный цвет — незамутненный, без темных и серых участков, хотя индивидуальный цвет каждого человека может отличаться от других.

Через эту чакру «я» влияет на физическое тело через надпочечники (вырабатывая адреналин) и через половые железы. Поэтому эта чакра связана с «адреналином к жизни». Соответствующая энергетике этой чакры часть мозга: рептильный мозг, отвечающий за базовые инстинкты. Из органов физического тела эту чакру также связывают с ногами и костной системой, анусом и с нижним отделом кишечника, а также с «красными кровяными тельцами». Из физических органов чувств — с носом и его функцией осязания. Из стихий — с землей.

Человека с сильной или «ведущей» (той, что играет наиболее значимую роль в жизни или на данном ее этапе) 1‑й чакрой можно назвать «Реалист».

С первой чакрой связаны экстраспособности: восприятие физических состояний окружающих; психометрия («считывание» физических объектов). Если энергетическая подпитка на уровне первой чакры тех, кто приходит в соприкосновение с обладателем здоровой первой чакры — то есть,   усиление энергии первой чакры и у других — можно считать экстраспособнотью, то стоит здесь отметить и это. Такой человек заряжает вас своей жизнестойкостью.

Мы можем порекомендовать читателям познакомиться с книгами Женевьевы Льюис Полсон — специалиста по кундалини, а также с книгами Синди Дейл для изучения их подхода к развитию потенциала этой чакры. Интересные практические советы можно найти в работе Бренды Девис «Путешествие по радуге чакр».

Все это относилось к «фронтальной», или осознаваемой, активной стороне первой чакры. «Тыльная» же, подсознательна сторона 1‑й чакры служит в качестве основы нашего жизненного опыта. Это можно понимать так, что энергия этой чакры, «напитывая» прочие уровни нашего тела — физического и тех, которые принято называть «тонкими» или «энрегетическими», составляет стержень или основу в виде заданного импульса для нашего дальнейшего проявления себя в жизни, в мире, в деятельности.

Очищение

Проблемы в области сознания, отвечающей за первую чакру, возникают, когда свободному проявлению этого импульса мешают неосознанные запреты. Например, у нас могут быть травмы в прошлом, связанные с выражением наших основных инстинктов, блокирующие их выражение сейчас. Это может мешать нам обрести материальную независимость и положение в обществе, созданию семьи, защищать свои интересы и прочие вещи, связанные с этой сферой.

Чтобы исцелить эту область сознания, можно применять общие техники очищения, а также техники очищения именно для первой чакры. Очищать и гармонизировать первую чакру можно через обретение материальной независимости в обществе, выполнение физических упражнений, массажа, употребление сбалансированной и натуральной пищи, аромотерапию (вдыхание приятных ароматов трудно переоценить). Для усиления первой чакры полезно общаться с красным цветом: носить красную одежду, есть красную пищу и смотреть на красный цвет.

Также полезны приятные запахи, гармонирующие с вашими ощущениями. Такие запахи заполняют ваше жизненное пространство, помогая вам сохранять свою целостность. Кроме всего прочего, полезно баловать себя и позволять себе то, что считается «запретным плодом» (ведь последнее может оказаться чем-то вполне невинным с точки зрения здравого смысла, если отбросить предрассудки, вызванные травмами, подавляющими нашу жизненную силу).

Очищенная первая чакра позволяет чувствовать свою силу. При очищении первой чакры проявляются её более тонкие свойства. Например, мы можем замечать знаки, связанные с физическим воздействием. Нас могут толкнуть или можем удариться. Для человека с сильной 1‑й чакрой — это знаки, к которым лучше прислушаться, потому как обычно они приходят уже на стадии, когда знак не просто указывает, а, скорее, уже «кричит» о том, на что следует обратить внимание.

Для любой реализации в жизни, в том числе и духовной, человеку необходимо поддерживать баланс, дабы оставаться цельной личностью. Целостность энергетическая и цельность натуры — показатель степени здоровья, как физического, так и духовного. И полноценно функционирующая первая чакра служит безусловным фундаментом такого здоровья.

Для того чтобы перейти от теории к практике мы для каждой чакры будем рекомендовать слушать определенную музыку, которая позволит осознать и почувствовать чакры «вживую».

Музыка

Музыка первой чакры энергична, ритмична и зачастую динамична. Пробуждает активность, поднимает тонус. (Но на человека с ослабленной первой чакрой может действовать угнетающе). Такой музыкой могут быть: ритмичный бой барабанов, особенно — восточных, а также горловое пение и та музыка, которая побуждает к подвижному, энергичному танцу.

 


[1]              Подробнее об этом в работах Майкла Ньютона

[2]           Из Википедии: Эскапизм (англ. escape — убежать, спастись) — индивидуалистическо-примиренческое стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий. Стремление бежать от реальности может возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, неспособностью создать адекватные мнимому цензу отношения с окружающими субъектами представления, не занятыми «напряженной работой». Часто возникает в кризисных ситуациях саморефлексии.

                Любая активная деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс, религия и т. д.) может стать способом эскапизма, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Способом эскапизма может стать и пассивная деятельность (просмотр фильмов, чтение книг, алкогольное или наркотическое опьянение, медитация и т. д.). Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз.

[3]              Пробуждение красной кундалини муладхара чакры — тонкий процесс, который может быть проблематичным, если тело не подготовлено, поэтому лучше это делать под наблюдением специалиста.

[4]              Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

                Синестезия (греч. συναίσθηση — одновременное ощущение, совместное чувство) — в неврологии — явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

                Примеры: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов.

                Слуховая синестезия — способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, было открыто американскими учеными Мелиссой Саэнс (Melissa Saenz) и Кристофом Кохом (Christof Koch) из Калифорнийского технологического института.

                Вкусовая синестезия — появление вкусовых ассоциаций от каких-либо слов, образов. Такие синестеты могут, например, слышать любимую песню каждый раз, когда едят шоколад.

                Чаще всего встречаются синестеты с цветовыми или фактурными ассоциациями на буквы, цифры и слова (например, буква А всегда кажется ярко-желтой).

                Феномен синестезии известен науке на протяжении уже трех столетий. Пик интереса к ней пришёлся на рубеж XIX и XX веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства. Так, в 1915 году был создан специальный инструмент для исполнения световой партии в «Прометее» Александра Скрябина. В 1970-х были популярны концерты «музыка + свет», в которых использовался «световой орган» — музыкальный инструмент, извлекавший не только звуки, но и свет.

                Истоки причин соединения видимого и слышимого восприятия на человеческие рецепторы уходят в глубь веков. Еще в древности существовало искусство под названием синкретика, то есть неделимое на роды и виды. Цвет и звук в сознании первобытных предков принадлежали определенным предметам, а восприятие предметов было конкретным. Именно поэтому танец и свет от пламени костра, которые были обязательными ритуальными действами, являлись нераздельными и исполнялись в определенных и предназначенных для этого случаях.

                По мнению Чарльза Осгуда, именно феномен синестезии, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности, служит основой метафорических переносов и оценок и делает возможным метод семантического дифференциала.

                Следует учитывать, что синестезия не является психическим расстройством.

[5]              В Бхагавад-гите Кришна говорит: "Я — изначальный аромат земли, и Я — жар огня. Я — жизнь всего, что живет, и Я — епитимьи всех аскетов". (7.9)